Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:54, лекция

Описание работы

Метод управления - это подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти. Суть понятияметода управления и его содержательной характеристики как элемента управленческого процесса отражают два взаимосвязанных момента: во-первых, характер и формысоциальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляемыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, те средства, которые управляющий субъект использует илиможет использовать в качестве орудия управленческого воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц.
Виды методов управления. Их достаточно много и классифицировать их на определенные группы можно по нескольким основаниям: по масштабу применения; по характеру инаправленности организующего взаимодействия; по видам применяемых средств управленческого воздействия и некоторым другим.

Файлы: 1 файл

AP_lektsii.docx

— 155.57 Кб (Скачать файл)

4. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им

 
К высшим учебным заведениям относятся все имеющие статус юридического лица образовательные учреждения, реализующие образовательные программы высшегопрофессионального образования. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательскиелаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования и другие структурные подразделения, создание которых(кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшегоучебного заведения. Филиалы же создаются учредителем по согласованию с федеральным государственным органом управления образованием. Структурнымиподразделениями университетов и академий могут быть также институты и колледжи, реализующие неполные и (или) полные образовательные программы высшегопрофессионального образования. 
Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности винтеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации; организация ипроведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня. Воспитательные задачи реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности обучающихся и преподавателей. А осуществляемые в обязательном порядке научные исследования являютсянепременной составной частью подготовки специалистов. 
В учебной и научной деятельности высшего учебного заведения могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональныеобразовательные программы высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, программы дополнительного профессиональногообразования и переподготовки специалистов. Направления (специальности) подготовки и переподготовки специалистов определяются свидетельством о государственнойаккредитации, что отражается в уставе вуза.  
Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимсядля освоения профессиональных образовательных программ. С этой целью высшее учебное заведение разрабатывает и утверждает учебные планы, в том числе дляиндивидуального обучения лиц с учетом уровня их предшествующей подготовки и способностей.  
В высших учебных заведениях устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольныеработы, коллоквиумы, самостоятельная работа, практика, курсовое проектирование (курсовые работы), дипломное проектирование (дипломные работы). Возможны и другиевиды учебных работ.  
Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с его уставом, который утверждается общим собранием (конференцией) преподавателей, научныхсотрудников, представителей других категорий работников и обучающихся и согласовывается с учредителем, а также действующим законодательством.  
Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет высшего учебного заведения, в состав которого входитректор, являющийся его председателем, и проректоры. Все другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Срок полномочийученого совета не может превышать пяти лет. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения, общественных и других организаций.  
Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор. Он несет ответственность за подготовку высококвалифицированныхспециалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного высшего учебного заведения иосуществляет функции представителя государства в учебном заведении. Разграничение полномочий между ученым советом и ректором определяется уставом высшего учебногозаведения. В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в высшем учебном заведении. Исполнениечасти своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам высшего учебного заведения.  
В зависимости от структуры высшего учебного заведения в отдельных подразделениях (факультет, институт и др.) могут создаваться выборные представительные органы - ученые советы, полномочия и порядок избрания которых определяется уставом высшего учебного заведения.  
Факультет возглавляет декан, избираемый ученым советом высшего учебного заведения (факультета) из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистовсоответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание, в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения.  
Кафедру возглавляет заведующий, избираемый по конкурсу ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет. Положение о кафедре и других структурныхподразделениях разрабатывает и утверждает высшее учебное заведение в порядке, предусмотренном его уставом.  
Субъектами учебной и научной деятельности в высшем учебном заведении являются студенты, слушатели, докторанты, аспиранты, соискатели, научно-педагогические работники.  
Слушателями высших учебных заведений являются лица, обучающиеся на подготовительных отделениях, факультетах повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также получающие параллельно второе профессиональное образование и являющиеся студентами другого вуза. Правовое положение слушателей в части полученияобразовательных услуг соответствует статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.  
Не столь многочисленными, как студенты и слушатели, но очень важными и специфическими субъектами учебной и научной деятельности в вузе выступают обучающиеся тамдокторанты, аспиранты (адъюнкты) и экстерн-соискатели ученых степеней. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантурудля подготовки докторской диссертации. Аспирантом (адъюнктом) является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре (адъюнктуре) и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. А экстерн-соискатели - это лица, прикрепленные к высшему учебному заведению для подготовкикандидатских или докторских диссертаций под руководством назначаемого приказом ректора научного руководителя или консультанта (при подготовке докторской диссертации). Как и студенты, докторанты и аспиранты дневной формы обучения получают стипендии и другие виды материальной поддержки.  
Среди работников высших учебных заведений действующее законодательство выделяет несколько категорий: предусматриваются должности научно-педагогического(профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иногоперсонала.  
К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. Должностям профессора и доцента соответствуют одноименные ученые звания профессора и доцента. Замещение всех должностей научно-педагогическихработников в высшем учебном заведении, за исключением выборных должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет, но заключению этого трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор.  
В широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высших учебных заведениях Высшей аттестационной комиссией Минобразования и науки Россиисоздаются диссертационные советы ВАК Минобразования и науки России по защите докторских и кандидатских диссертаций. Они являются основным звеном системыаттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. 

