Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 11:59, курсовая работа
Целью данной работы является анализ правового регулирования лесохозяйственной деятельности и отношений лесопользования в Российской Федерации.
Цель определила следующие задачи:
- рассмотреть развитие отношений лесопользования в России;
- проанализировать лесное законодательство;
- определить особенности правоотношений лесопользования;
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. История формирования и современные аспекты правового регулирования отношений лесопользования в России …………………… 7
Развитие отношений лесопользования в России .………………. 7
Источники правового регулирования отношений
лесопользования …………………………………………………..13
Понятие и состав лесного фонда Российской Федерации …..…27
Глава II. Особенности правоотношений лесопользования …...…………...37
2.1 Субъекты и объекты лесопользования………….………………...37
2.2 Виды лесопользования …………………………………………….42
2.3 Договорные формы лесопользования…………………………….57
2.3.1 Договор аренды лесного участка ………………………………57
2.3.2 Договор купли-продажи лесных насаждений …………………69
Заключение …………………………………………………………………....78
Список использованных источников и литературы …………………..……82
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..
Глава I. История формирования и современные аспекты правового регулирования отношений лесопользования в России …………………… 7
лесопользования …………………………………………………..13
Глава II. Особенности правоотношений лесопользования …...…………...37
2.1 Субъекты и объекты лесопользования………….………………...
2.2 Виды лесопользования …………………………………………….42
2.3 Договорные формы
2.3.1 Договор аренды лесного участка ………………………………57
2.3.2 Договор купли-продажи лесных насаждений …………………69
Заключение …………………………………………………………………....
Список использованных источников и литературы …………………..……82
Приложение …………………………………………………………………. 95
Введение
Лесные правоотношения в многолесной стране как правило отражают этапы развития общества. До недавнего времени в общественном сознании леса воспринимались лишь как источник получения древесины, ресурсов охотничьего хозяйства и других биологических ресурсов. На современном этапе развития общественных отношений леса стали рассматриваться как один из глобальных факторов обеспечения устойчивого развития человечества и экологической безопасности.
Природа щедро наделила Россию лесами - самым значимым природным ресурсом, способным обеспечивать экономическое процветание и благосостояние ее населения. В нашей стране полезности, услуги продукты леса используются практически во всех отраслях народного хозяйства. Российские лесоматериалы востребованы во многих странах. Тем не менее сегодня лесные отношения в России плохо приспособлены к рыночной экономике, непрозрачны для общества, не учитывают многих факторов, влияющих на устойчивое управление лесами и экологическую безопасность в регионах.
На 1января 2010 года общая площадь лесного фонда России составляла 1140,9 млн. га, в том числе площадь покрытых лесной растительностью земель – 768,2 млн. га, общий запас древесины достиг 79,8 млрд. м31. Из 600 млн. м3 возможной для заготовки древесины изымается не более 30%.
Из-за несовершенства нормативно-правовой базы, сложившаяся система отпуска древесины на корню не в полной мере определяет развитие рыночных отношений в лесопользовании, не способствует повышению эффективности ведения лесного хозяйства и стабилизации работы лесопромышленного комплекса. Доходы от продажи древесины на корню, поступающие в бюджеты всех уровней, не покрывают необходимые расходы лесного хозяйства на охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов.
С 1 января 2007 года введен в действие новый Лесной кодекс РФ ( далее ЛК РФ). Действующий Лесной кодекс РФ в отличие от прежнего Лесного кодекса РФ 1997 г. содержит ряд принципиально новых положений, в основе которых лежит концепция более активного внедрения рыночных механизмов в лесные отношения. Тем самым новый ЛК РФ создал правовую основу для осуществления государственной политики, направленной как на освоение до сих пор, не использовавшихся огромных лесных ресурсов, так и на более эффективное использование уже освоенных лесов. ЛК РФ, как отмечает О.И. Крассов, является ярким воплощением идеи либерализации российского законодательства в сфере природных ресурсов путем устранения разного рода административных барьеров, препятствующих инвестированию средств в лесной комплекс2.
