Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:54, лекция

Описание работы

Метод управления - это подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти. Суть понятияметода управления и его содержательной характеристики как элемента управленческого процесса отражают два взаимосвязанных момента: во-первых, характер и формысоциальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляемыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, те средства, которые управляющий субъект использует илиможет использовать в качестве орудия управленческого воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц.
Виды методов управления. Их достаточно много и классифицировать их на определенные группы можно по нескольким основаниям: по масштабу применения; по характеру инаправленности организующего взаимодействия; по видам применяемых средств управленческого воздействия и некоторым другим.

Файлы: 1 файл

AP_lektsii.docx

— 155.57 Кб (Скачать файл)

2. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе

 
Строительные предприятия, фирмы весьма многочисленны и разнообразны по своим наименованиям (строительные управления, строительно-монтажные управления, строительные отряды, например, мостоотряды, передвижные механизированные колонны и т.д.), по видам собственности (государственные и муниципальные строительныеорганизации, кооперативные и частные строительные фирмы) и по своим организационно-правовым формам (открытые и закрытые акционерные общества, общества сограниченной ответственностью, государственные и муниципальные унитарные строительные предприятия) и иные по наименованию строительные организации, правовой статускоторых определяется рассмотренными выше законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах и другихорганизационно-правовых формах коммерческих организаций. 
В системе строительного комплекса как крупной комплексной отрасли экономики действует большое количество проектно-строительных и проектно-технологических организаций, специализирующихся обычно на проектировании строительства определенных объектов - промышленных, сельских, водохозяйственных, транспортных, жилищных и т.д. 
Проектирование - процесс создания комплекта технической документации, по которой будет осуществляться строительство конкретного здания или сооружения. Проектированием занимается множество проектных институтов и других проектно-строительных организаций, которые на договорных началах разрабатывают для конкретныхзаказчиков проекты строительства, а соответствующие органы государственной или муниципальной власти их утверждают, как правило, после проведения государственнойэкспертизы предпроектной и проектной документации. 
Правительство РФ осуществляет управление социально-экономическими процессами в строительстве путем создания рыночных условий для свободного предпринимательства встроительном комплексе на основе рационального сочетания всех форм собственности, создания и реализации правового механизма рыночной экономики; объединяет инаправляет работу центральных органов исполнительной власти, действующих в строительном комплексе, устанавливает их организационно-правовой статус, утверждаяположения о них. К полномочиям Правительства РФ в области градостроительной деятельности относятся установление основ федеральной политики в этой области, установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; установление порядка лицензированияразработки градостроительной и проектной документации, установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а такжеобъектов недвижимости на территориях объектов особого регулирования федерального значения и ряд других, перечисленных в ст. 21 Градостроительного кодекса РФ. Аналогичные функции и полномочия в управлении строительством в субъектах Российской Федерации осуществляют в территориальных пределах этого субъекта высшие органыисполнительной власти этого субъекта (губернатор, администрация, правительство).  
В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся: принятие и изменение правил застройки, утверждение и реализация градостроительнойдокументации; организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органовместного самоуправления соответствующими полномочиями; осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве инекоторые другие вопросы (ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).  
Общеэкономические министерства и ведомства (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ), как органы межотраслевогофункционального регулирования, в пределах своей компетенции осуществляют те же свои функции и полномочия в строительном комплексе, что и в других хозяйственно-экономических комплексах.  
Органом отраслевого регулирования в строительном комплексе выступает действующее в системе Министерства промышленности и энергетики РФ Федеральное агентство построительству и жилищно-коммунальному хозяйству.  
Контроль и надзор в строительстве начинается в стадии проектирования и затем осуществляется в процессе строительства и после его окончания (в процессе приемкизаконченных строительством зданий и сооружений).  
На стадии проектирования контроль и надзор осуществляется в процессе разработки, рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации на строительство. Впроцессе строительства специальная служба проектировщиков осуществляет авторский досмотр - контроль представителя проектной организации за правильностью исполненияпроекта строителями.  
Контрольно-надзорные функции за безопасным ведением работ в строительстве, соблюдением правил пожарной безопасности, экологических, санитарно-противоэпидемическихи других правил ведут, соответственно, органы госгортехнадзора, электронадзора, пожарного, экологического, санитарно-эпидемиологического и других функциональных видовгосударственного контроля и надзора. На стадии проектирования все эти органы призваны осуществлять предупредительный государственный контроль и надзор, даваязаключения по строительным проектам с точки зрения соблюдения в них всех норм и правил. В процессе строительства они полномочны осуществлять текущий государственныйконтроль за фактическим соблюдением правил и норм строителями. При этом должностные лица контрольно-надзорных государственных органов вправе применять мерыадминистративного предупреждения, пресечения (приостановление, запрещение работ) и административные наказания, предусмотренные ст. 9.4 и 9.5 КоАП РФ. 