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

 
Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделениепредусмотренных на образование ассигнований, утверждает Федеральную программу развития образования в стране, контролирует основные этапы ее реализации, осуществляет международные связи. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в образовательнойобласти, ее законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления. Например, постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 одобрена Национальная доктрина образования в Российской Федерации (СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4089.) - основополагающий государственный документ, устанавливающийприоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Президент РФ и Правительство РФ создают и устанавливают ихорганизационно-правовой статус или определяют учредителей некоторых особо важных и значимых образовательных учреждений. 
К компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательныхучреждений; определение порядка разработки, утверждение и введение государственных образовательных стандартов и ряд других функций и полномочий, вытекающих из норм итребований Конституции РФ, федеральных законов и соглашений высших органов управления России и субъектов Федерации по вопросам государственной организации системы, структуры и содержания образования в Российской Федерации. 
Отраслевыми органами в системе государственного управления образованием в Российской Федерации являются: Министерство образования и науки РФ и все иныефедеральные министерства и ведомства, имеющие в своей системе образовательные учреждения отраслевого профиля; государственные органы управления образованиемсубъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы управления образованием, которые создаются по решению органов местного самоуправления. 
Министерство образования и науки РФ (Положение о нем см.: СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2562) является федеральным органом исполнительной власти, проводящимгосударственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти вобласти образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иныхорганизаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Оно осуществляет свою деятельность вовзаимодействии с иными федеральными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, Российскойакадемией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, научными организациями, молодежными и детскими общественнымиобъединениями и организациями.  
В ведении Министерства образования и науки РФ состоят действующие на основе специальных Положений, утвержденных постановлениями Правительства РФ, Федеральнаяслужба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке иинновациям; Федеральное агентство по образованию.  
Федеральные законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливают порядок лицензирования образовательнойдеятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного) образования), дополнительного образования детей, профессиональнойподготовки, профессионального (начального, среднего, высшего послевузовского, дополнительного) образования.  
Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательногоучреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки обучающихся государственнымтребованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам. Государственная аккредитация осуществляется на основаниизаявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации, которая проводится Государственной аттестационной службой Минобразования и науки России.  
В крупных вузовских центрах субъектов Российской Федерации созданы и действуют советы ректоров, которые являются государственно-общественными органами управлениявысшим и послевузовским профессиональным образованием на территории этого субъекта Федерации и одновременно отделениями Российского союза ректоров. 

