6. Контрольно-разрешительная деятельность государства в экономической области
В процессе и в результате контрольно-разрешительной деятельности Российского государства в экономической области в настоящее время применяются три основных инаиболее распространенных организационно-правовых средства:
1) государственная регистрация физических и юридических лиц как субъектов предпринимательскойэкономической деятельности;
2) государственное лицензирование отдельных видов предпринимательской экономической деятельности и 3)
особый разрешительный порядокгосударственного регулирования осуществления некоторых особо контролируемых государством действий и операций (государственный экспортный контроль,
валютныйконтроль, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий и т.д.).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в соответствии с Федеральным законом от 8
августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(в редакции от 1 декабря 2007 г.).
Лицензирование отдельных видов экономической деятельности осуществляется в настоящее время на основании и в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от 8
августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(в редакции от 23 июля 2008 г.).
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство РФ в соответствии с определенными Президентом РФосновными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности,
определяет федеральные органыисполнительной власти,
осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органамиисполнительной власти субъектов РФ.
Особый разрешительный порядок государственного регулирования осуществления некоторых особо контролируемых государством действий и операций включает в себянекоторые специфические виды общегосударственного контроля,
осуществляемого на основе специальных федеральных законов.
Сюда относится, например, регулируемыйФедеральным законом от 18
июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"
(в редакции от 1 декабря 2003 г.) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономическихопераций с контролируемыми товарами и технологиями (сырье,
материалы, оборудование, научно-техническая информация,
работы, услуги, результаты интеллектуальнойдеятельности,
которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения,
средств его доставки, иных видоввооружения и военной техники),
списки (перечни) которых утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.
Разновидностями особогоразрешительного порядка государственного регулирования являются таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемыхтоваров и технологий.
7. Государственное регулирование организации социально-трудовой сферы
Объектом государственного регулирования здесь выступают многочисленные и разнообразные процессы:
1) формирования минимальных доходов и уровня жизни населения,
атакже социального обслуживания некоторых категорий населения;
2) становления рынка рабочей силы, установления и поддержания партнерских отношений работников сработодателями,
регулирование занятости и безработицы,
социально-демографических и миграционных процессов;
3) обеспечение должных социально-трудовых условий игарантий труда работников и его охраны.
Все эти социально-экономические процессы и опосредующие их организационные отношения настолько важны и значимы длянормальной жизнедеятельности и прогрессивного развития общества и государства,
что объективно требуется непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовойсферы,
своевременное выявление происходящих там изменений и оперативное предупреждение негативных тенденций,
ведущих к развитию очагов социальной напряженности.
Для этого по решению Правительства РФ проводится постоянный всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы,
который представляет собой государственную системунепрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений,
предупреждения негативных тенденций,
ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности,
а также для краткосрочного прогнозирования развитияважнейших процессов в этой сфере.
Для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации государство устанавливает потребительскую корзину -
минимальный наборпродуктов питания, непродовольственных товаров и услуг,
необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности,
а на ее основе определяетпрожиточный минимум -
стоимостную оценку потребительской корзины,
а также обязательные платежи и сборы. В соответствии с Федеральным законом от 31
марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
она для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население,
пенсионеры, дети) по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в точно определенном законом и объемах (в натуральных показателях)
попродуктам питания, непродовольственным товарам и услугам (жилье,
отопление, газо- и электроснабжение, транспортные услуги и др.).
В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными)
органами субъектов РФ по представлению органовисполнительной власти субъектов Федерации (Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
(с изм. от 27 мая 2000 г.) // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904;
2000. N 22. Ст. 2204) с учетом природно-климатических условий,
национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания,
непродовольственных товарови услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы,
проводимой в порядке, определяемом Правительством РФ.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения России. Величина прожиточного минимума на душу населения и поосновным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах определяется ежеквартально на основании потребительскойкорзины и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания,
непродовольственные товары и услуги и расходов пообязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РоссийскойФедерации устанавливается Правительством РФ,
а в субъектах Федерации - органами исполнительной власти субъектов РФ.
Действующее законодательство предусматриваеттакже определенные формы социальной помощи и для некоторых категорий населения,
например для граждан пожилого возраста и инвалидов устанавливает государственныестандарты социального обслуживания,
которые утверждаются Правительством РФ.
Важное значение имеет государственное регулирование,
направленное на организацию согласования социально-экономических интересов работников и работодателей,
установление и поддержание партнерских отношений работников с работодателями.
Институт социального партнерства как системы отношений по обеспечению согласованияинтересов работников и работодателей полное,
развернутое и комплексное развитие получил в Трудовом кодексе Российской Федерации,
в котором имеется специальныйраздел 2 "Социальное партнерство",
состоящий из 8 глав, включающих в себя 35 статей (ст.