3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе

 
Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства: основные отрасли сельскохозяйственного производства (земледелие, растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовки, хранение и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции). 
Проводимые в России экономические реформы, направленные на создание многоукладной рыночной экономики и конкурентной среды, формирование класса новыхсобственников изменили саму суть управляющего организующего государственного воздействия на функционирование и развитие сельского хозяйства, а также правовой статусхозяйствующих в той отрасли субъектов. 
Государственное управление сельским хозяйством заменено теперь государственным регулированием агропромышленного производства посредством экономическоговоздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а такжепроизводственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Государственное регулирование агропромышленногопроизводства осуществляется по следующим основным направлениям: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономическойдеятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления, определенные законодательством Российской Федерации (см. ст. 1, 2 Федерального закона от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленногопроизводства"). 
Правительство РФ осуществляет общую координацию работы и контроль за деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), действующих в системе АПК или имеющих к ней какое-либо функциональное отношение. К числу важнейших направлений правительственного регулирования организации идеятельности АПК можно отнести разработку федеральных целевых программ стабилизации и развития агропромышленного производства в стране, разработку и реализациюгосударственной закупочной, налоговой, ценовой, кредитной, страховой, внешнеэкономической политики в отношении агропромышленного комплекса; назначает представителейгосударства в открытых акционерных обществах агропромышленного комплекса, определяя основы их компетенции; заключает ежегодные соглашения с Аграрным союзомРоссии; определяет виды и порядок ежегодного предоставления различных мер государственной поддержки агропромышленному комплексу.  
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политикуи осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения страны, а также координирующим деятельность в этой сфере иныхфедеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Оноосуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти, органами местногосамоуправления и общественными организациями.  
В системе Министерства сельского хозяйства РФ действуют  
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по сельскому хозяйству и Федеральное агентство по рыболовству.  
В системе Министерства природных ресурсов РФ как федерального органа управления лесным, водным хозяйством и недропользованием действуют Федеральная служба понадзору в сфере экологии и природопользования, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство понедропользованию.  
Контроль, надзор и административная ответственность в агропромышленном комплексе имеет своей целью и социальным предназначением сохранение и преумножениебогатств природы, обеспечение правильного целесообразного использования и сохранности материальных ценностей, предупреждение эпидемических и иных небезопасных длячеловека заболеваний среди животных и растений, обеспечение высокого качества заготавливаемой для промышленной переработки и длительного хранениясельскохозяйственной продукции.  
Правом привлечения к административной ответственности виновных физических и юридических лиц пользуются действующие в системе Министерства сельского хозяйства РФ:  
органы государственного ветеринарного надзора и их должностные лица (ст. 23.14 КоАП РФ) - за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарныхправил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убояживотных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.6-10.8 КоАП РФ);  
органы государственного карантинного фитосанитарного контроля и их должностные лица (ст. 23.15 КоАП РФ) - за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опаснымивредителями растений, возбудителями болезней растений; нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза; занарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.1-10.3 КоАП РФ);  
органы государственного контроля и надзора в области защиты растений и их должностные лица (ст. 23.16 КоАП РФ) - за нарушение правил обращения с пестицидами; нарушениеправил борьбы с растениями-сорняками (ст. 8.3,10.1 КоАП РФ);  
