Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:54, лекция

Описание работы

Метод управления - это подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти. Суть понятияметода управления и его содержательной характеристики как элемента управленческого процесса отражают два взаимосвязанных момента: во-первых, характер и формысоциальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляемыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, те средства, которые управляющий субъект использует илиможет использовать в качестве орудия управленческого воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц.
Виды методов управления. Их достаточно много и классифицировать их на определенные группы можно по нескольким основаниям: по масштабу применения; по характеру инаправленности организующего взаимодействия; по видам применяемых средств управленческого воздействия и некоторым другим.

Файлы: 1 файл

AP_lektsii.docx

— 155.57 Кб (Скачать файл)

4. Субъекты административной ответственности

 
Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физическиелица и привлекаемые за это к административной ответственности. 
Личность правонарушителя индивидуальна, и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная их частьучитывается при правовой оценке содеянного. Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя, которые принято разделять на две группы: во-первых, входящие в состав административного проступка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащиеобязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния; во-вторых, особые свойства субъектаадминистративной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении формы, вида и размера наказания. Поэтому среди физических лиц в наукеадминистративного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. 
Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности, котораянаступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка, признаки гражданина как субъектаадминистративной ответственности. Предусмотренные же соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признакиэтих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их несколько. 
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, наконтинентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежатадминистративной ответственности на общих основаниях. Вопрос же об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом отадминистративной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории РоссийскойФедерации административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).  
Несовершеннолетние от 16 до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. Сучетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних изащите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральнымзаконодательством о защите прав несовершеннолетних. При совершении же ими серьезных, прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административныхправонарушений (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции инекоторые другие), они подлежат административной ответственности и на общих основаниях, но опять же с определенными изъятиями: во-первых, и по этим составамадминистративных правонарушений дела могут (а по всем остальным - должны) передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут применять меры воздействия, предусмотренные Положением об этих комиссиях; во-вторых, к ним не применяется административный арест в качестве мерыадминистративного наказания.  
Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административнойответственности. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило, не подлежат административной ответственности, а за совершенные ими административныеправонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами.  
Административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения, связанныеисключительно с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение правил охоты, рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам, таможенных инекоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 2.5 КоАП РФ). Но и за эти административные правонарушения к военнослужащим и приравненным кним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также иадминистративный штраф.  
Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностнымлицом как особым субъектом административной ответственности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиямиосуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся вслужебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинскихформированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.  
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащимисполнением своих служебных обязанностей.  
Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что, во-первых, фактическим основанием административнойответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определеннойспецификой; во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгиеадминистративные взыскания, чем для граждан; в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности, дисквалификация. 
Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административнойответственности - продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и другие, которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой - не относятся законодательством и к обычным гражданам. К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам идолжностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст. 3.10 КоАП РФ).  
Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов. Выступая субъектами административной ответственности (ноне субъектами административного проступка), организации в установленном законом порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов и здесь понятиесубъекта ответственности расходится с понятием субъекта административного правонарушения.  
Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности засовершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации обадминистративных правонарушениях.  
В административном порядке в качестве административных наказаний к организациям могут быть применены: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятиеорудия совершения или предмета административного правонарушения и их конфискация. Могут применяться также и некоторые другие административные меры, например, различные экономические санкции (лишение налоговых и некоторых иных финансовых льгот, лицензий, установленных ранее квот и т.д.), не являющиеся однакоадминистративными наказаниями. 