18-52).
Немаловажная роль в организации отношений социального партнерства работников и работодателей на федеральном уровне принадлежит Российской трехсторонней комиссиипо регулированию социально-трудовых отношений,
которая действует в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999
г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии порегулированию социально-трудовых отношений".
Экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения,
в том числе гарантии государства по реализации конституционных правграждан России на труд и социальную защиту от безработицы,
закреплены в Федеральном законе "О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. от 10 января 2003 г.), в соответствии с которым в России создана и действует Федеральная служба по труду и занятости населения с четко очерченными задачами,
функциями и полномочиями.
В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов,
содержащих государственные требования охраны труда,
которая состоит из межотраслевых иотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда,
строительных и санитарных норм и правил,
правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопаснойэксплуатации,
свода правил по проектированию и строительству,
гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
8. Сфера общегосударственного учета и статистики
К этому направлению государственного регулирования областью экономики следует отнести общегосударственное регулирование бухгалтерского учета и статистики.
СогласноЗакону РФ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(в редакции от 3 ноября 2006 г.) общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Россииосуществляет Правительство РФ.
А органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета,
разрабатывают и утверждают впределах своей компетенции положения (стандарты)
по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания,
устанавливающие принципы, правила испособы ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности,
а также правовых основ организации бухгалтерского учета в хозяйствующих организациях.
Главными задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельностиорганизации;
обеспечение контроля за наличием и движением имущества,
использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденныминормами,
нормативами и сметами; своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности организации.
Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим межотраслевую координацию и функциональноерегулирование в сфере государственной статистики.
Она обеспечивает официальной статистической информацией,
являющейся частью государственных информационныхресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны,
федеральные opганы государственной власти,
органы государственной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления, граждан и организации.
9. Сфера государственной стандартизации,
метрологии и сертификации
В широком плане стандартизация охватывает все сектора и сферы рыночной экономики,
включая в себя, например, организацию разработки и применения государственныхсоциальных стандартов,
правил (стандартов) аудиторской деятельности и многих других видов нетоварной экономической предпринимательской деятельности.
В сложившемсяже более узком понимании этого термина и понятия стандартизация охватывает лишь сектор товарного рынка,
сферу производства товарной продукции,
работ и услуг. Организационно-правовую основу государственного регулирования в этой сфере государственного управления составляют Федеральный закон РФ от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений".
Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим межотраслевую координацию,
атакже функциональное регулирование в области стандартизации,
метрологии и сертификации.
10. Административная ответственность в системе межотраслевого управления экономикой
Определенные уполномоченные на то государственные органы межотраслевого управления и их должностные лица в пределах своей компетенции могут возбуждать дела ипривлекать к административной ответственности физических и юридических лиц,
виновных в совершении различных административных правонарушений,
предусмотренныхКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -
КоАП РФ).
Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа,
являются должностные лицафедеральных органов исполнительной власти,
их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов,
а также иных государственных органов в соответствии сзадачами и функциями,
возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (они перечислены в ст.
28.3 КоАП РФ). Исчерпывающий же перечень органов и должностных лиц,
уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях,
дан в главе 23 КоАП РФ (ст. 23.1-23.61). Это, как правило,
руководители органов исполнительной власти,
их заместители, различного рода начальники и государственные инспектора.
В гл. 23 КоАП РФ четкопостатейно регламентируется,
какие именно государственные органы исполнительной власти и их должностные лица наделены правом привлечения к административнойответственности виновных физических и юридических лиц по конкретным статьям особенной части КоАП РФ.
Налоговые органы Министерства финансов РФ рассматривают дела об административных нарушениях,
предусмотренных ст. 14.5, 15.1, 15.2 КоАП РФ.
Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета,
рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 15.14-15.16 КоАП РФ.
Органы экспортного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 14.20 КоАП РФ.
Федеральная служба по труду и занятости рассматривает дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 5.27, 5.28-5.34, 5.44 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие государственный экологический контроль,
рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных cт. 7.2, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4-8.6, 8.18,
8.19, 8.21-8.23, 8.31, 8.33-8.36, 8.37, 8.39, а органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды -
ст. 7.2, 8.5, 8.21 и 8.40 КоАП РФ.
Федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный в области рынка ценных бумаг,
рассматривает дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 15.17-15.24 КоАП РФ.
Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 14.3, 14.6, 14.8, 19.5 и19.8 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования,
рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренныхст. 14.6 КоАП РФ.
Органы стандартизации, метрологии и сертификации рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 19.19 КоАП РФ.