6. Государственное регулирование управления российской наукой

 
Согласно легальному определению научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностяхстроения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественнона применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органовгосударственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. 
Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности являются научные работники, специалисты и работники сферы научного обслуживания. Научным работником(исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий высшее или среднее профессиональное образование и способствующийсвоей деятельностью получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. 
Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научныхработников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии сучредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательныхучреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющиенаучную и (или) научно-техническую деятельность. 
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют в соответствии с законодательством государственную аккредитацию научных организаций. Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на три года приусловии, что, во-первых, объем научной (научно-технической) деятельности составляет не менее 70 процентов общего объема выполненных работ за последние три года; во-вторых, в уставе организации предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Правительство РФ можетприсвоить научной организации статус государственного научного центра, если она имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научнымиработниками и специалистами высокой квалификации и ее научная (научно-техническая) деятельность получила международное признание.  
Структуру системы современной российской науки составляют три взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга сектора: 1) научные исследования, проводимые вучреждениях высшего и послевузовского профессионального образования (вузовский сектор науки); 2) научные исследования, проводимые в научно-исследовательскихучреждениях системы Российской академии наук (сектор академической науки) и 3) научные исследования, проводимые в научных учреждениях отраслевых академий и в научно-исследовательских организациях отраслевых министерств и ведомств (сектор отраслевой науки). Все они тесно взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику.  
Вузовский сектор науки включает в себя научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и аспирантов(адъюнктов) высших учебных заведений, а также деятельность научных работников, функционирующих в системе высшего и послевузовского профессионального образованиянаучно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, опытных станций и иных научных организаций, деятельность которых связана с образованием инаправлена на его обеспечение.  
Университеты выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; академии выполняют фундаментальные и прикладные научныеисследования преимущественно в одной из областей науки; институты как разновидность высших учебных заведений также призваны вести фундаментальные и (или) прикладныенаучные исследования более узкого профиля. Характерной чертой и особенностью организации вузовской науки является ее тесная и неразрывная связь с образовательнымпроцессом.  
Сектор академической науки представлен научно-исследовательскими институтами, лабораториями и другими научными организациями системы Российской академии наук, которые осуществляют и обеспечивают проведение исследований по основным направлениям фундаментальной науки.  
Высшим органом управления в системе Российской академии наук является общее собрание ее действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов РАН, котороеизбирает Президента Российской академии наук и Президиум РАН - высший исполнительный орган, который организует руководство деятельностью академических научныхорганизаций через отделения Российской академии наук по соответствующему научному профилю (например, отделение философии и права РАН, в ведении которого находитсяинститут государства и права РАН) и территориальные отделения РАН (Сибирское, Уральское, Дальневосточное отделения РАН).  
Сектор отраслевой науки составляют отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российскаяакадемия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств), которые создаются, реорганизуются и ликвидируютсяфедеральными законами по представлению Президента РФ или Правительства РФ, а также научные организации отраслевого профиля, находящиеся в ведении инепосредственном подчинении Правительства РФ (например, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации) илицентральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).  
Как и РAН, отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующихобластях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований. Академии наук ежегодно представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты опроведенных научных исследованиях и научных (научно-технических) результатах. 

Тема 21. Государственное регулирование в отраслях культуры

 

1. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ

 
Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" связывает понятие культуры и творчества с различными видами культурной деятельности - деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. При этом под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетическиеидеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, художественные промыслы и ремесла, произведениякультуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы итехнологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурная деятельность создает культурные блага - условия и услуги, предоставляемыеорганизациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. 
Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация. И, соответственно, творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретируеткультурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признан или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников. 
В культуре большая роль принадлежит профессионально-творческим организациям (союзы писателей, театральных деятелей, кинематографистов и другие), которыеобъединяют и направляют творческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства. 
Учредитель организации культуры утверждает ее устав (положение) и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяети расторгает контракты с руководителем в порядке, установленном законодательством. Поскольку организации культуры могут быть учреждениями федерального, субъектовРоссийской Федерации или муниципального значения, постольку уставы и положения организаций культуры утверждаются актами Правительства РФ, Министерством культуры имассовых коммуникаций РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальными органами местного самоуправления. При этом органы управлениякультурой выступают учредителями организаций культуры в части создания организаций, определения их уставных задач, структуры, принципов управления, назначенияруководителей, а органы исполнительной власти по управлению имуществом выступают учредителями этих организаций в части установления статуса управлениягосударственным (муниципальным) имуществом.  
Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурнаядеятельность) в различных формах и видах, является основной деятельностью организаций культуры. Организации культуры могут осуществлять иную не противоречащуюзаконодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, радикоторых она создана, и соответствующую этим целям. Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положением) организации культуры. Учредитель (либо орган, зарегистрировавший организацию культуры) имеет право приостановить предпринимательскую деятельность организации культуры, если этадеятельность идет в ущерб основной. Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет наразвитие и совершенствование организации культуры.  
Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.  
Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные организации культуры учредителем, закрепляются за ней на праве оперативногоуправления.  
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, архивного и книжного дела, охраны и использования историко-культурного наследия, а также средств массовых коммуникаций. В его ведениинаходится Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, действующая на основеспециального Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. (Российская газета, 2004. 24 июня).  
В системе Министерства действуют: Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральноеархивное агентство.  
Министерство культуры РФ разработало и предложило в качестве государственных минимальных стандартов в сфере культуры нормативы обеспеченности населенияучреждениями культуры по их видам и нормативы удельных капитальных вложений по объектам культуры. Нормативы обеспеченности задают состав учреждений культуры иискусства (библиотеки, клубы или учреждения клубного типа, музеи, детские школы искусств, школы эстетического образования, парки культуры и отдыха, выставочные залы, профессиональные театры, концертные залы) и важнейшие характеристики их материальной базы по типам населенных пунктов с учетом численности их жителей иадминистративного статуса. Эти социальные нормы и нормативы одобрены распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. N 1063-р. 