государственные семенные инспекции и их должностные лица (ст. 23.19 КоАП РФ) - за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений; за нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений; за нарушениепорядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.12-10.14 КоАП РФ).  
Органы Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов егопереработки, и их должностные лица (ст. 23.18 КоАП РФ) могут привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна (ст. 7.18 КоАП РФ).  
Много органов исполнительной власти, наделенных правом применения административных наказаний, действует в системе Министерства природных ресурсов РФ:  
органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, и их должностные лица (ст. 23.21 КоАП РФ) вправе привлекать к административнойответственности физических и юридических лиц за самовольное занятие земельного участка; за уничтожение межевых знаков границ земельных участков; за самовольнуюпереуступку права пользования землей; за сокрытие или искажение экологической информации о состоянии земель; порчу земель; за невыполнение обязанностей по приведениюземель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; за использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий поулучшению земель и охране почв (ст. 7.1, 7.2, 7.10, 8.5, 8.6-8.8 КоАП РФ);  
органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, и их должностные лица (ст. 23.23 КоАП РФ) могут применятьадминистративные наказания за уничтожение специальных водохозяйственных или водоохранных знаков; за самовольное занятие водного объекта или пользование им безразрешения (лицензии); за повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки; за самовольное занятие земельногоучастка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; за самовольную переуступку права пользования водным объектом; за сокрытие или искажение экологической информации о состоянии водныхобъектов; за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водныхобъектов; за нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранныхсооружений и устройств; невыполнение правил ведения судовых документов; за нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах итерриториальном море Российской Федерации; за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (ст. 7.2, 7.6-7.8, 7.10, 8.5, 8.12-8.16, 8.19, 9.2 КоАП РФ);  
органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и их должностные лица (ст. 23.24 КоАП РФ) могут привлекать к административнойответственности за самовольное занятие участков земель лесного фонда; за уничтожение специальных лесоустроительных и лесохозяйственных знаков; за самовольное занятиеучастка леса; за пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); за сокрытие или уничтожение информации о состоянии лесов, земель лесного фонда имногие другие разновидности норм и правил лесопользования, охраны и защиты лесного фонда (более двадцати наименований) (ст. 7.1, 7.2, 7.8-7.11, 8.7, 8.8, 8.12, 8.13, 8.24-8.37 КоАП РФ);  
органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, и их должностные лица (ст. 23.26 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц виновных в уничтожении, повреждении специальных знаков, устанавливаемыхпользователями и охранителями животного мира; пользовании объектами животного мира без разрешения (лицензии); в нарушении правил охраны среды обитания или путеймиграции животных и многих других правил десяти наименований (ст. 7.2, 7.11, 8.33, 8.34-8.37 КоАП РФ);  
органы государственного экологического контроля и их должностные лица (ст. 23.29 КоАП РФ) полномочны привлекать к административной ответственности лиц, виновных вуничтожении или повреждении знаков особо охраняемых природных территорий; за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическомобосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; занесоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и целогоряда других экологических требований и норм (около двадцати наименований) (ст. 7.2, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4-8.6, 8.18-8.19, 8.21-8.23, 8.31, 8.33-8.36, 8.39 КоАП РФ).  
Органы рыбоохраны и их должностные лица (ст. 23.27 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правилохраны рыбных запасов и многих других связанных с ними правил и норм по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к воднымбиологическим ресурсам, и среды их обитания (ст. 7.2, 7.11, 8.33, 8.34-8.38, 11.8-11.11, 11.13, 11.15-11.17 КоАП РФ). 

4. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе

 
Общая социально-правовая характеристика состава и структуры хозяйственно-обслуживающего комплекса. 
В хозяйственно-обслуживающий комплекс входит группа организационно самостоятельных отраслей экономики, объединяемых общностью, осуществляемой предприятиями этихотраслей, хозяйственно-обслуживающей деятельности, являющейся специфической разновидностью производственно-хозяйственной деятельности. Деятельность всех отраслейхозяйственно-обслуживающего комплекса связана с оказанием хозяйственных услуг (транспортных, торговых, информационных, связи и других), представляющих собой полезноедействие той или иной потребительной стоимости, не обладающей физической формой товара, но имеющей финансовый эквивалент своей рыночной стоимости. 
В систему хозяйственно-обслуживающего комплекса входят следующие отрасли экономики: транспорт (всех видов), связь (почтовая, телеграфная, телефонная и т.д.), внутренняяторговля и бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство. В обслуживающих отраслях производственный цикл не замыкается в системе организаций данной отрасли, выходит за ее пределы и продолжается дальше в виде взаимодействия организаций данной обслуживающей отрасли с клиентурой. Весь смысл деятельности обслуживающихотраслей состоит именно в надлежащей четкой организации обслуживания физических и юридических лиц (клиентуры) за пределами данной обслуживающей отрасли. Этообусловливает существование двух групп организационных отношений: 1) отношений внутриотраслевого масштаба и характера между организациями данной отрасли и 2) отношений, выходящих за пределы собственно отрасли, складывающихся между предприятиями обслуживающих отраслей и клиентурой. 
Для организации отношений внутриотраслевого масштаба и характера осуществляются внутриорганизационные функции внутрикорпоративного управления. Они направлены насоздание системы предприятий и организаций соответствующей обслуживающей отрасли и органов внутриотраслевого управления и на обеспечение четкой и бесперебойнойработы всей системы отрасли (организация прогнозирования развития отрасли, финансирования и материально-технического оснащения, научно-техническое нормирование, работа с кадрами и т.д.). Для организации же второй группы отношений управленческие функции межотраслевого масштаба и характера направлены на регулирование отношенийпредприятий и организаций соответствующей обслуживающей отрасли с клиентурой: установление правил обслуживания (правила перевозок, торговли, правила предоставленияуслуг бытового характера, правила пользования жилым помещением и другие), установление правил и режима работы предприятий и организаций обслуживающих отраслей, установление правил пользования предоставляемыми услугами (правила пользования телефоном, правила поведения пассажиров в поезде, самолете и т.д.). Осуществление этихфункций представляет собой организационные, управленческие акты, которые предшествуют гражданско-правовым отношениям, в которые вступают предприятияобслуживающих отраслей с клиентурой.  
Важнейшим элементом государственной организации любых видов хозяйственного обслуживания физических и юридических лиц является защита их интересов как потребителей. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" закрепила восемь основополагающих правпотребителей: 1) право на выбор; 2) право на возмещение вреда; 3) право быть выслушанным; 4) право на информацию; 5) право на потребительское образование; 6) право наудовлетворение базовых потребностей; 7) право на качество; 8) право на безопасность.  
Все эти права в той или иной степени уже нашли отражение в современном российском законодательстве по защите прав потребителей: в ГК РФ, КоАП РФ, в Федеральном законе"Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур", Федеральном законе "О сертификации продукции и услуг" и особенно в Федеральном законе от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции от 25 октября 2007 г.).  
Правительство РФ как высший орган исполнительной власти разрабатывает государственную политику в организации и деятельности отраслей в хозяйственно-обслуживающемкомплексе, организует, направляет и контролирует деятельность отраслевых министерств и ведомств в хозяйственно-обслуживающем комплексе; разрабатывает и реализуетисполнение федеральных и региональных программ развития обслуживающих отраслей; утверждает Правила оказания услуг в каждой обслуживающей отрасли. В целяхобеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам защиты прав потребителей Правительством РФ создан Межведомственный совет позащите прав потребителей, одной из основных задач которого является координация действий федеральных органов исполнительной власти по реализации Закона РФ "О защитеправ потребителей" и участие в осуществлении мер по совершенствованию механизма реализации законодательства о защите прав потребителей.  
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека действует в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ.  
В системе Министерства информационных технологий и связи РФ (Положение о нем см.: Российская газета. 2004. 1 июля) действуют:  
Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожноеагентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи, действующие наоснове Положений о них, утвержденных постановлениями Правительства РФ. Межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области жилищно-коммунальногокомплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, действующее в системе Министерства промышленности и энергетики РФ.  
Административная ответственность в отраслях хозяйственно-обслуживающего комплекса применяется к физическим и юридическим лицам многими контрольно-надзорнымиорганами и их должностными лицами:  
Органы российской транспортной инспекции и их должностные лица (ст. 23.36 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности физических июридических лиц за административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.2, 8.3, 8.22, 8.23, 11.2, 11.14, 11.15, 11.17, 11.23, 11.25-11.29, 12.3, 19.19 КоАП РФ.  
Органы автомобильного транспорта и их должностные лица (ст. 23.37 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершенииадминистративных правонарушений, предусмотренных ст. 11.15, 11.18, 11.19 КоАП РФ.  
Органы морского транспорта и их должностные лица (ст. 23.38 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административныхправонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.6, 11.7, 11.8-11.11, 11.13-11.19 КоАП РФ.  
Органы внутреннего водного транспорта и их должностные лица (ст. 23.39 КоАП РФ) уполномочены привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершенииадминистративных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 11.6-11, 11.13-11.19 КоАП РФ.  
Органы государственной инспекции по маломерным судам и их должностные лица (ст. 23.40 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных всовершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.7-11.13 КоАП РФ.  
Органы железнодорожного транспорта и их должностные лица (ст. 23.41 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц, виновных всовершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.1, 11.14-11.19 КоАП РФ.  
Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации (ст. 23.42 КоАП РФ), имеют право привлекать к административной ответственности лиц, виновных всовершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.3, 11.5, 11.14-11.19 КоАП РФ.  
Органы единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации и их должностные лица (ст. 23.43 КоАП РФ) уполномочены привлекать к административнойответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.4, 18.1 КоАП РФ.  
Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией, и их должностные лица (ст. 23.44 КоАП РФ) вправе привлекать к административнойответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.1, 13.6-13.9, 13.18 КоАП РФ.  
Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и их должностные лица (ст. 23.49 КоАП РФ) наделены правом привлечения кадминистративной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 10.8, 14.2, 14.4, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ. 

Раздел VI. Административно-правовое регулирование в социально-культурной области

 

Тема 20. Государственное регулирование образования и науки в Российской Федерации

 

1. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления

 
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижениягражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образованияпонимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. 
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределенияличности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление, совершенствование правового государства. Своим содержанием образование должнообеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровнюобразовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 
В понятие системы образования входит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ее элементов, включающая: преемственные образовательные программы игосударственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.

2. Система образовательных программ и государственных образовательных стандартов

 
Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности и подразделяются на общеобразовательные (основные идополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). 
К общеобразовательным программам, которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на созданиеосновы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общегообразования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 
К профессиональным образовательным программам, которые направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательногоуровней и подготовку специалистов соответствующей квалификации, относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессиональногообразования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования. 
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы, как и основной профессиональной образовательной программы (по конкретнойпрофессии, специальности), устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, а нормативные сроки освоения основных образовательныхпрограмм в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются законом и (или) типовыми положениями об образовательных учрежденияхсоответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом. 
Наряду с образовательными программами в системе образования в России устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный, атакже национальный и (или) региональный компоненты. 
Федеральные органы государственной власти в пределах их компетенции устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальныегосударственные образовательные стандарты.

3. Правовой статус образовательных учреждений и их система

 
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам(государственные, муниципальные, негосударственные - частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовойпринадлежностью и видовыми особенностями. 
По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями вразвитии; 6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждениядополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс. В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей(видов) образовательных учреждений. 
В настоящее время на основе постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. N 224 "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общегообразования" (СЗ РФ. 2001. N 14. Ст. 1360) осуществляется поэтапно эксперимент по установлению новых нормативных сроков освоения общеобразовательных программ поступеням общего образования: 1-я ступень (начальное общее образование) - 4 года; 2-я ступень (основное общее образование) - 5-6 лет; 3-я ступень (среднее (полное) общееобразование) - 2 года. 
Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учрежденийпрофессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованиемсоответствующего уровня. 
Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Она можетбыть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Нопрофессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.  
Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениямобщественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессиональногообразования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).  
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образованияна базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.  
Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующеепрофессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды среднихспециальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).  
Техникум (училище, школа) - основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специальногоучебного заведения. Колледж - самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленнойподготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.  
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности вуглублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учрежденияхвысшего профессионального образования (высших учебных заведениях). При этом лица, имеющие начальное профессиональное образование или среднее профессиональноеобразование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.  
Действующее законодательство устанавливает три ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоениемлицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр", "дипломированный специалист", "магистр". При этом сроки освоения основныхобразовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) "бакалавр" - не менее четырех лет; "дипломированныйспециалист" - не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными стандартами; для получения квалификации (степени) "магистр" - не менее шести лет. В современной России установлены следующие виды и наименования высших учебных заведений: университет, академия, институт.  
Университет - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектрунаправлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром вобластях своей деятельности.  
Академия - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляетподготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическимцентром в области своей деятельности.  
Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательныепрограммы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной областипрофессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.  
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базевысшего профессионального образования. Российское законодательство предусматривает и различает две разновидности послевузовского профессионального образования: 1) профессиональное дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющихпрофессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям идолжностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня и 2) послевузовское научное профессиональноеобразование, связанное с соискательством ученых степеней (аспирантура, адъюнктура, докторантура, экстерн-соискательство ученой степени кандидата наук и доктора наук порезультатам защиты кандидатской или докторской диссертации соответственно). Эти разновидности послевузовского профессионального образования не являютсявзаимообусловленными либо альтернативными. Единым и единственным условием для получения любого из этих видов послевузовского профессионального образованияявляется лишь документально подтвержденное завершение программы высшего профессионального образования. Гражданин, имеющий законченное высшеепрофессиональное образование, по своему усмотрению самостоятельно может выбирать для себя любое направление (вид) послевузовского профессионального образования.  
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностьюреализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию иреализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательныеуровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональноеобразование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование. Документ государственного образца о соответствующем уровнеобразования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровняобразования. 

Информация о работе Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти