Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:54, лекция

Описание работы

Метод управления - это подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти. Суть понятияметода управления и его содержательной характеристики как элемента управленческого процесса отражают два взаимосвязанных момента: во-первых, характер и формысоциальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляемыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, те средства, которые управляющий субъект использует илиможет использовать в качестве орудия управленческого воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц.
Виды методов управления. Их достаточно много и классифицировать их на определенные группы можно по нескольким основаниям: по масштабу применения; по характеру инаправленности организующего взаимодействия; по видам применяемых средств управленческого воздействия и некоторым другим.

Файлы: 1 файл

AP_lektsii.docx

— 155.57 Кб (Скачать файл)

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики

 
Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности rpажданского государственно-организованногообщества. 
Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной исудебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия. 
Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое вфедеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередкобывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других). На основе этой общности конкретного объектагосударственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства (не путать с системными отраслями права, имеющими свойсобственный предмет и метод правового регулирования!): предпринимательское право, корпоративное право, кооперативное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и другие. 
Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметомкоторого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности. 
Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, организационно-правовом смысле какдеятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутьюкоторой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов. 
В зависимости от конкретных объектов и используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно-правовогорегулирования в области экономики можно выделить несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений надотраслевого экономико-правового регулирования.

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования исферы государственного управления

 

1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников (краткий исторический экскурс)

 
Начало реформирования отношений собственности в постсоветский период было положено Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР", которыйустанавливал многообразие форм собственности в российской экономике и впервые закрепил право частной собственности физических и юридических лиц на орудия и средствапроизводства и объединяющие их имущественные комплексы. Затем постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. было проведено разграничениегосударственной собственности на федеральную, субъектов Федерации и муниципальную собственность. С принятием этих основополагающих актов были созданы необходимыеправовые условия и предпосылки для кардинальных социально-экономических реформирований отношений собственности в России посредством приватизации государственнойи муниципальной собственности и преобразования государственных предприятий в акционерные общества. Отправным моментом в этом процессе следует считать принятиеЗакона РСФСР от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", который устанавливал организационно-правовыеосновы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий вцелях создания эффективной, социально ориентированной экономики. 
В ст. 1 ныне действующего Федерального закона от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества вРоссийской Федерации" (в редакции от 24 июля 2007 г.) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося всобственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических июридических лиц. Действующее законодательство выделяет два этапа приватизации в России: 1) этап чековой и льготной для трудовых коллективов приватизации до июля 1994 г. и 2) продолжающийся и поныне этап денежной приватизации. 
Одновременно с приватизацией начался и в тесной взаимосвязи с ней проходил процесс коммерциализации государственных предприятий и их акционирования. Началомассовому акционированию государственных предприятий было положено Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованиюгосударственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". Обязательному преобразованию в акционерные обществаоткрытого типа подлежали все находящиеся в федеральной и субъектов Федерации собственности предприятия и их объединения со средней численностью работающих более1000 человек или с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 50 млн рублей, независимо от их вхождения в состав трестов, ассоциаций, концернов, союзов, межотраслевых, региональных и иных объединений предприятий. Акционерное общество с момента его регистрации выходит из структуры управления соответствующихминистерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации. 

2. Управление государственным имуществом и антикризисное государственное регулирование в негосударственном секторе (участие в процедурахбанкротства)

 
Основные цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимаетсясовокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями иучреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях, определены в одобренной постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РоссийскойФедерации. Управляя имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, государство осуществляет методическое и правовое обеспечение процессовприватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом; создание и обеспечение функционирования системы учета федерального имущества и контроля за егоиспользованием; наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности; согласовывает вопросы распоряжения и осуществляет контроль заэффективностью использования недвижимого имущества унитарных предприятий; ведет его реестр; решает вопросы реорганизации унитарных предприятий. В настоящее времяорганизация и деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных имуниципальных унитарных предприятиях". 
Значительное место в системе управления государственным имуществом принадлежит управлению акциями, долями Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственныхтовариществ и обществ. Деятельность по управлению акциями, находящимися в федеральной собственности, а также по осуществлению прав участника в хозяйственныхтовариществах и обществах регулируется многими органами. 
Президент РФ по представлению Правительства РФ дает разрешение на передачу в залог, в доверительное управление, в уставные капиталы хозяйственных обществ и иноераспоряжение (за исключением продажи) акций, находящихся в федеральной собственности. 
Правительство РФ принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в федеральнойсобственности, об использовании в отношении указанных обществ специального права ("золотой акции"), определяет порядок назначения (избрания) представителей РоссийскойФедерации в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности или в отношении которыхиспользуется специальное право ("золотая акция").  
В системе Министерства экономического развития и торговли РФ действуют Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, а также Федеральное агентствокадастра объектов недвижимости.  
В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации констатируется, что в рамках системы управления государственным имуществомнеобходимо рассмотреть вопрос банкротства предприятий, поскольку банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников кэффективным.  
Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства. При этом участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективныхсобственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам. В настоящее время основания, условия и порядок (процедура) банкротства предприятий регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакцииот 1 декабря 2007 г.). 