Органы государственного статистического учета рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ.
Органы регулирования естественных монополий рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 19.5 и 19.8 КоАП РФ.
Органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц,
рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 14.25 КоАП РФ.
Тема 19. Отраслевое административно-правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах
1. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе
Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя множество отраслей (угольная,
нефтяная, машиностроительная, пищевая промышленность и т.д.),
которые, в свою очередь, в экономическом и организационном плане объединяются в промышленные комплексы,
например, электроэнергетический, машиностроительный,
военно-промышленный и другие. Так, в рамках единого промышленного комплекса авиационная промышленность,
ракетно-космическая промышленность, радио-
и электронная промышленность, судостроительная промышленность составляют в своей совокупности военно-промышленный комплекскак определенное единство,
в отношении которого могут приниматься управленческие решения на высшем уровне.
Первичным звеном промышленности как единого хозяйственно-экономического комплекса и всех структурных элементов его системы выступают хозяйствующие субъекты,
занятые производством промышленной продукции и выступающие на товарном рынке субъектами предпринимательской деятельности,
направленной на получение прибыли. Имивыступают различные по своим организационно-правовым формам коммерческие организации:
предприятия, фирмы, субъекты малого предпринимательства,
производственныекооперативы, акционерные общества,
концерны, ассоциации и другие отраслевые,
межотраслевые, территориальные их объединения.
По формам собственности предприятиямогут быть государственными,
муниципальными, кооперативными, частными и смешанными.
Большинство предприятий негосударственных форм собственности являютсяакционерными обществами или обществами с ограниченной ответственностью.
Важным структурным элементом промышленного комплекса являются крупнейшие комплексные отраслевые объединения типа Российского акционерного общества энергетики иэлектрификации -
РАО "ЕЭС России", Российского акционерного общества "Газпром",
учредителем которых выступает Правительство РФ.
Они действуют как единыепромышленно-финансовые комплексы.
Это естественные монополии, имеющие своеобразный правовой статус (Федеральный закон от 17
августа 1995 г. N 147-ФЗ "Оестественных монополиях"
(в редакции от 8 ноября 2007 г.)). Государством ведется специальный Реестр субъектов естественных монополий,
в который включаются организации(юридические лица),
осуществляющие деятельность по передаче электрической и тепловой энергии,
транспортировке газа по трубопроводам,
транспортировке нефти инефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "ОПравительстве Российской Федерации"
вырабатывает и реализует государственную социально-экономическую политику в организации функционирования всех отраслейпромышленного комплекса,
направляя, координируя, обеспечивая и контролируя работу всех центральных органов исполнительной власти отраслевой и функциональнойкомпетенции министерств,
государственных комитетов и других федеральных ведомств,
ведающих соответствующими отраслями и сферами деятельности промышленногокомплекса;
осуществляет управление федеральной собственностью;
проводит всю системно-структурную организацию центрального федерального аппарата государственныхорганов исполнительной власти,
направляя и контролируя их деятельность;
устанавливает правовой статус государственных органов исполнительной власти,
утверждаяПоложения о соответствующих федеральных министерствах,
ведомствах и их территориальных органах;
разрабатывает федеральные программы развития промышленности вотраслевом и региональном масштабе,
принимая затем все необходимые для их реализации меры.
Министерство промышленности и энергетики РФ (Положение о нем см.:
СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2566) как орган отраслевого государственного регулирования имеет в своейсистеме три федеральные службы:
по атомному надзору; по технологическому надзору;
по техническому регулированию и метрологии,
а также пять федеральных агентств (поатомной энергии;
по энергетике; по промышленности; космическое агентство;
по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).
Государственная контрольно-надзорная деятельность и административная ответственность в промышленном комплексе.
В промышленном комплексе, как и во всех другихотраслевых хозяйственно-экономических комплексах,
к виновным физическим и юридическим лицам государственными органами исполнительной власти межотраслевойкомпетенции применяется административная ответственность за административные правонарушения межотраслевого масштаба и характера,
например, за нарушениязаконодательства о труде и охране труда (ст.
5.27 КоАП РФ), фиктивное или преднамеренное банкротство (ст.
14.12 КоАП РФ), административные правонарушения в областифинансов,
налогов и сборов, рынка ценных бумаг (ст.
15.1-15.26) и другие. Но существуют и специфические именно для промышленности разновидности административнойответственности отраслевого масштаба и характера,
применяемые в рамках отраслевого административно-правового регулирования за административные правонарушения всфере,
например, государственного горного и промышленного надзора,
государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью,
государственного энергетическогонадзора и государственного геологического контроля и надзора,
государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов впромышленности.