В Лесной кодекс РФ 2006 г. включено значительное количество нововведений: установлена новая система прав на лесные участки; закреплена децентрализация системы управления лесами, в том числе путем передачи большого объема полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ; изменена классификация лесов; предусмотрена система новых актов лесного планирования, включая лесной план субъекта РФ и лесохозяйственный регламент. Впервые в лесное законодательство включены нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в лесном секторе, и др.
Что касается использования лесов, то оно может осуществляться как с предоставлением лесных участков, так и без такого предоставления, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения правового регулирования лесопользования в современной России, поскольку Лесной кодекс несколько опережает экономическую ситуацию, сложившуюся в стране, а это затрудняет его применение. Законодателям необходимо предпринимать меры по устранению пробелов и недоработок в новом лесном законодательстве.
Целью данной работы является анализ правового регулирования лесохозяйственной деятельности и отношений лесопользования в Российской Федерации.
Цель определила следующие задачи:
- рассмотреть развитие отношений лесопользования в России;
- проанализировать лесное законодательство;
- определить особенности правоотношений лесопользования;
- охарактеризовать порядок и виды лесопользования;
- раскрыть понятие и
состав лесного фонда
- выявить договорные формы лесопользования, рассмотрев более подробно договор аренды лесного участка и договор купли-продажи лесных насаждений.
Объектом исследования являются правоотношения лесопользования.
Предметом исследования является законодательство в области лесопользования в Российской Федерации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных ученых по вопросам лесоуправления, организации лесопользования, лесоустройства (Ф.К. Арнольд, А.Ф. Рудзский, М.М. Орлов, Н.П. Анучин).
В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов.
Различным аспектам стратегии лесопользования, оценки лесных ресурсов и экономики лесного хозяйства, отношениям лесопользования в целом посвящены работы Н.Н. Абанина, С.А Боголюбова, М. И. Брагинского, М.И. Васильева, Р.К. Гусева, О.А. Зиновьева, М.М. Инякина, И.О. Краснова, О.И. Крассова, А.В. Мазурова, В.В. Петрунина, А.Ю. Пуряевой, С.Г Синицына, Ю.Н. Сухоруких, В.В. Страхова, А.Н. Филипчука, О.А. Харина, B.C. Чуенкова, И.В. Шутова.
В качестве информационной базы исследования, кроме научных трудов и литературных источников, использовались официальные документы в виде законов и нормативно-правовых актов, в том числе правила, инструкции, положения. Практическая база в дипломной работе опирается на материалы Управления лесами Алтайского края; организаций, являющимися арендаторами лесных насаждений; материалы судебной практики, связанные с защитой прав лесопользователей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава I. История формирования и современные аспекты правового регулирования отношений лесопользования в России
1.1 Развития отношений лесопользования в России
Ученые, занимающиеся проблемами лесного права, традиционно выделяют два периода развития лесного законодательства: дореволюционный и послереволюционный3. Целесообразно историю развития лесного законодательства подразделить на дореволюционный, советский и современный период, поскольку эта классификация связана с изменением форм собственности на леса (действующее сейчас законодательство допускает нахождение части лесов в частной собственности на землях, отличных от земель лесного фонда). Правовые отношения по использованию лесов во многом являются производными от отношений собственности на них.
Первоначально (в VIII - XII вв.) отсутствовали ограничения на пользование лесами, поэтому не было необходимости в принятии законов о лесах, в управлении лесами. В материалах по истории Древней Руси лес в качестве категории земель упоминается редко. Обусловлено это тем, что леса были настолько естественным элементом ландшафта, что не заслуживали специального летописного упоминания. В летописи попадали значимые для того времени угодья, например, пашенные и луговые земли, бобровые гоны, сенокосные угодья4.
