Понятие, содержание и методы обеспечения дисциплины труда, дисциплинарная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Дисциплина труда — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, установленным Трудовым кодексом РФ, иными законами, соглашениями, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, а также трудовым договором.

Файлы: 1 файл

ответы на.docx

— 193.77 Кб (Скачать файл)

Метод экстраполяции. Его суть состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе (рис. 3.2).

Метод математического моделирования основывается на построении экономических моделей, которые с определенной степенью вероятности описывают динамику финансовых показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы. При этом используются оптимистические, пессимистические и наиболее вероятные темпы изменений экономических показателей (рост выручки, снижение издержек на единицу продукции, неизменные налоговые ставки, постоянная доля платежей в бюджет).

В теории и практике финансовой деятельности все большее значение приобретают методы расчета, объединенные под общим названием финансовая математика (или высшие финансовые вычисления, или финансовые и коммерческие расчеты).

Методы финансовой математики основаны на принципе неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени. Очевидно, что 1000 руб., полученные через пять лет, не равноценны этой сумме, поступившей сегодня, даже если не принимать во внимание инфляцию и риск их неполучения. Известен афоризм «Время – деньги». Неравноценность двух одинаковых по абсолютной величине сумм связана с тем, что имеющиеся сегодня деньги теоретически могут быть инвестированы и принести доход в будущем. Методы финансовой математики широко применяются в банковском и сберегательном деле, страховании, в работе финансовых организаций, инвестиционных компаний, фондовых и валютных бирж, во внешнеэкономических отношениях.

 

Вопрос 78. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. Прямое и косвенное государственное регулирование экономики.

 

Необходимость   осуществления   экономических  функций предполагает наличие у государства определенного инструмента­рия. Ниже речь пойдет об основных формах и методах государс­венного вмешательства в экономическую жизнь общества, т. е. о способах государственного регулирования экономики. В услови­ях рынка государственное регулирование экономики — целенаправ­ленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов нацио­нального производства при полной занятости экономических ре­сурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воз­действию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном эконо­мическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различ­ные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирова­ния. С государственными инвестициями связано понятие госу­дарственного предпринимательства. О государственном предпри­нимательстве говорят, когда подразумевают создание и функцио­нирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорента­бельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, же­лезнодорожный транспорт,  содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производ­ство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех облас­тях, где функционирование какой-либо негосударственной фор­мы собственности может привести к отрицательным последстви­ям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде го­сударственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное про­изводство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высо­кая степень эффективности из-за оперативного достижения эко­номического результата, с одной стороны, и создание помех ра­боте рыночного механизма и его ослабление, с другой.

 

Методы косвенного регулирования предполагают, что государ­ство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариан­там, соответствующим экономическим целям государства. Вме­сте с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономи­ческими результатами, соответствующими государственным эко­номическим целям.

 

Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государст­венного регулирования можно разделить на правовые, админист­ративные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую ин­фраструктуру,  создать для частного сектора  -   домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Пра­вовое регулирование экономики состоит в установлении государ­ством правил экономического поведения для фирм-производите­лей и потребителей. Система законодательных норм и правил оп­ределяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функциониро­вания фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (про­изводство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми вида­ми лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осущест­вление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уп­лата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Админист­ративные меры не связаны с созданием дополнительного матери­ального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут исполь­зоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры ре­гулирования в странах с развитой рыночной экономикой исполь­зуются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничива­ются охраной окружающей среды, социальной защитой населе­ния. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер ры­ночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществля­ется путем воздействия на спрос и предложение на националь­ном рынке, на структуру экономики, путем активизации факто­ров экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государствен­ные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено  на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследо­ваний и т. д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих  странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

 

Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов и способов государ­ственного воздействия на экономику.

 

К сведению. Рыночная система предъявляет определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в эко­номической сфере. Хотя рыночная система немыслима без вме­шательства государства, однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффек­тивность производства. Поэтому:

 

 

1. Исключаются любые действия  государства, разрывающие рыночные  связи. Недопустимы, например, тотальное  директив­ное планирование, натуральное  распределение производствен­ных ресурсов и предметов потребления (талоны, карточки, ку­поны), всеобщий административный контроль над ценами.

 

 

2. Влиять на рынок можно  в основном экономическими методами. Если государство полагается  только на администра­тивные методы управления экономикой, то оно способно раз­рушить рыночный механизм.

 

 

3. Экономические регуляторы  не должны ослаблять или за­менять рыночные стимулы.

 

 

4. Государство должно  постоянно контролировать приноси­мые экономическими регуляторами положительные и отрица­тельные эффекты, нести ответственность за долгосрочные по­следствия своих решений.

 

 

5. Необходимо учитывать  национальную специфику, которая  ощутимо сказывается на экономической  деятельности. Истории экономики  известны случаи провала экономических  преобразований, когда они не  дали того эффекта, который от  них

ожидался, или дали слишком незначительный эффект не потому, что были плохо продуманы или неверно проводились в

жизнь, а потому, что не были учтены национальные особенности. В качестве примера можно привести тот факт, что отечественные экономические реформаторы явно недооценивали психологическую реакцию населения на реформы. Сегодня многие аналитики при рассмотрении причин тяжелого хода реформ и ряда экономических провалов в нашей стране отмечают среди прочего и русскую национальную специфику. Русские люди не склонны к принятию рыночных ценностей и сохраняют антирыночную ментальность. В соответствии с исследованиями отечественных специалистов, у русских людей устойчива социально закрепленная привычка     коллективизма как нормы поведения; свойственно бегство от личного выбора в критических ситуациях и повышенная зависимость от лидеров; характерен страх перед неопределенностью, в том числе и той, которая порождается экономическими преобразованиями; русских людей отличает консерватизм и склонность к сохранению социально-психологических стереотипов. Сегодня все больше экономисток скло­няются к тому, чтобы сочетать зарубежные экономические моде­ли с ценностями и культурой, свойственной русскому народу.

 

Вопрос 79. Сущность управленческой информации: информационный массив, поток информации, объем и виды информации.

Система управленческой информации

Внутренняя и внешняя информация

Уже подчеркивалось, что роль информации в организационном управлении фирмой настолько возросла, что на этом следует остановиться подробнее. Общеизвестно, что значение информации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.

Информация нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям, всем работающим. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт, необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы. Информация выступает сегодня как один из первостепенных ресурсов, значение, которого не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов. Кстати, использование последних в значительной степени зависит именно от состояния и использования информации. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и индивидуальными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.

 

Менеджмент в полной мере использует объективную и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это — объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является основой всего управленческого процесса.

 

Руководитель 50—90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

 

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.

Канал — средство передачи информации.

Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

 

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.

 

В российской практике информация о необходимости решить какую-то проблему поступает обычно снизу вверх, после чего вырабатывается решение и спускается обратно вниз. Здесь важна скорость, с которой проходит информация по всей цепочке. Скорость же зависит от степени бюрократизированности управления, точнее, от степени оптимизации бюрократических процедур.

 

Рассмотрим стадии прохождения информации вниз. Так, глава фирмы "Калинка-Стокман" информирует о своих решениях директоров магазинов, которые передают информацию подчиненным. В аудиторской фирме "Юникон" эта цепочка длиннее: генеральный директор связывается со своим заместителем по общему аудиту, тот решает, кому из ведущих аудиторов поручить дело, и уже потом информация доходит до исполнителя. Процесс тормозится еще и из-за того, что с ростом компании в ней увеличивается число документов (распоряжения, как правило, излагаются на бумаге). В некоторых фирмах принято вывешивать общие приказы на досках объявлений — значит, приплюсовываем сюда время, затраченное на перепечатку приказа секретаршей.

 

Требования к информации

Предлагается следующая классификация информации:

 

1) по объекту — показатели  качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня  производства, социального развития  коллектива, охраны окружающей среды  и др.;

 

2) по принадлежности к  подсистеме системы менеджмента  — информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике  менеджмента, функциональной и обеспечивающей  подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

 

3) по форме передачи  — вербальная (словесная) информация  и невербальная;

 

4) по изменчивости во  времени — условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

Информация о работе Понятие, содержание и методы обеспечения дисциплины труда, дисциплинарная ответственность