4. Субъекты административной ответственности
Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка,
т.е. совершившие административное правонарушение физическиелица и привлекаемые за это к административной ответственности.
Личность правонарушителя индивидуальна,
и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение,
но лишь некоторая незначительная их частьучитывается при правовой оценке содеянного.
Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя,
которые принято разделять на две группы:
во-первых, входящие в состав административного проступка конструктивные признаки,
включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащиеобязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния;
во-вторых, особые свойства субъектаадминистративной ответственности,
подлежащие обязательному учету при определении формы,
вида и размера наказания. Поэтому среди физических лиц в наукеадминистративного права принято выделять общих,
особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности.
Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами)
относятся к категории общих субъектов административной ответственности,
котораянаступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста.
Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка,
признаки гражданина как субъектаадминистративной ответственности.
Предусмотренные же соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признакиэтих физических лиц переводят их в категории особых (особенных)
и специальных субъектов административной ответственности.
Их несколько.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица,
совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации,
наконтинентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации,
предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч.
2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежатадминистративной ответственности на общих основаниях.
Вопрос же об административной ответственности иностранного гражданина,
пользующегося иммунитетом отадминистративной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории РоссийскойФедерации административное правонарушение,
решается в соответствии с нормами международного права (ст.
2.6 КоАП РФ).
Несовершеннолетние от 16 до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч.
2 ст. 2.3 КоАП РФ. Сучетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице,
совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18
лет, комиссией по делам несовершеннолетних изащите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия,
предусмотренной федеральнымзаконодательством о защите прав несовершеннолетних.
При совершении же ими серьезных, прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административныхправонарушений (мелкое хулиганство,
стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах,
злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции инекоторые другие),
они подлежат административной ответственности и на общих основаниях,
но опять же с определенными изъятиями: во-первых,
и по этим составамадминистративных правонарушений дела могут (а по всем остальным -
должны) передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав,
которые могут применять меры воздействия,
предусмотренные Положением об этих комиссиях;
во-вторых, к ним не применяется административный арест в качестве мерыадминистративного наказания.
Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов,
также относятся к категории особых субъектов административнойответственности.
В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило,
не подлежат административной ответственности,
а за совершенные ими административныеправонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами.
Административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения,
связанныеисключительно с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение правил охоты,
рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам,
таможенных инекоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст.
2.5 КоАП РФ). Но и за эти административные правонарушения к военнослужащим и приравненным кним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест,
а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву,
также иадминистративный штраф.
Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностнымлицом как особым субъектом административной ответственности следует понимать лицо,
постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиямиосуществляющее функции представителя власти,
то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц,
не находящихся вслужебной зависимости от него,
а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах,
органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях,
а также в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках и воинскихформированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций,
а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица,
несут административную ответственность как должностные лица,
если законом не установлено иное.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащимисполнением своих служебных обязанностей.
Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то,
что, во-первых, фактическим основанием административнойответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение,
отличающееся от обычного административного проступка определеннойспецификой;
во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгиеадминистративные взыскания,
чем для граждан; в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания,
в частности, дисквалификация.
Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности,
имеются и специальные субъекты административнойответственности -
продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и другие,
которые по своему статусу, с одной стороны,
не являются должностными лицами, а с другой -
не относятся законодательством и к обычным гражданам.
К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции),
не применяемые к другим гражданам идолжностным лицам,
например, лишение специального права (ст.
3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст.
3.10 КоАП РФ).
Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов.
Выступая субъектами административной ответственности (ноне субъектами административного проступка),
организации в установленном законом порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов и здесь понятиесубъекта ответственности расходится с понятием субъекта административного правонарушения.
Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст.
2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности засовершение