3. Антимонопольное государственное регулирование

 
Важным условием и необходимой предпосылкой становления и прогрессивного развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренциипри одновременной решительной борьбе с различными проявлениями рыночного монополизма и недобросовестной конкуренции. Закон РФ "О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. от 9 октября 2002 г.) определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечениямонополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Особенности отношений по антимонопольному регулированию предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов на финансовых рынках регулируются инымФедеральным законом от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", определяющим организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения недобросовестной конкуренции и условия для создания и эффективного функционирования рынка финансовых услуг. 
Органом антимонопольного государственного регулирования на товарных рынках выступает федеральная антимонопольная служба и частично федеральная служба пофинансовым рынкам, которые находятся в непосредственном ведении Правительства РФ.

4. Государственное банковское и налоговое регулирование

 
Банковское регулирование осуществляется согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 8 апреля 2008 г.). Банковская система Российской Федерации включает в себя Центральный банк РФ (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранныхбанков. 
На основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 8 апреля 2008 г.) он участвует вразработке экономической политики Правительства РФ и реализации денежно-кредитной политики, является органом банковского регулирования и надзора за деятельностьюкредитных организаций, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им обязательныхнормативов. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальныеучреждения, расчетно-кассовые центры и другие предприятия, учреждения и организации. 
Большая роль в межотраслевом государственном регулировании движения финансовых потоков, кроме организаций банковской системы, принадлежит также вертикальноцентрализованной системе налоговых органов, возглавляемой находящейся в системе Министерства финансов РФ федеральной налоговой службой, являющейся федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностьюуплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечениясвоевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей.

5. Государственное экологическое регулирование в области экономики

 
Природа и ее ресурсы являются объектом воздействия и предметного использования в многочисленных и разнообразных производственно-хозяйственных процессахпредпринимательской деятельности, и это крайне актуализирует проблему государственного экологического регулирования в области экономики. 
Среди довольно большого массива природоохранного законодательства особая роль принадлежит основополагающему Закону РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охранеокружающей среды" (в редакции от 14 июля 2008 г.), который в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призванспособствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности территории России. В этом Законе закрепляются общиедля всех объектов природы задачи и основные принципы охраны окружающей природной среды, а также компетенция специально уполномоченных на то федеральных исубъектов Федерации государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды. Специфическим же проблемам и вопросамконкретных объектов природы посвящены другие законы: Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, федеральные законы "Об охране атмосферноговоздуха", "Об особо охраняемых природных территориях" и другие. 
К основным организационно-правовым средствам государственного экологического регулирования относятся: нормирование качества окружающей природной среды, установление определенных экологических требований по обращению с отходами производства и потребления, государственная экологическая экспертиза, экологическиетребования к осуществлению различных видов производственно-хозяйственной деятельности, объявление и установление режима зон чрезвычайных экологических ситуаций, особо охраняемых природных территорий и объектов; четкое установление общих и специальных обязанностей для всех категорий природопользователей приниматьнадлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдение действующих экологических, санитарно-эпидемиологических и технологических норм и правил охраны природы, а также осуществление государственного экологического контроля и привлечение кответственности за экологические правонарушения.  
Различные стороны и моменты экологического административно-правового регулирования являются элементами компетенции многих государственных и муниципальных органовисполнительной власти, но основная роль принадлежит Министерству природных ресурсов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительнойвласти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающейприродной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в установленных законодательством случаях деятельность в этой сфере иныхфедеральных органов исполнительной власти.  
В системе Министерства природных ресурсов РФ действуют федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, а также три федеральных агентства: водных ресурсов; лесного хозяйства; по недропользованию. 

Информация о работе Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти