Особенности федеральной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
При этом под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов

Файлы: 1 файл

к защите.docx

— 103.56 Кб (Скачать файл)

1.1 Особенности  федеральной службы

Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности, а также специальные  функции в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны Государственной  границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

При этом под функциями  по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных  Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми  актами общеобязательных правил поведения; выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного  вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральные службы в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Структура федеральных органов  исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти с 21 мая 2012 г.

Утверждается Президентом  Российской Федерации по предложению  Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Утверждается с 1994 г. при  каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава  в нее вносятся изменения).

Структура федеральных органов  исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636

1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

- Министерство внутренних дел Российской Федерации

- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

- Министерство иностранных дел Российской Федерации

-  Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

- Министерство обороны Российской Федерации

- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

- Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

- Федеральное агентство специального строительства

- Министерство юстиции Российской Федерации

- Федеральная служба исполнения наказаний

- Федеральная служба судебных приставов

- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

- Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

- Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

- Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

- Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

2. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

- Министерство здравоохранения Российской Федерации

- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

- Федеральное медико-биологическое агентство

- Министерство культуры Российской Федерации

- Федеральное архивное агентство

- Федеральное агентство по туризму

- Министерство образования и науки Российской Федерации

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

- Федеральное агентство по делам молодёжи

- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

- Федеральное агентство водных ресурсов

- Федеральное агентство лесного хозяйства

- Федеральное агентство по недропользованию

- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

- Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

- Министерство регионального развития Российской Федерации

- Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

- Федеральное агентство связи

- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

- Федеральное агентство по рыболовству

- Министерство спорта Российской Федерации

- Министерство транспорта Российской Федерации

- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

- Федеральное агентство воздушного транспорта

- Федеральное дорожное агентство

- Федеральное агентство железнодорожного транспорта

- Федеральное агентство морского и речного транспорта

- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

- Федеральная служба по труду и занятости

- Министерство финансов Российской Федерации

- Федеральная налоговая служба

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

- Федеральное казначейство (федеральная служба)

- Министерство экономического развития Российской Федерации

- Федеральная служба по аккредитации

- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

- Федеральная служба по интеллектуальной собственности

- Федеральное агентство по государственным резервам

- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

- Министерство энергетики Российской Федерации

3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

- Федеральная антимонопольная служба

- Федеральная служба государственной статистики

- Федеральная служба по оборонному заказу

- Федеральная миграционная служба

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

- Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

- Федеральная таможенная служба

- Федеральная служба по тарифам

- Федеральная служба по финансовым рынкам

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

- Федеральное космическое агентство

- Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Административно-правовой  статус федерального органа

Одной из важнейших задач  становления российской государственности  является создание оптимальной модели государственного управления, обеспечивающей эффективное исполнение государственных  функций, развитие и укрепление демократических, федеративных, социальных и правовых основ государства, высокие темпы  экономического роста и общественного  развития.

В этой связи особое внимание уделяется административной реформе, которая по своим масштабам и  значимости занимает одно из ведущих  мест в общем контексте модернизации Российского государства. Проведение данной реформы охватывает решение  сложной и многогранной задачи совершенствования  организации и деятельности исполнительной ветви власти путем отказа от избыточных государственных функций, ликвидации излишних управленческих звеньев, построения обновленной системы федеральных  органов исполнительной власти; завершения процесса передачи части государственных  функций на региональный и местный  уровень; гармонизации публичных и  частных интересов во взаимоотношениях государства и гражданского общества, а также повышения открытости и доступности власти для граждан.

Многое здесь уже сделано. Изменена организационная структура  Правительства РФ, ликвидирована  часть избыточных государственных  функций федеральных органов  исполнительной власти, перестроена  система и структура данных органов  на основе перераспределения функций  между ними; приняты меры к правовому  обеспечению административных процедур и административных регламентов  в деятельности федеральных органов  исполнительной власти, а также к  повышению качества и доступности  оказываемых ими государственных  услуг и разграничению полномочий между различными уровнями власти.

Однако при всей значимости и масштабности предпринятых мер, следует  все же признать, что это только начало пути, главные достижения которого затронули пока лишь федеральный  уровень, выразившись, прежде всего, в  реорганизации федеральных органов  исполнительной власти, проведенной  в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г., 15 февраля, 24 сентября 2007 г., 12 мая, 7 октября, 25 декабря 2008 г., 22 июня 2009 г., 22 июня 2010 г.), установившем трехзвенную систему данных органов, состоящую из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, выделенных по функциональному признаку.

В соответствии с основной концепцией реформирования системы  федеральных органов исполнительной власти, реализованной в упомянутом выше акте, федеральные службы являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции  по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности, а также специальные  функции в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны государственной  границы Российской Федерации, борьбы с преступностью и общественной безопасности.

Для реализации указанных  функций они наделяются весьма широкими и значительными по содержанию полномочиями, сущность которых выражается в проведении проверок деятельности юридических  и физических лиц (осуществлении  государственной регистрации, выдачи официальных документов, разрешающих  заниматься определенным видом деятельности и реализации) и осуществлении  других мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений  действующего законодательства и применение к виновным мер административной ответственности. Кроме того, общими для федеральных служб, равно как и для иных федеральных органов исполнительной власти, являются полномочия, связанные с получением необходимых сведений, привлечением организаций и ученых для проработки вопросов, относящихся к их ведению, созданием совещательных и экспертных органов. В остальном компетенционная характеристика этих органов имеет существенные различия, обусловленные тем, в чьем непосредственном подчинении - Президента РФ, Правительства РФ или федерального министерства - они находятся.

Так, для многих федеральных  служб, находящихся в ведении  Президента РФ и осуществляющих специальные  функции в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны государственной  границы, общественной безопасности и  борьбы с преступностью, характерны не только контрольно-надзорные, но и  нормотворческие функции и полномочия. Например, в Положении о Федеральной  службе по контролю за оборотом наркотиков установлено, что она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.2

Среди иных федеральных служб, руководство деятельностью которыми осуществляет Президент РФ, нормотворческой  деятельностью занимаются также  находящиеся в его непосредственном подчинении Федеральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба, ФСБ России и Федеральная служба по военно-техническому и экспортному  контролю, подведомственная Минобороны России.

Правовое регулирование  в установленной сфере деятельности осуществляют все федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ. Так, в  Положении о Федеральной антимонопольной  службе закреплено, что она вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке  финансовых услуг, деятельности субъектов  естественных монополий и рекламы. При этом в разделе о полномочиях  Службы приводится перечень таких актов. Вместе с тем их правовые формы  в нем не определены. Более того, в данном Положении вообще ничего не говорится о том, что руководитель Службы вправе принимать нормативные  решения. В принципе такой подход характерен для всех положений о  федеральных службах, занимающихся правотворческой деятельностью  и находящихся в непосредственном ведении Правительства РФ.

Информация о работе Особенности федеральной службы