Практическая реализация роли учителя иностранного языка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:41, курсовая работа
Описание работы
Целью данной дипломной работы является исследование роли учителя иностранного языка в условиях современной системы образования. Гипотеза дипломного исследования: результативность деятельности современного учителя иностранного языка напрямую зависит от уровня его профессиональной компетентности.
Содержание работы
Введение Глава I. Общетеоретические основы роли учителя на современном этапе 1.1. Особенности системы современного образования 1.2. Профессиональные компетенции учителя иностранного языка 1.3. Роль учителя иностранного языка и современные подходы к обучению Выводы по первой главе Глава II. Практическая реализация роли учителя иностранного языка 2.1. Эффективность обучения иностранному языку на основе ФГОС второго поколения 2.2. Реализация роли учителя иностранного языка в проектной деятельности 2.3. Практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка Выводы по второй главе Заключение Список литературы
Глава I. Общетеоретические основы
роли учителя на современном этапе
1.1. Особенности системы
современного образования
1.2. Профессиональные компетенции
учителя иностранного языка
1.3. Роль учителя иностранного
языка и современные подходы
к обучению
Выводы по первой главе
Глава II. Практическая реализация
роли учителя иностранного языка
2.1. Эффективность обучения
иностранному языку на основе
ФГОС второго поколения
2.2. Реализация роли учителя
иностранного языка в проектной
деятельности
2.3. Практические рекомендации
по реализации роли учителя
иностранного языка
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В связи с процессами глобализации
и развитием общества в современном мире,
многие государства, в том числе Россия,
стоят перед необходимостью совершенствования
и реформирования содержания школьного
образования. Общественно-политические,
экономические и социокультурные преобразования,
прогресс науки, техники и международных
отношений генерируют исторически обусловленную
изменчивость функций и задач, поставленных
перед образованием и учителями в частности.
В связи с этим, профессиональная компетентность
учителя должна соответствовать требованием
современного времени, тем самым, внося
свой вклад в развитие образовательной
системы.
Роль учителя на современном
этапе, традиционно обусловленная функцией
передачи и активизации знаний, преобразовывается
в высокую миссию сотворения личности,
несет предназначение прививать детям
любовь к знаниям, обучению, самостоятельной
работе, а также совершенствовать качество
и результативность обучения. Для достижения
высоких результатов в практической профессиональной
деятельности и развития учителя нового
типа, обозначается цель педагогического
образования непрерывное общее развитие
педагога, обладающим высокими моральными
качествами, принимающим активное участие
в общественной жизни, с присущим гуманизмом,
духовностью, нравственностью, критическим
отношением к своим действиям, готовностью
к созданию новых ценностей и принятию
творческих решений.
Многие современные ученые обращаются
к данной теме. В аспекте профессиональной
компетентности и личности учителя проблема
рассматривается в трудах А.К. Маркова
[35], А.И. Щербакова [59], И.Д. Фрумина [52]. Аспекты
развития и формирования личности ребенка
посредством реализации роли учителя
затрагиваются такими учеными как М.К.
Акимовым [1], А.М. Кондаковым [24], И.С. Якиманской
[60]. В аспекте реализации роли учителя
в условиях стандартов нового поколения
проблема затрагивается Н.Г. Кудрявцевой
[32], А.В. Могилевым [36].
В соответствии со сменой подходов
к образованию, требования к педагогической
компетенции учителя расширяются и трансформируются.
Современная дидактика переходит к новым
теориям и методам обучения, которые основываются
на следующих подходах: личностно-ориентированный
подход, компетентностный подход, системно-деятельностный
подход. Данные подходы применяются в
соответствие со стандартом образования,
который предполагает не только традиционный
содержательный минимум требований, но
и набор навыков и умений, применяемые
учеником в процессе деятельности, кроме
того, дополнительные требования предъявляются
государственной итоговой комиссией и
единым государственным экзаменом.
В дополнение, педагогическая
деятельность учителя предполагает проведение
воспитательной и методической практики,
организации внеклассных мероприятий,
ведение классного руководства, а также
такие административные требования как
работа с техническим обеспечением Интернет-ресурсами,
электронными журналами, а также занятия
с гиперактивными детьми и детьми-инвалидами.
Все вышеперечисленное, а также
многие другие требования, показывает,
насколько широк спектр требований к современному
преподавателю. Данное обстоятельство
создает потребность в осмыслении роли
учителя в системе образования на современном
этапе, а также разработке новых методов
взаимодействия с учениками, в чем заключается актуальность исследования.
Объектом данного диплома является
деятельность учителя на современном
этапе.
Предметом исследования диплома
является роль учителя иностранного языка
в современном российском образовании.
Целью данной дипломной работы
является исследование роли учителя иностранного
языка в условиях современной системы
образования.
Гипотеза дипломного исследования:
результативность деятельности современного
учителя иностранного языка напрямую
зависит от уровня его профессиональной
компетентности.
Достижение поставленной цели
предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности
современного образования в целом
и языкового образования в
частности.
2. Изучить профессиональную
компетентность учителя иностранного
языка и его роль в обучении.
3. Проанализировать роль
учителя иностранного языка в
реализации проектной деятельности.
4. Разработать практические
рекомендации для реализации
роли учителя иностранного языка,
которые могут быть использованы
в педагогической деятельности.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили труды таких
авторов как И.Л. Бим [9], А.В. Задорожной[27],
И.А. Зимней [28], Н.В. Козловой [30], О.Е. Лебедева[33],
В.В. Сафоновой[46], Е.Н. Солововой [48], Л.П.
Халяпиной[54].
Методы исследования: комплексный теоретический
анализ и изучение психолого-педагогической
литературы, философской и научно-методической
литературы, анализ законодательной и
учебно-методической документации, графическое
представление данных, обобщение, систематизация.