5. Административные наказания (санкции)

 
Административные наказания являются установленной государством мерой ответственности за уже совершенные административные правонарушения и применяются в целяхпредупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). В статье 3.2 КоАП РФ дается исчерпывающийперечень конкретных видов административных наказаний, которые могут применяться к совершившим те или иные административные правонарушения физическим июридическим лицам: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управлениятранспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); 6) административный арест; 7) административноевыдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности. Вотношении юридического лица могут применяться первые четыре вида административных наказаний. 
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могутустанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний, а остальные - в качестве как основного, так и дополнительного административногонаказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. 
Данная система административных наказаний включает в себя весьма различные по своему характеру, содержанию и правовым последствиям меры административноговоздействия на правонарушителей, что позволяет при назначении конкретного наказания всесторонне учитывать как совершенный проступок, личность правонарушителя, так илюбые другие юридически значимые условия и обстоятельства совершенного административного правонарушения. 
Предупреждение как мера административного наказания в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ выносится в письменной форме и выражается в официальном порицаниифизического или юридического лица. Устно высказанное правонарушителю предупреждение является мерой воспитательного воздействия и своеобразной формойосвобождения его от административной ответственности за содеянное.  
Как наиболее мягкая мера административного наказания, предупреждение применяется за совершенные впервые относительно общественно менее вредные административныеправонарушения.  
Административный штраф представляет собой денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренныхзаконодательством, и может выражаться величиной, кратной: 1) минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончания илипресечения административного правонарушения; 2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административногоправонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконнойвалютной операции (ст. 3.5 КоАП РФ). Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.  
Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальныхразмеров оплаты труда, на должностных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.  
Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, обисключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательстваРоссийской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этиловогоспирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен в больших размерах, но не может превышатьдля должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.  
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы не уплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.  
Суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.  
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой их принудительное изъятие и последующую реализацию спередачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (ст. 3.6 КоАП РФ). Возмездное изъятие назначается судьей, является мерой административной ответственности имущественного характера и применяется лишь в отношении собственника этих предметов. По своему содержанию онопредставляет собой интегрированную систему трех взаимосвязанных действий: принудительное изъятие предмета у правонарушителя; реализация этого предмета; передачавырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмездности это административное наказание отличается отконфискации, при которой изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность государства.  
Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота илирыболовство является основным законным источником средств к существованию.  
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии со ст. 3.7 КоАП РФ представляет собой принудительное безвозмездноеобращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.  
Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовствоявляется основным законным источником средств к существованию.  
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административногоправонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законодательством возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находящихся впротивоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государстваили уничтожению.  
Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств иливысокочастотных устройств), применяется в соответствии со ст. 3.8 КоАП РФ на срок не менее одного месяца и не более двух лет за грубое или систематическое нарушениепорядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей.  
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, а лишение специального права ввиде права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаевуправления ими в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставленияэтим лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.  
Административный арест устанавливается и применяется в соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ лишь в исключительных случаях за отдельные виды наиболее серьезныхадминистративных правонарушений (мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции, стрельба в населенных пунктах и некоторыедругие) и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам первой и второй групп. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до пятнадцати суток, а за нарушениетребований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест назначаетсясудьей.  
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом ихперемещении через государственную границу России за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - вконтролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.  
В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношениииностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административногоправонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.  
Дисквалификация в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управленияюридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а такжеосуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в видедисквалификации назначается судьей.  
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.  
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридическоголица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражнымуправляющим.  
Административное приостановление деятельности как мера административного наказания предусмотрено статьей 3.12 КоАП РФ.  
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется вслучае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступлениярадиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административногоправонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем, и финансированию терроризма.  
Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ, еслименее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. На основании ходатайства лица, осуществляющегопредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, судья может досрочно прекратить исполнение этого административногонаказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания. 

