Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:21, курсовая работа
Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
При этом под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов
- сократить административные
ограничения
- уточнить предметы ведения
и полномочия в сфере контроля
и надзора федеральных органов
исполнительной власти, передав
их часть органам
- завершить процесс упразднения
избыточных функций
- сократить масштаб исполнения
функций государственного
- закрепить в нормативных
правовых актах коллегиальные
принципы управления
- создать эффективные
механизмы досудебного
Не отрицая важности указанных
направлений реформирования контрольно-надзорных
органов, пока все же не ясно, как
все они будут работать на главную
цель - повышение эффективности
Существенную роль в этом отношении сыграл Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ (с изменениями от 15 февраля, 27 июля, 4, 29 декабря 2006 г., 20 апреля 2007 г., 22 июля, 3, 25 декабря 2008 г., 8 мая, 8 ноября 2010 г., 7 февраля, 20 марта, 18 июля, 21, 30 ноября 2011 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", согласно которому большинство контрольно-надзорных функций федеральных служб по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов было передано органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления. В частности, к ведению субъектов Российской Федерации Закон отнес осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; в сфере охраны и использования объектов животного мира и водных объектов; охраны окружающей природной среды и атмосферного воздуха; в области антимонопольного законодательства; государственного регулирования тарифов; защиты прав потребителей, архитектуры, строительства; лицензирования отдельных видов деятельности и др. Кроме того, значительный объем административно-юрисдикционных полномочий, связанных с возбуждением дел об административных правонарушениях и применением административных наказаний в указанных областях и сферах государственного управления, также передан на уровень субъектов Российской Федерации, что потребовало внесения серьезных изменений в КоАП РФ.
При этом на федеральные службы законодатель возложил такие полномочия, как:
- согласование структуры
соответствующих органов
- осуществление надзора
за исполнением нормативных
- осуществление контроля
и надзора за полнотой и
качеством осуществления
- внесение в Правительство
РФ предложения об изъятии
соответствующих полномочий у
органов государственной
- установление содержания
и формы представления
- осуществление контроля за расходованием средств на реализацию переданных полномочий.
Нет сомнений в том, что принятие вышеупомянутого Закона является началом процесса децентрализации государственного управления, призванной обеспечить реальное политическое участие граждан в решении всех вопросов жизнедеятельности общества, "создать организационные и управленческие условия для самоподдерживающегося регионального и местного развития, в том числе частного сектора экономики и гражданского общества в целом"10.
Кроме того, есть основания
полагать, что принятие нормативных
решений по иным направлениям реформирования
контрольно-надзорных органов
Статус органа исполнительной
власти - это наиболее характерный
для административного права
и специфический
Орган государства (или государственный
орган) - это термин, являющийся родовым
по отношению ко всем организационным
структурам, выполняющим функции
государства. Следовательно, органы исполнительной
власти являются важным, но единственным
элементом системы органов
Современное административное законодательство предлагает универсальную классификацию функций органов исполнительной власти. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 N 649, от 14.11.2005 N 1319, от 23.12.2005 N 1522, от 15.02.2007 N 174, от 24.09.2007 N 1274, от 12.05.2008 N 724, от 07.10.2008 N 1445, от 25.12.2008 N 1847, от 22.06.2010 N 773, с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15.03.2005 N 295, от 27.03.2006 N 261, от 22.06.2009 N 710) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено выделение пяти основных разновидностей функций федеральных органов исполнительной власти. Поскольку система федеральных органов исполнительной власти наиболее развернутая и отягощенная наибольшим числом управленческих задач, можно предположить, что приведенные ниже пять групп функций являются универсальным и исчерпывающим комплектом функций для любой системы органов государственного управления.
а) Функции по принятию
нормативных правовых актов:
б) Функции по контролю и надзору:
- осуществление действий
по контролю и надзору за
исполнением органами
- выдача органами
- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
в) Правоприменительные
функции: издание
г) Функции по управлению
государственным имуществом: осуществление
полномочий собственника в
д) Функции по оказанию государственных услуг: предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения или иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Анализ принятых в последнее время нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ позволяет сделать следующие выводы об административно-правовом статусе федеральных служб, осуществляющих функции контроля и надзора.
Прежде всего, этот вид
федеральных органов
Цель деятельности федеральных
служб вытекает из целей, определенных
для вышестоящих органов
Вместе с тем следует
иметь в виду, что контрольные
органы обладают и иными специфическими
целями, вытекающими из самой сущности
контрольной деятельности государства,
поскольку государственный
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 N 649, от 14.11.2005 N 1319, от 23.12.2005 N 1522, от 15.02.2007 N 174, от 24.09.2007 N 1274, от 12.05.2008 N 724, от 07.10.2008 N 1445, от 25.12.2008 N 1847, от 22.06.2010 N 773, с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15.03.2005 N 295, от 27.03.2006 N 261, от 22.06.2009 N 710) определены основные функции федеральных служб, осуществляющих функции по контролю и надзору, а именно: осуществление контрольно-надзорных мероприятий за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, физическими и юридическими лицами общеобязательных правил и требований, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами; осуществление лицензирования отдельных видов деятельности и иной разрешительной деятельности (аккредитация, сертификация и т.д.); осуществление регистрации физических, юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, объектов недвижимости, отдельных видов сделок, общественных организаций, ведомственных нормативных правовых актов и т.д.
В дальнейшем постановлениями
Правительства, регламентирующими
вопросы деятельности различных
федеральных служб и
В п. 4 указанного постановления
перечисляются основные функции
службы, некоторые из которых являются
полномочиями, необходимыми для исполнения
основной функции рассматриваемой
службы, - например, организация, проведение
и участие в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке в проведении расследований
транспортных происшествий на железнодорожном,
авиационном, морском и речном транспорте,
а также участие в
Также, наряду с осуществлением контрольной (надзорной), разрешительно-лицензионной и регистрационной деятельности, следовало бы закрепить и иные функции федеральной службы. К их числу можно отнести участие в разработке предложений, подготовке нормативных правовых актов и нормативно-технических документов по предметам ведения соответствующих служб; проведение учета и анализа нарушений правил, обязанностей или требований, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами; организацию формирования и ведения федеральных информационных ресурсов в соответствующей сфере деятельности посредством ведения реестров, регистров, кадастров и т.д.; обеспечение взаимодействия с иными государственными органами и органами местного самоуправления; аналитическое и информационное обеспечение вышестоящих федеральных органов исполнительной власти; организацию научно-исследовательской работы в пределах своей компетенции и подготовку кадров; участие в осуществлении международных договоров (документов), вступивших в силу для Российской Федерации. При этом следует учитывать, что федеральные службы, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, наряду с функциями по контролю и надзору осуществляют функции по принятию нормативных правовых актов (п. 8 Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 (с изменениями от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г., 22 июля, 5 сентября, 3 октября 2005 г., 11 мая, 30 июня 2006 г., 5 февраля, 12 марта, 24 сентября 2007 г., 12 мая, 25 декабря 2008 г., 22 июня, 25 августа 2010 г.)).