Теоретическая значимость
исследования заключается в систематизации
и обобщении материала по теме исследования,
обосновании и конкретизации требований
к роли учителя иностранного языка на
современном этапе.
Практическая значимость диплома заключается в разработке
практических рекомендаций, которые могут
быть использованы учителями иностранного
языка в их профессиональной деятельности.
Структура дипломной
работы определяется обозначенными
целями и задачами и состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы,
включающего 64 источника на русском и
иностранных языках, и приложения.
Во введении обосновывается
актуальность темы исследования, выделяются
объект и предмет исследования, раскрывается
теоретико-методологическая основа исследования
В первой
главе Общетеоретические основы роли
учителя на современном этапе дана характеристика
российской системы образования на современном
этапе, рассматривается ее структура,
особенности языкового образования, проанализированы
требования к профессиональным компетенциям
учителя иностранного языка, а также, детально
рассмотрены подходы, рекомендуемые к
использованию в образовательной деятельности.
Во второй
главе диплома Практическая реализация
роли учителя иностранного языка раскрывается
эффективность обучения иностранному
языку на основе ФГОС второго поколения,
анализируется реализация роли учителя
иностранного языка в проектной деятельности,
а также даются практические рекомендации
по реализации роли учителя иностранного
языка.
В заключении
дипломного проекта обобщены результаты
проведенного теоретического и практического
исследования, сформулированы основные
выводы.
Глава I. Общетеоретические
основы роли учителя на современном этапе
1.1. Особенности
системы современного образования
Согласно современной педагогике,
человек получает образование в совместной
с педагогом их общей творческой деятельности.
При этом за педагогом сохраняется роль
ведущего в этой деятельности.Образование как
процесс - это процесс воспитания и обучения,
направленный на развитие человека. Образование
как результат - это культура конкретного
человека [22].
Состояние экономики, промышленности,
производства государства напрямую зависит
от качества трудовых ресурсов, в свою
очередь обусловленных уровнем образования.
Система образования формирует личность
гражданина, соответственно оказывая
влияние на политическую, культурную,
духовную, сферу общественной жизни, создавая
условия и предпосылки для социальной
мобильности, а также передавая культурное
достояние общества из поколения в поколение
[20].
В Законе Российской Федерации
Об образовании даётся понятие системы
образования. Следуя из этого, система
образования в Российской Федерации представляет
собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных
программ и государственных образовательных
стандартов различного уровня
и направленности;
- сети реализующих их
образовательных учреждений независимо
от их организационно-правовых
форм, типов и видов;
- органов управления образованием
и подведомственных им учреждений
и организаций (Приложение 1).
Таким образом, под образованием
в настоящем Законе понимается целенаправленный
процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных
цензов).
Под получением гражданином
(обучающимся) образования понимается
достижение и подтверждение им определенного
образовательного ценза, которое удостоверяется
соответствующим документом (Приложение
1).
Система образования в России
в настоящий момент переживает радикальные
изменения, затрагивающие все ее элементы
и звенья. Введение единого государственного
экзамены (ЕГЭ), позволяющего поступать
в высшее учебное заведение (ВУЗ) в случае
набора необходимого числа баллов, внедрение
системы бакалавриата и магистратуры
в высшем образовании, введение новых
государственных образовательных стандартов
вызывают множество споров, но идут в русле
тенденций сближения с мировой практикой
системы образования [36].
Современные требования общества
к работодателю выражаются в систему принципов
государственной политики [24].
Целямигосударственнойполитикивэтойсфереявляетсясозданиеусловийдляреализации
гражданами своих прав на образование,
посвоей структуре и качеству соответствующее
потребностям развитияэкономики и гражданского
общества, которое заинтересованно в получении
квалифицированного кадра и работника,
наделенного следующими качествами:
- действовать самостоятельно
и решать разнообразные проблемы
(применять полученные знания
для решения);
Таким образом, главное стратегическое
направление развития системы образования
на современном этапе находится в решении
проблемы личностно-ориентированного
образования, то есть образования, в котором
личность ученика существует в центре
внимания учителя; познавательная деятельность,
является ведущей в тандеме учитель-ученик,
а традиционная парадигма образования
учитель-учебник-ученик заменена на новую
парадигмуученик-учебникучитель. Такая
система образования отражает гуманистическое
направление в философии, психологии и
педагогике [17].
На современном этапе развития
общества возрастает востребованность
знаний иностранных языков, о чем свидетельствуют
следующие обстоятельства:
- глобализация интеграционных
общественных процессов;
- межгосударственная интеграция
в сфере образования;
- доступ к качественному
образованию зарубежом;
- возможность занять более
престижное место в обществе,
как в социальном, так и в
материальном отношении [18].
П. Щедровский в своих трудах
утверждает, что в настоящее время, время
мультикультурного диалога, формирование
языковой личности является принципиально
важным. Роль языкового образования возрастает,
владение иностранным языком рассматривается
как государственная, общечеловеческая
и личностная ценность [58].
В отличие от большинства учебных
предметов, иностранный язык как дисциплина
обладает собственными специфическими
особенностями, определяющимися сферой
результативности. Важной особенностью
выделяется то, что иностранный язык является
одновременно и средством, и целью обучения.
Соответственно, обучение иностранному
языку происходит на базе процесса общения,
на нем [28].
По мнению И.А. Зимней, беспредметность
является одной из специфических особенностей
иностранного языка как учебной дисциплины.
По сравнению с такими предметами как
математика, география, биология, химия,
история, изучение иностранного языка
не дает человеку непосредственных знаний
о реальной действительности. Язык беспредметен
и является лишь носителем информации,
формой ее существования в общественном
и индивидуальном сознании [29].