6. Производство по делам об административной ответственности (понятие и стадии)

 
Производство по делам об административной ответственности является одним из институтов административно-процессуального права, который включает в себяадминистративно-процессуальные нормы, регулирующие порядок (процесс) применения мер административного принуждения к субъектам, совершившим административныеправонарушения. Производству по делам об административных правонарушениях посвящен специальный четвертый раздел Кодекса Российской Федерации обадминистративных право нарушениях (гл. 24-30). 
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждогодела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершениюадминистративных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению за небольшими исключениями(охраняемая законом тайна, защита чести и достоинства граждан, обеспечения их безопасности). Решение о закрытом рассмотрении дела выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, в виде определения. 
Статья 24.5 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события, составаадминистративного правонарушения, действия в состоянии крайней необходимости, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смертьправонарушителя и не которые другие (всего восемь обстоятельств). 
В гл. 25 КоАП РФ (ст. 25.1-25.14) определен административно-процессуальный статус всех возможных участников производства по делам об административныхправонарушениях: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического июридического лица; защитник (помощь правонарушителю) и представитель (помощь потерпевшему); свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. 
Отдельная специальная глава 26 КоАП РФ посвящена вопросам о предмете доказывания, видах доказательств и их оценке. При этом особо подчеркивается, что оценкадоказательств должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всей их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранееустановленную силу.  
Весь процесс производства по делам об административной ответственности имеет несколько процедурных стадий. Под стадией производства по делам об административнойответственности понимается комплекс следующих в строгой последовательности друг за другом взаимосвязанных административно-исполнительских действий, необходимых идостаточных для принятия по делу определенного юридически значимого акта (решения).  
Вся процедура производства по делам об административной ответственности включает в себя четыре стадии, которым в КоАП РФ специально посвящены отдельные главы: возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28); рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29); пересмотр постановлений и решений поделам об административных правонарушениях (гл. 30); исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (разд. 5, гл. 31, 32). Основу содержательнойхарактеристики каждой из этих стадий составляют три главных элемента: основания и условия выполнения каждой стадии; субъекты и участники проведения данной стадии; конкретное содержание, указывающее, что конкретно должно быть выполнено на каждой данной стадии, из каких решений и действий она складывается.  
Стадия возбуждения дела об административном правонарушении.  
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлятьпротоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие изправоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовойинформации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.  
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу обадминистративном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ; 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокуроромпостановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении принеобходимости проведения административного расследования; 4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на местесовершения административного правонарушения без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ). Ряд дел об административных правонарушениях определенной категориивозбуждается постановлением прокурора (ст. 28.4 КоАП РФ).  
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений рассмотревшим эти материалы должностным лицомвыносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.  
О совершении административного правонарушения составляется протокол, обязательные реквизиты которого и требования к его оформлению закреплены в ст. 28.2 КоАП РФ, аисчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, дается в ст. 28.3 КоАП РФ (перечень содержитнаименования более 80 субъектов). Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать данную категорию дел об административныхправонарушениях на основании ст. 23.1-23.61 КоАП РФ.  
В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютногозаконодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этиловогоспирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляется экспертиза или иные процессуальныедействия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование на основании ст. 28.7 КоАП РФ.  
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченнымсоставлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершенияадминистративного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела обадминистративном правонарушении. В исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, этот срок может бытьпродлен вышестоящим должностным лицом не более чем на один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил - начальником вышестоящего таможенного органа на срокдо шести месяцев. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращениидела об административном право нарушении.  
Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.  
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенциирассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие предусмотренные законодательством протоколы, а также правильно ли оформлены иныематериалы дела;  
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;  
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы (ст. 29.1 КоАП РФ).  
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматриватьдело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случаенеобходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен мотивированным определением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола обадминистративном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента егозадержания. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен и подробно регламентирован статьей 29.7 КоАП РФ.  
Дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства нарушителя (по его ходатайству), по месту учета транспортногосредства при лишении прав на управление транспортным средством, а при проведении административного расследования - по месту нахождения органа, проводящегоадминистративное расследование.  
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление (о назначении административного наказания или, вустановленных законом случаях, о прекращении производства по делу об административном правонарушении) либо определение (о передаче дела судье, в орган, должностномулицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с федеральнымзаконодательством, а также о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших егосудьи, органа, должностного лица).  
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического или юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицамв трехдневный срок со дня вынесения этого постановления.  
