Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 11:35, контрольная работа
Дисциплина труда — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, установленным Трудовым кодексом РФ, иными законами, соглашениями, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, а также трудовым договором.
Метод экстраполяции. Его суть состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе (рис. 3.2).
Метод математического моделирования основывается на построении экономических моделей, которые с определенной степенью вероятности описывают динамику финансовых показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы. При этом используются оптимистические, пессимистические и наиболее вероятные темпы изменений экономических показателей (рост выручки, снижение издержек на единицу продукции, неизменные налоговые ставки, постоянная доля платежей в бюджет).
В теории и практике финансовой деятельности все большее значение приобретают методы расчета, объединенные под общим названием финансовая математика (или высшие финансовые вычисления, или финансовые и коммерческие расчеты).
Методы финансовой математики основаны на принципе неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени. Очевидно, что 1000 руб., полученные через пять лет, не равноценны этой сумме, поступившей сегодня, даже если не принимать во внимание инфляцию и риск их неполучения. Известен афоризм «Время – деньги». Неравноценность двух одинаковых по абсолютной величине сумм связана с тем, что имеющиеся сегодня деньги теоретически могут быть инвестированы и принести доход в будущем. Методы финансовой математики широко применяются в банковском и сберегательном деле, страховании, в работе финансовых организаций, инвестиционных компаний, фондовых и валютных бирж, во внешнеэкономических отношениях.
Вопрос 78. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. Прямое и косвенное государственное регулирование экономики.
Необходимость осуществления экономических функций предполагает наличие у государства определенного инструментария. Ниже речь пойдет об основных формах и методах государсвенного вмешательства в экономическую жизнь общества, т. е. о способах государственного регулирования экономики. В условиях рынка государственное регулирование экономики — целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.
Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.
Исходя из организационно-
Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов и способов государственного воздействия на экономику.
К сведению. Рыночная система предъявляет определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в экономической сфере. Хотя рыночная система немыслима без вмешательства государства, однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Поэтому:
1. Исключаются любые действия
государства, разрывающие рыночные
связи. Недопустимы, например, тотальное
директивное планирование, натуральное
распределение производствен
2. Влиять на рынок можно
в основном экономическими
3. Экономические регуляторы
не должны ослаблять или за
4. Государство должно
постоянно контролировать
5. Необходимо учитывать
национальную специфику, которая
ощутимо сказывается на
ожидался, или дали слишком незначительный эффект не потому, что были плохо продуманы или неверно проводились в
жизнь, а потому, что не были учтены национальные особенности. В качестве примера можно привести тот факт, что отечественные экономические реформаторы явно недооценивали психологическую реакцию населения на реформы. Сегодня многие аналитики при рассмотрении причин тяжелого хода реформ и ряда экономических провалов в нашей стране отмечают среди прочего и русскую национальную специфику. Русские люди не склонны к принятию рыночных ценностей и сохраняют антирыночную ментальность. В соответствии с исследованиями отечественных специалистов, у русских людей устойчива социально закрепленная привычка коллективизма как нормы поведения; свойственно бегство от личного выбора в критических ситуациях и повышенная зависимость от лидеров; характерен страх перед неопределенностью, в том числе и той, которая порождается экономическими преобразованиями; русских людей отличает консерватизм и склонность к сохранению социально-психологических стереотипов. Сегодня все больше экономисток склоняются к тому, чтобы сочетать зарубежные экономические модели с ценностями и культурой, свойственной русскому народу.
Вопрос 79. Сущность управленческой информации: информационный массив, поток информации, объем и виды информации.
Система управленческой информации
Внутренняя и внешняя информация
Уже подчеркивалось, что роль информации в организационном управлении фирмой настолько возросла, что на этом следует остановиться подробнее. Общеизвестно, что значение информации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.
Информация нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям, всем работающим. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт, необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы. Информация выступает сегодня как один из первостепенных ресурсов, значение, которого не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов. Кстати, использование последних в значительной степени зависит именно от состояния и использования информации. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и индивидуальными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.
Менеджмент в полной мере использует объективную и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это — объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является основой всего управленческого процесса.
Руководитель 50—90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.
Канал — средство передачи информации.
Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.
В российской практике информация о необходимости решить какую-то проблему поступает обычно снизу вверх, после чего вырабатывается решение и спускается обратно вниз. Здесь важна скорость, с которой проходит информация по всей цепочке. Скорость же зависит от степени бюрократизированности управления, точнее, от степени оптимизации бюрократических процедур.
Рассмотрим стадии прохождения информации вниз. Так, глава фирмы "Калинка-Стокман" информирует о своих решениях директоров магазинов, которые передают информацию подчиненным. В аудиторской фирме "Юникон" эта цепочка длиннее: генеральный директор связывается со своим заместителем по общему аудиту, тот решает, кому из ведущих аудиторов поручить дело, и уже потом информация доходит до исполнителя. Процесс тормозится еще и из-за того, что с ростом компании в ней увеличивается число документов (распоряжения, как правило, излагаются на бумаге). В некоторых фирмах принято вывешивать общие приказы на досках объявлений — значит, приплюсовываем сюда время, затраченное на перепечатку приказа секретаршей.
Требования к информации
Предлагается следующая классификация информации:
1) по объекту — показатели
качества товара, его ресурсоемкость,
параметры инфраструктуры
2) по принадлежности к
подсистеме системы
3) по форме передачи — вербальная (словесная) информация и невербальная;
4) по изменчивости во времени — условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);