Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:21, курсовая работа
Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
При этом под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов
Следует разграничить права
и обязанности федеральных
Необходимо также указать,
что федеральная служба, помимо выполнения
контрольно-надзорных
В настоящее время действующее российское законодательство не разграничивает и не определяет обязанности федеральной службы, не устанавливает меры и основания ее ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение (речь идет в основном о политической ответственности), прежде всего, своих обязанностей. Вместе с тем, институт ответственности органа государственной власти достаточно развит в западных странах, где считается одним из институтов развитого гражданского общества. Думается, что в положениях о федеральных службах и иных нормативных правовых актах, устанавливающих административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти, следует уделить внимание данной проблеме.
Единообразной регламентации
требуют процедуры
2.1 Формы и методы деятельности Федеральных служб
Под формой деятельности Федеральных служб понимается внешне выраженное действие Федеральной службы, осуществленное в рамках её компетенции и вызывающее определенные последствия.
Итак, форма деятельности Федеральной службы - это внешнее выражение её содержания. Содержание деятельности Федеральной службы выражает её функции. То есть, говоря о формах деятельности Федеральной службы, мы имеем в виду те внешние проявления, в которых объективируются, показывают себя функции Федеральной службы. Таким образом, форма деятельности Федеральной службы - это оформленное поведение властного субъекта административного права, осуществленное им в рамках его компетенции в целях реализации функций Федеральной службы11.
Метод деятельности Федеральных
служб определяется, как правовое
средство, которое используется для
достижения целей, решения задач
и осуществления функций
Наиболее важным представляется
решение вопросов построения вертикали
органов контроля, надзора и взаимодействия
с иными органами государственной
власти, поскольку ни нормы Указа
Президента РФ N 314, ни принятые во исполнение
его постановления
- заключения соглашений о сотрудничестве;
- проведения совместных
контрольных и надзорных
- передачи части полномочий
при проведении
- обеспечения в пределах своей компетенции защиты интересов субъектов Российской Федерации в вышестоящих органах государственной власти;
- координации их деятельности
в соответствующей сфере (
- проведения совместных
научно-исследовательских
- оказания методической,
консультативной и иной помощи
в организации и проведении
контрольных и надзорных
Федеральные органы исполнительной
власти осуществляют свои полномочия
непосредственно или через
При этом в актах, определяющих
административно-правовой статус федеральных
служб, не проводится разграничение
полномочий между территориальными
органами федеральных служб и
подведомственными им государственными
учреждениями. Хотя о решении данного
вопроса прямо указывается в
постановлении Правительства РФ
от 21 мая 2004 г. N 248 "О внесении изменений
в Положение о
Данная проблема также
была озвучена Президентом, отметившим,
что: "В стране сейчас свыше 35 тысяч
федеральных государственных
Рассматривая взаимоотношение
федеральной службы и подведомственных
ей предприятий, следует решить вопрос
о том, имеет ли право федеральная
служба создавать государственные
учреждения, находящиеся в ее ведении.
Указ Президента РФ N 314 не закрепляет такое
право за федеральными службами. Более
того, толкование п. 25 Указа дает основание
предполагать, что такое право
у федеральных служб
В настоящее время Правительством РФ были утверждены положения о некоторых федеральных службах, в том числе: Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 (с изменениями от 7 ноября 2008 г., 27 января, 8 августа 2009 г., 15 июня 2010 г., 17 января, 24 марта 2011 г.);
В основном в этих документах
учтено функциональное разграничение
федеральных органов
- ни в одном из указанных
положений не обозначены
- не проведено разграничение
основных функций и полномочий,
состоящих из прав и
- из текстов положений
неясно, какими правами и
- в соответствии с принятыми
положениями федеральные
2.2 Подведомственность федеральных служб
Рассмотрим две службы подведомственные Президенту РФ.
12 апреля 1995 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г., 5, 24 июля, 4 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г., 27 июля, 16 октября, 28 декабря 2010 г., 11, 18 июля, 8 декабря 2011 г.) "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", которым Федеральная служба контрразведки РФ переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России).
Функции ФСБ России в соответствии с законом:
- контрразведывательная деятельность;
- борьба с преступностью
(шпионажем, терроризмом,
- разведывательная деятельность.
В соответсвии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г., 15 февраля, 24 сентября 2007 г., 12 мая, 7 октября, 25 декабря 2008 г., 22 июня 2009 г., 22 июня 2010 г.) Федеральной службе безопасности Российской Федерации придан статус федеральной службы.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
В Указе Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 870 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" уточняется структура Федеральной службы безопасности и предписывается ее руководству провести реорганизацию Службы в соответствии с этими уточнениями.
В целях повышения эффективности деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации Президент РФ постановил:
1. Образовать в Федеральной
службе безопасности
2. Установить, что службы
Федеральной службы
Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации имеет одного первого заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одного первого заместителя - руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и двух заместителей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.