2. Государственное регулирование архивного дела

 
Организационно самостоятельной подотраслью социально-культурного отраслевого комплекса является архивное дело, под которым в соответствии с Законом РФ от 7 июля1993 г. N 5341-1 "Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" понимается деятельность по организации хранения, учета и использования архивных документов. При этом под архивным документом понимается документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости дляобщества, а равно имеющий ценность для собственника, а под Архивным фондом Российской Федерации понимается совокупность документов, отражающих материальную идуховную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации. 
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием ииспользованием документов Архивного фонда РФ, является Федеральное архивное агентство, которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными исубъектов Федерации органами государственной власти, а также Российской академией наук, Российским обществом историков-архивистов и другими общественнымиобъединениями.

3. Государственное регулирование печати, телерадиовещания и средств массовой информации

 
Государственное регулирование печати - это прежде всего государственная организация и руководство книжным делом, которое представляет собой одну из важнейших сферсоциально-культурной деятельности, связанной с редакционно-издательской подготовкой рукописей литературных произведений (художественных, научных, учебных и других) споследующим их полиграфическим воспроизведением в виде книг, журналов, альбомов и иных литературных форм, а также с организацией и осуществлением целесообразного иэффективного книгораспространения. 
Под издательской деятельностью понимается подготовка, а равно подготовка и выпуск печатных изданий любого вида. Субъектами издательской деятельности выступаютиздательства, имеющие статус предприятия как хозяйствующего субъекта, участвующего в производственном процессе по изготовлению и выпуску книжной и иной печатнойпродукции. А внутри издательств как предприятий, выпускающих рукописную печатную продукцию, действуют редакции, которые осуществляют редактирование рукописилитературного произведения, ее корректуру, изготовление оригиналов-макетов и другие редакционно-издательские работы. Субъектами издательской деятельности могутвыступать и структурные подразделения предприятий, организаций, учреждений (редакционно-издательские отделы, центры, группы и др.), осуществляющие издательскуюдеятельность. Издательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная частная предпринимательская деятельность. 
Учредитель издательства утверждает его устав и представляет документы для государственной регистрации издательства как предприятия, ведущего самостоятельнуюхозяйственную деятельность. В Уставе издательства определяются его программные цели и задачи, правовой статус (организационно-правовая форма), условия реорганизациии ликвидации. Учредителями издательств и редакций могут выступать различные федеральные и субъектов РФ органы исполнительной власти (вплоть до АдминистрацииПрезидента РФ и Правительства РФ), органы местного самоуправления различных муниципальных образований, общественные объединения и другие юридические и физическиелица. 
Субъектами полиграфической деятельности, под которой понимается набор, подготовка печатных форм (включая изготовление печатей и штампов), печать, изготовлениетиражей печатных изданий любого вида, выступают полиграфические предприятия любых организационно-правовых форм. Это могут быть государственные, муниципальные ичастные типографии, крупные федеральные и субъектов РФ государственные унитарные полиграфические предприятия, государственные издательско-полиграфическиекомплексы. Многие издательства, полиграфические предприятия, предприятия оптовой книжной торговли с середины 90-х годов были приватизированы путем преобразования ихв акционерные общества открытого типа.  
Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в области печати, издательской, полиграфическойдеятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, развития компьютерных сетей общего пользования, регулирования производства и распространения аудио- и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование в этих областях деятельности, а также координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в указанныхсферах, выступает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, действующее на основе утвержденного постановлением Правительства РФ Положения о нем.  
Организациями в системе средств массовой информации, под которой согласно Закону РФ "О средствах массовой информации" (с изм. от 5 августа 2000 г.) понимаютсяпредназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а под средством массовой информации понимаетсяпериодическое печатное издание, радио-, телевидеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации, являютсяиздательства и редакции средств массовой информации, организации теле-, радиовещания, информационные агентства, организации по распространению периодическихпечатных изданий.  
Закон "О средствах массовой информации", провозглашая свободу массовой информации и недопустимость цензуры, то есть требования от редакции СМИ предварительносогласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов со стороны каких бы то ни было органов и должностных лиц (ст. 1, 3), устанавливает в то же время недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4). 

Информация о работе Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти