2. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
Строительные предприятия, фирмы весьма многочисленны и разнообразны по своим наименованиям (строительные управления,
строительно-монтажные управления, строительные отряды,
например, мостоотряды, передвижные механизированные колонны и т.д.),
по видам собственности (государственные и муниципальные строительныеорганизации,
кооперативные и частные строительные фирмы)
и по своим организационно-правовым формам (открытые и закрытые акционерные общества,
общества сограниченной ответственностью,
государственные и муниципальные унитарные строительные предприятия)
и иные по наименованию строительные организации,
правовой статускоторых определяется рассмотренными выше законами об акционерных обществах,
обществах с ограниченной ответственностью,
производственных кооперативах и другихорганизационно-правовых формах коммерческих организаций.
В системе строительного комплекса как крупной комплексной отрасли экономики действует большое количество проектно-строительных и проектно-технологических организаций,
специализирующихся обычно на проектировании строительства определенных объектов -
промышленных, сельских, водохозяйственных,
транспортных, жилищных и т.д.
Проектирование - процесс создания комплекта технической документации,
по которой будет осуществляться строительство конкретного здания или сооружения.
Проектированием занимается множество проектных институтов и других проектно-строительных организаций,
которые на договорных началах разрабатывают для конкретныхзаказчиков проекты строительства,
а соответствующие органы государственной или муниципальной власти их утверждают,
как правило, после проведения государственнойэкспертизы предпроектной и проектной документации.
Правительство РФ осуществляет управление социально-экономическими процессами в строительстве путем создания рыночных условий для свободного предпринимательства встроительном комплексе на основе рационального сочетания всех форм собственности,
создания и реализации правового механизма рыночной экономики;
объединяет инаправляет работу центральных органов исполнительной власти,
действующих в строительном комплексе,
устанавливает их организационно-правовой статус,
утверждаяположения о них. К полномочиям Правительства РФ в области градостроительной деятельности относятся установление основ федеральной политики в этой области,
установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;
установление порядка лицензированияразработки градостроительной и проектной документации,
установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения,
а такжеобъектов недвижимости на территориях объектов особого регулирования федерального значения и ряд других,
перечисленных в ст. 21 Градостроительного кодекса РФ.
Аналогичные функции и полномочия в управлении строительством в субъектах Российской Федерации осуществляют в территориальных пределах этого субъекта высшие органыисполнительной власти этого субъекта (губернатор,
администрация, правительство).
В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:
принятие и изменение правил застройки,
утверждение и реализация градостроительнойдокументации;
организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органовместного самоуправления соответствующими полномочиями;
осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве инекоторые другие вопросы (ст.
23 Градостроительного кодекса РФ).
Общеэкономические министерства и ведомства (Министерство экономического развития и торговли РФ,
Министерство финансов РФ), как органы межотраслевогофункционального регулирования,
в пределах своей компетенции осуществляют те же свои функции и полномочия в строительном комплексе,
что и в других хозяйственно-экономических комплексах.
Органом отраслевого регулирования в строительном комплексе выступает действующее в системе Министерства промышленности и энергетики РФ Федеральное агентство построительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Контроль и надзор в строительстве начинается в стадии проектирования и затем осуществляется в процессе строительства и после его окончания (в процессе приемкизаконченных строительством зданий и сооружений).
На стадии проектирования контроль и надзор осуществляется в процессе разработки,
рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации на строительство.
Впроцессе строительства специальная служба проектировщиков осуществляет авторский досмотр -
контроль представителя проектной организации за правильностью исполненияпроекта строителями.
Контрольно-надзорные функции за безопасным ведением работ в строительстве,
соблюдением правил пожарной безопасности,
экологических, санитарно-противоэпидемическихи других правил ведут,
соответственно, органы госгортехнадзора,
электронадзора, пожарного, экологического,
санитарно-эпидемиологического и других функциональных видовгосударственного контроля и надзора.
На стадии проектирования все эти органы призваны осуществлять предупредительный государственный контроль и надзор,
даваязаключения по строительным проектам с точки зрения соблюдения в них всех норм и правил.
В процессе строительства они полномочны осуществлять текущий государственныйконтроль за фактическим соблюдением правил и норм строителями.
При этом должностные лица контрольно-надзорных государственных органов вправе применять мерыадминистративного предупреждения,
пресечения (приостановление, запрещение работ)
и административные наказания, предусмотренные ст.
9.4 и 9.5 КоАП РФ.
3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе
Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства:
основные отрасли сельскохозяйственного производства (земледелие,
растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство,
охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство,
заготовки, хранение и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции).
Проводимые в России экономические реформы,
направленные на создание многоукладной рыночной экономики и конкурентной среды,
формирование класса новыхсобственников изменили саму суть управляющего организующего государственного воздействия на функционирование и развитие сельского хозяйства,
а также правовой статусхозяйствующих в той отрасли субъектов.
Государственное управление сельским хозяйством заменено теперь государственным регулированием агропромышленного производства посредством экономическоговоздействия государства на производство,
переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты,
а такжепроизводственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Государственное регулирование агропромышленногопроизводства осуществляется по следующим основным направлениям:
формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия; финансирование,
кредитование, страхование, льготное налогообложение;
защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономическойдеятельности;
развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
развитие социальной сферы села; иные направления,
определенные законодательством Российской Федерации (см.
ст. 1, 2 Федерального закона от 14 июля 1997 г.
N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленногопроизводства").
Правительство РФ осуществляет общую координацию работы и контроль за деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств),
действующих в системе АПК или имеющих к ней какое-либо функциональное отношение.
К числу важнейших направлений правительственного регулирования организации идеятельности АПК можно отнести разработку федеральных целевых программ стабилизации и развития агропромышленного производства в стране,
разработку и реализациюгосударственной закупочной,
налоговой, ценовой, кредитной, страховой,
внешнеэкономической политики в отношении агропромышленного комплекса;
назначает представителейгосударства в открытых акционерных обществах агропромышленного комплекса,
определяя основы их компетенции; заключает ежегодные соглашения с Аграрным союзомРоссии;
определяет виды и порядок ежегодного предоставления различных мер государственной поддержки агропромышленному комплексу.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)
является федеральным органом исполнительной власти,
проводящим государственную политикуи осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения страны,
а также координирующим деятельность в этой сфере иныхфедеральных органов исполнительной власти в случаях,
установленных федеральными законами,
указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Оноосуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти,
органами местногосамоуправления и общественными организациями.
В системе Министерства сельского хозяйства РФ действуют
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору,
Федеральное агентство по сельскому хозяйству и Федеральное агентство по рыболовству.
В системе Министерства природных ресурсов РФ как федерального органа управления лесным,
водным хозяйством и недропользованием действуют Федеральная служба понадзору в сфере экологии и природопользования,
Федеральное агентство лесного хозяйства,
Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство понедропользованию.
Контроль, надзор и административная ответственность в агропромышленном комплексе имеет своей целью и социальным предназначением сохранение и преумножениебогатств природы,
обеспечение правильного целесообразного использования и сохранности материальных ценностей,
предупреждение эпидемических и иных небезопасных длячеловека заболеваний среди животных и растений,
обеспечение высокого качества заготавливаемой для промышленной переработки и длительного хранениясельскохозяйственной продукции.
Правом привлечения к административной ответственности виновных физических и юридических лиц пользуются действующие в системе Министерства сельского хозяйства РФ:
органы государственного ветеринарного надзора и их должностные лица (ст.
23.14 КоАП РФ) - за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарныхправил;
сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных;
за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убояживотных,
правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст.
10.6-10.8 КоАП РФ);
органы государственного карантинного фитосанитарного контроля и их должностные лица (ст.
23.15 КоАП РФ) - за нарушение правил борьбы с карантинными,
особо опаснымивредителями растений, возбудителями болезней растений;
нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала,
подкарантинного груза; занарушение правил производства,
заготовки, перевозки, хранения, переработки,
использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала,
подкарантинного груза) (ст. 10.1-10.3 КоАП РФ);
органы государственного контроля и надзора в области защиты растений и их должностные лица (ст.
23.16 КоАП РФ) - за нарушение правил обращения с пестицидами;
нарушениеправил борьбы с растениями-сорняками (ст.
8.3,10.1 КоАП РФ);
государственные семенные инспекции и их должностные лица (ст.
23.19 КоАП РФ) - за нарушение правил производства, заготовки,
обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений;
за нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений;
за нарушениепорядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст.
10.12-10.14 КоАП РФ).
Органы Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ,
осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов егопереработки,
и их должностные лица (ст. 23.18 КоАП РФ) могут привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правил хранения,
закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки,
правил производства продуктов переработки зерна (ст. 7.18
КоАП РФ).
Много органов исполнительной власти, наделенных правом применения административных наказаний,
действует в системе Министерства природных ресурсов РФ:
органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель,
и их должностные лица (ст. 23.21 КоАП РФ) вправе привлекать к административнойответственности физических и юридических лиц за самовольное занятие земельного участка;
за уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
за самовольнуюпереуступку права пользования землей;
за сокрытие или искажение экологической информации о состоянии земель;
порчу земель; за невыполнение обязанностей по приведениюземель в состояние,
пригодное для использования по целевому назначению;
за использование земель не по целевому назначению,
невыполнение обязательных мероприятий поулучшению земель и охране почв (ст.
7.1, 7.2, 7.10, 8.5, 8.6-8.8 КоАП РФ);
органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов,
и их должностные лица (ст. 23.23 КоАП РФ) могут применятьадминистративные наказания за уничтожение специальных водохозяйственных или водоохранных знаков;
за самовольное занятие водного объекта или пользование им безразрешения (лицензии);
за повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения,
устройства или установки; за самовольное занятие земельногоучастка прибрежной защитной полосы водного объекта,
водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа)
санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
за самовольную переуступку права пользования водным объектом;
за сокрытие или искажение экологической информации о состоянии водныхобъектов;
за нарушение порядка