Государственная собственность на леса не была закреплена в нормативных правовых актах в тот период. Первое упоминание об охране лесов можно найти в Русской Правде Ярослава Мудрого5: было впервые введено право собственности на лесные промыслы (из 121 статьи Русской Правды защите права собственности на лесные промыслы, в первую очередь бортничества, посвящено 10 статей) и была установлена ответственность за его нарушение.
Начиная с XIII в. и до конца XVI в. происходило закрепление права собственности на леса, входящие в состав вотчин, что давало право передавать леса по наследству6.
С XVII в. стали принимать первые законодательные акты о лесах, которые рассматривались в качестве самостоятельного объекта права собственности, а не в качестве составной части другого объекта права собственности. В Соборном уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.) в 67 из 958 статей упоминается лес. С этого времени получила окончательное юридическое оформление феодально-государственная собственность на леса в России. По принадлежности были поименованы леса вотчинные, общие, въезжие, поверстные, засечные и заповедные.
Во время царствования Петра I лесное законодательство получило новый толчок для своего развития.
Петр I заложил основы лесоуправления:
1718 г. - создание государственной лесной стражи с целью охраны корабельных лесов;
1719 г. - учреждение единого
государственного органа по
1722 г. - издание указа о
введении службы
1723 г. - введение в действие
первого государственного акта
по организации лесного
При Екатерине II наблюдалась деградация лесного законодательства: ею в 1782 г. был подписан указ, согласно которому все леса в помещичьих дачах, включая корабельные, остаются в неограниченной собственности владельцев с правом продажи. Вскоре началась ничем не ограниченная рубка лесов8.
С этого времени начал меняться характер государственной лесной политики. Лесоуправление, ранее имевшее целью обеспечение нужд военного флота, соответственно охрану корабельных лесов, приобрело экономический характер - одной из главных целей стало пополнение казны за счет дохода от лесов.
В 1798 г. был создан Лесной департамент (это официальное название включено только в именной Указ Павла I от 27 февраля 1799 г.)9, что и стало датой создания государственного лесного хозяйства.
Основным нормативным актом лесного законодательства того времени был Лесной устав, утвержденный 11 ноября 1802 г.10 Данный акт вошел в состав первого Свода законов Российской империи (1832 г.) под названием «Свод Устава лесного» (т. 8). Повторные его издания вышли в 1842, 1857, 1876, 1893 и 1905 гг., хотя с каждым новым изданием указанный Устав и не подвергался значительным внутренним изменениям и переработке. Некоторые его статьи, взятые из Соборного уложения 1649 г., продолжали действовать вплоть до 1917 г.
В соответствии с Лесным уставом леса были разделены на государственные, и состоящие в общественной и частной собственности. Государственными лесами являлись те, которые составляли собственность казны11.
Леса царской России по форме собственности в начале XX в. делились на следующие группы: казенные и удельного ведомства; частновладельческие; крестьянские частные; леса крестьянских обществ12.
Принятый сразу после Октябрьской революции 8 ноября (26 октября) 1917 г. Декрет о земле отменил право частной собственности на землю («право частной собственности на землю отменяется навсегда», гласит п. 1 ч. 2 Декрета). Все «недра земли... а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение» согласно данному акту перешли «в исключительное пользование государства» (п. 2 ч. 2).13
Между тем интересы государства требовали законодательного закрепления основных положений правового режима лесов и регламентации рационального, планового использования лесных ресурсов. Эти задачи впервые были решены Декретом ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах»14. Этот акт вошел в историю под названием «Основной закон о лесах».
Историческое значение Декрета «О лесах» состоит в том, что он стал теоретическим и практическим фундаментом для построения последующего советского лесного законодательства. В нем были определены главные направления дальнейшего его развития. Вместе с тем Декрет «О лесах», положив начало правовому регулированию новых, социалистических общественных отношений по поводу использования лесных ресурсов, явился основой для формирования особой отрасли социалистического права - советского лесного права.
Информация о работе Особенности правоотношений лесопользования