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанныхпричин и условий, которые подлежат обязательному рассмотрению адресатом в течение месяца со дня его получения с сообщением о принятых мерах.  
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях по жалобам и протестам прокурора достаточно четко регламентируется статьями главы30 (ст. 30.1-20.11) КоАП РФ.  
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано наказанным правонарушителем, потерпевшим, законными представителями физическогоили юридического лица, защитниками и представителями: 1) вынесенное судьей -          в вышестоящий суд; 2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по местунахождения коллегиального органа; 3) вынесенный должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрениядела; вынесенные иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела. По результатамрассмотрения жалобы выносится решение.  
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или частным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.  
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления игосударственной пошлиной не облагается. Порядок подачи этих жалоб регламентируется ст. 30.2 КоАП РФ.  
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня поступления со всеми материалами в суд, орган, должностному лицу, полномочным рассматривать жалобу, а на постановление об административном аресте - в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченноек административной ответственности, отбывает административный арест. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это по становление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Апостановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и(или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.  
Не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на этопостановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и сроки, установленные законом.  
Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованыпрокурорами субъектов Российской Федерации и их заместителями, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями.  
Вступившие в законную силу постановления об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматриватьтакже председатели верховных судов субъектов Российской Федерации и их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители. Такиепостановления могут быть пересмотрены в порядке надзора также и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальнымзаконодательством.  
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях специально регламентируется отдельным пятым разделом КоАП РФ, который включает в себя нетолько общие положения (гл. 31, ст. 31.1-31.11 КоАП РФ), но и нормы о порядке исполнения всех отдельных видов административных наказаний (гл. 32, ст. 32.1-32.11 КоАП РФ).  
Постановление по делу об административном правонарушении с момента его вступления в законную силу обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.  
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специальногоправа или в виде административного штрафа (за исключением штрафа на месте административного правонарушения) не возможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца, а с учетом материального положения оштрафованного лицауплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.  
Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания своим определением, приостанавливают исполнение постановления вслучае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. А в случаях: 1) издания актаамнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающихадминистративную ответственность за содеянное; 3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядкеумершим; 4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания; 5) отмены постановления судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления.  
Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня еговступления в законную силу. При этом течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполненияпостановления. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые может быть обращеноадминистративное взыскание. А в случае отсрочки или приостановления постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливаетсядо истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае же рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давностипродлевается на срок рассрочки.  
Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний имеет свои особенности.  
Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путемвручения или направления копии постановления.  
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления взаконную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскиваетсяс его родителей или иных законных представителей.  
При неуплате административного штрафа в установленный законом срок копия постановления о его наложении направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшимипостановление: в отношении физического лица - в организацию, в которой оштрафованный работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административногоштрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов; в отношении юридического лица - в банк или иную кредитную организацию длявзыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица. Если подвергнутое административному штрафу физическое лицо неработает либо взыскание суммы административного штрафа из его заработной платы или из иных доходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетахюридического лица, подвергнутого административному штрафу, постановление о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу, впорядке, предусмотренном федеральным законодательством. Если же административный штраф взимается на месте совершения физическим лицом административногоправонарушения, ему выдается постановление-квитанция установленного образца.  
Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняетсясудебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевыхприпасов - органами внутренних дел.  
Постановления судьи о лишении специального права исполняются различными органами: о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел; о лишении права управления трактором, самоходной машиной илидругими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники; олишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правилпользования судами (в том числе маломерными); о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностнымилицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью; о лишении права охоты исполняются должностными лицами органов, осуществляющих государственныйнадзор за соблюдением правил охоты. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.  
Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутоеадминистративному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При этом срок административного задержания засчитывается в срокадминистративного ареста.  
Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется органами и войскамипограничной службы, а также органами внутренних дел на основании и в порядке, установленных ст. 32.9 и 32.10 КоАП РФ.  
Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическимлицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится в соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированнымлицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. 

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системыправоохранительной деятельности государства

 

Тема 15. Правоохранительная деятельность как средство обеспечения дисциплины и законности в обществе и государстве

 

1. Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение)

 
Правопорядок, т.е. основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеет в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм итребований дисциплины и законности. 
В понятие дисциплины входят два взаимосвязанных обязательных элемента: во-первых, наличие определенной системы правил, норм поведения людей; во-вторых, практическоесоблюдение этих правил всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. Отсутствие любого из этих признаков исключает само понятие порядка и дисциплины в данномсоциуме. 
В зависимости от того, кто, для кого и где устанавливает эти правила, выделяют много разновидностей дисциплины по субъектному, отраслевому и функциональному признакам. 
Складывающиеся исторически, на основе традиций, обычаев, конфессиональных верований и других социальных факторов, отражающих особенности национального, профессионального и т.д. менталитета социума, правила жизнедеятельности общества, отдельных его социальных слоев и групповых категорий, никем конкретно неустанавливаемые, определяются как разновидности гражданской дисциплины: общежитейская дисциплина общения субъектов данного социума, ритуальная дисциплина, конфессионально-религиозная дисциплина, неписаные кодексы сословной профессиональной гордости, офицерской чести и др. 
Нормы и правила поведения, устанавливаемые для членов и участников многочисленных и разнообразных общественных объединений их руководящими органами, рассматриваются как разновидности общественной дисциплины: партийной, профсоюзной, дисциплины членов всевозможных профессиональных общественных организаций, творческих союзов, клубов по интересам, органов общественной самодеятельности и т.д. 
Нормы и правила поведения физических и юридических лиц, устанавливаемые государством, требования по соблюдению которых охватываются понятием государственнойдисциплины, имеют много разновидностей: государственную служебную дисциплину, внешнеторговую, валютную, налоговую и др. В общей системе государственной дисциплиныможно выделить многочисленные ее разновидности по отраслевому и функциональному критериям. 
По отраслевому критерию можно назвать такие виды государственной дисциплины, как производственная дисциплина; исследовательская, учебная, лечебная, информационнаядисциплина в отраслях социально-культурного комплекса; внешнеторговая, таможенная, воинская, милицейская и другие отраслевые виды дисциплины в областиадминистративно-политической деятельности государства.  
По функциональному признаку различают дисциплину исполнительскую, трудовую, технологическую, финансовую, бухгалтерскую, штатную, учетно-статистическую и др.  
С категорией государственной дисциплины тесно связано понятие законности как всеобщего обязательного требования соответствия решений и действий всех субъектов любыхправоотношений закону и иному действующему законодательству и важнейшему принципу деятельности всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видовгосударственной деятельности.  
Взаимосвязь и соотношение категорий законности и государственной дисциплины таковы: поскольку требования государственной дисциплины закреплены в законах иподзаконных правовых актах, постольку их соблюдение относится одновременно и к области законности, и государственной дисциплины; соблюдение требований некоторыхправовых норм охватывается лишь понятием законности, но не государственной дисциплины, например, соблюдение норм семейно-брачного законодательства; имеются инекоторые правила, соблюдение которых, наоборот, охватывается понятием государственной дисциплины, но не затрагивает требований законности, например, правомерные впределах закона решения и действия субъекта по его усмотрению. Вообще же, говоря о взаимосвязи и соотношении этих категорий, следует подчеркнуть, что в основетребований государственной дисциплины лежат требования законности, хотя категории эти все же следует разграничивать, не отождествляя и не подменяя одну другой.  
Важнейшими элементами содержательной характеристики категорий законности и государственной дисциплины являются, во-первых, режим состояния законности и дисциплины вжизнедеятельности общества и государства; во-вторых, способы обеспечения режима законности и государственной дисциплины на том или ином конкретном этапеисторического развития государственно-организованного общества.  
Понятие обеспечения режима законности и государственной дисциплины отвечает на вопросы: кем и как, какими способами и средствами (правовыми, организационными и др.) поддерживается и обеспечивается должный необходимый уровень законности и дисциплины в обществе и государстве? Для этого существует и этому служит сложнаяразветвленная система правоохранительной деятельности государства. 

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельностигражданского общества и государства

 
В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих норм, устанавливающих основу упорядочения жизни государства как субъекта права, общества в целом и отдельных его субъектов (физических и юридических лиц), возложена на государство, его специализированные органы и их должностных лиц. 
Правоохранительная деятельность государства направлена на охрану и защиту установленного правом порядка жизнедеятельности государства, общества в целом и отдельныхего субъектов (индивидуальных и коллективных). Правоохранительная деятельность в целом является важнейшей сферой деятельности всего государства и функцией егоспециализированных органов и должностных лиц. 
Объектами правоохранительной деятельности государства выступают многие разновидности жизнеустройства общества и государства на базе осмысленно установленногоправопорядка: мировой и региональный порядок, государственный порядок, порядок управления, общественный порядок. Защита и охрана всех этих разновидностейправопорядка, гарантирование конституционных прав, свобод и законных интересов действующих там субъектов (физических и юридических лиц), обеспечение их безопасностиявляются специализированными функциями соответствующих государственных органов (а также некоторых негосударственных организаций) и должностных лиц различныхветвей власти и видов государственной деятельности. Эти органы получили обобщенное родовое название правоохранительных органов, а осуществляемые ими функции иполномочия именуются правоохранительной деятельностью. 
Правоохранительная деятельность не является единым видом государственной деятельности, потому что, во-первых, субъектами правоохранительной деятельностигосударства выступают многие различные структуры государственного аппарата, относящиеся к различным ветвям власти и видам государственной деятельности; во-вторых, содержание различных, многочисленных и разнообразных видов и форм правоохранительной деятельности принципиально различно и является предметом регулированияразных отраслей права. С учетом организационной и правовой специфики конкретных видов и форм правоохранительной деятельности государства в ее системе можновыделить несколько групп субъектов, осуществляющих эту деятельность. 
Большую группу правоохранительных органов составляют федеральные суды и суды субъектов РФ, правоохранительная деятельность которых в виде правосудия как формыреализации судебной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Этот вид правоохранительнойдеятельности является предметом конституционного, гражданско-правового, уголовно-правового, но не административно-правового регулирования.  
Правоохранительной по своему предназначению, в значительной своей части, является деятельность формируемых Федеральным Собранием, Счетной палаты РФ, Центризбиркома, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но это уже предмет конституционного, а не административно-правового регулирования.  
Большая роль в системе правоохранительной деятельности государства принадлежит органам дознания и предварительного следствия, но эта процессуальная деятельность - предмет уголовно-процессуального регулирования. Органами дознания выступают учреждения всех силовых министерств и ведомств, а следственный аппарат имеется в органахМВД РФ, ФСБ РФ, в органах прокуратуры, которые осуществляют также и надзор за законностью, являющийся самостоятельной разновидностью правоохранительнойдеятельности государства.  
Специфический вид правоохранительной деятельности - оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая органами всех силовых министерств и ведомств России. Кправоохранительной деятельности относится также нотариальная деятельность государственных и частных нотариусов, адвокатская и юрисконсультская деятельностьадвокатов, а также организаций и частных лиц, имеющих государственную лицензию на оказание этого рода юридических услуг.  
Кроме перечисленных разновидностей правоохранительной деятельности и осуществляющих их правоохранительных органов различных ветвей власти и видов государственнойдеятельности, специфической разновидностью правоохранительной деятельности является применение органами государственного управления в процессе реализации имиисполнительной власти организационно-правовых средств в виде контрольной и надзорной деятельности с целью обеспечения законности и дисциплины в работе подчиненных иподведомственных им органов и должностных лиц. 

Информация о работе Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти