Практическая реализация роли учителя иностранного языка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:41, курсовая работа
Описание работы
Целью данной дипломной работы является исследование роли учителя иностранного языка в условиях современной системы образования. Гипотеза дипломного исследования: результативность деятельности современного учителя иностранного языка напрямую зависит от уровня его профессиональной компетентности.
Содержание работы
Введение Глава I. Общетеоретические основы роли учителя на современном этапе 1.1. Особенности системы современного образования 1.2. Профессиональные компетенции учителя иностранного языка 1.3. Роль учителя иностранного языка и современные подходы к обучению Выводы по первой главе Глава II. Практическая реализация роли учителя иностранного языка 2.1. Эффективность обучения иностранному языку на основе ФГОС второго поколения 2.2. Реализация роли учителя иностранного языка в проектной деятельности 2.3. Практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка Выводы по второй главе Заключение Список литературы
Следовательно, на современном
этапе знания от учителя к ученику не передаются,
а усваиваются в процессе личностно-значимой
деятельности, так как сами знания в своей
сущности не решают проблему образования
человека и подготовки к его реальной
деятельности, вне прочной связи с навыками
и умениями их использования [50].
В настоящий момент основными
целями, стоящими перед учителем иностранного
языка, является развитие определенных
качеств личности, формирование ключевых
компетенций, которые должны положить
основу для эффективной и комфортной жизнедеятельности
нового поколения в обществе [54].
Кроме безусловно важных профессионально-педагогических
компетенций, учитель должен обладать
характерным набором личностных качеств
для успешной деятельности и выполнения
своих функций:
- высокая инициативность
и самостоятельность в решении
задач;
- справедливость во мнениях
и суждениях, широта взглядов;
- общительность и контактность;
- наблюдательно и изобретательность;
- толерантность, терпеливость;
- доброжелательно и психологическая
стабильность:
- активность в общественной
жизни:
-чувство и осмысление
профессионального долга, личная
ответственность;
- готовность к профессиональной
рефлексии и самоанализу [41].
В рамках одного урока учитель
может примерить на себя множество ролей.
1. Учитель-менеджер. Организовывает,
придает оформление уроку, информирует,
координирует учебную деятельность.
3. Учитель-гид. Инструктирует,
дает примеры, открывает дорогу
к прогрессу.
4. Учитель-консультант. Дает
советы, касающиеся языковых вопросов,
а также жизненных ситуаций.
5. Учитель-источник знаний.
Способный тренировать в учениках
исследовать и находить ответы
самим.
6. Учитель-эксперт. Способствующий
и гарантирующий открытому общению
между учениками.
7. Учитель-лидер. Мотивирующий
вдохновитель, формирующий цели
и мечты учеников [4].
Исходя из вышесказанного, рассматривая
роль учителя иностранных языков в целом,
можно определить ее как жизнедеятельность
современного учителя, сочетающего в себе
личностные качества, профессиональные
компетенции и примеряющего на себя разные
роли.
Современные программы обучения
иностранному языку направлены на осуществление
личностно-ориентированного, коммуникативного,
компетентностного и социокультурного
подходов к обучению иностранным языкам
[6].
Основным принципом обучения
иностранным языкам является личностно-ориентированная
направленность обучения, то есть направленность
на личность ученика. Языковая личность
определяется как многослойный и многокомпетентный
набор языковых способностей, навыков
и умений, готовность к общению в разных
формах и типов сложностей [10].
По мнению И.С. Якиманской личностно-ориентированный
подход ставит личность обучаемого в центр
процесса обучения. Его способности, склонности,
возможности должны учитывать в практической
деятельности обучения [60].
Характерной особенностью большинства
форм дифференцированного общения является
ориентированность субъекта общения на
то, чтобы немедленно получать ответ от
собеседника, воспринимать его реакцию,
а также, в соответствии с этим, решать,
в каком направлении действовать дальше
[1].
В таком плане немало важным
является переход процесса овладения
языком в личностный процесс. Передача
личностно-значимой информации будет
стимулировать новые высказывания ученика,
что объясняется неоднозначностью восприятия
информации. В данном контексте главной
целью данной методики состоит в повышении
интеллектуально-мыслительной деятельности
ученика.
Личностно-ориентированное
обучение предполагает использование
учебного общения, сотрудничества, активной
творческой деятельности, а также включение
ученика в реальную языковую коммуникацию,
в информационный обмен, то есть, способность,
не выходя из школьного кабинета погрузиться
в языковую среду [60].
Дифференцированное обучение
основывается на подборе индивидуальной
информации, опираясь на возможности и
способности учеников, их память, речевой
слух, способность к имитации, а также
уровня сформированности речевых навыков
и умений (Рис.3).
Рис.3. Подбор индивидуальной
информации при дифференцированном обучении
При применении данного подхода
на уроках используются различные учебные
задания, работа в группах и парах различного
состава. Фонетические и грамматические
упражнения различных видов и форм, многократное
повторение лексического материала, зрительные
опоры, схемы и таблицы помогают усвоению
учебного материала. Обучающиеся с рассеянным
вниманием, плохой способностью к запоминанию
и заторможенным восприятием усваивают
учебную программу с помощью многократного
повторения, работы в группе или в паре
с наиболее сильными учениками, а также,
дополнительного внимания и поддержки
со стороны учителя, предполагающей использование
дополнительных упражнений на закрепление
материала, а также зрительных опор. Наиболее
успешные, в плане быстрого освоения языкового
материала ученики, привлекаются к ведению
урока, проведению физкультминуток, внеклассных
образовательных мероприятий, оформлению
индивидуальных творческих работ. Необходимым
компонентом такого образовательного
процесса является поощрения каждого
ученика даже за малейшие успехи, в зависимости
от индивидуальных способностей и особенностей
личности [60].
Следовательно, личностно-ориентированный
подход в обучении включает в себя:
1. Подбор заданий разнообразной
сложности и объема, как на
уроке, так и при самостоятельном
выполнении домашних заданий.
2. Вариативность темпа
усвоения учебного материала.
3. Помощь со стороны
учителя при организации работы
в парах сменного состава.
4. Привлечение учеников
к работе с индивидуальными
творческими заданиями (проектами).
Данный подход стимулирует уверенность
в обучении и языковой практики учеников
с низкой и средней степенью обучаемости,
а также приобщению остальных, более сильных
детей к самостоятельной и творческой
работе, повышая, тем самым, у каждого ученика
в частности интерес к изучению иностранного
языка.
Не менее важным, и неделимым
от личностно-ориентированного подхода,
является наиболее активно-используемых
подход в обучении иностранному языку
- коммуникативный подход. Основы этого
метода были разработаны совместными
усилиями преподавателей-лингвистов и
психологов ведущих университетов мира.
Коммуникативный подход направлен на
одновременное развитие основных языковых
умений в процессе живого общения. Лексика,
грамматика, фонетика иностранного языка
преподносятся ученику в контексте реальной,
эмоционально окрашенной ситуации, которая
способствует быстрому и качественному
запоминанию изучаемого материала [12].
Также, коммуникативный подход предполагает
разрушение психологического барьера
между учителем и учеником. Опираясь на
данный подход, в процессе обучения используются
многочисленные игровые элементы, работа
в парах, в командах, проведение дискуссий
и конференций, викторин на различные
темы, что позволяет учителю учесть индивидуальные
особенности учеников, придавая урокам
увлекательный творческий окрас [18].
Коммуникативный подход первостепенно
призван снимать страх перед живым общением,
а также нацелен на формирование заинтересованности
обучаемых в изучении иностранного языка
по средствам получения и расширения знаний
и языкового опыта. Учащиеся должны быть
готовы к прямой практике языка в реальной
ситуации, такой как посещения страны
изучаемого языка, приему иностранных
гостей, по переписке, при чтении оригинальной
литературы. При этом, по убеждению И.Л.
Бима, термин коммуникативность не сводится
только к осуществлению с помощью речи
реальных контактов. Это приобщение личности
к духовным и культурным ценностям иностранного
бытия, осуществляемое как через личное
общение, так и через чтение или аудирование
[9].
Следовательно, коммуникативный
подход подчеркивает важность формирование
способностей ученика и его стремление
точно использовать изучаемые иностранный
язык для целей эффективного общения [27].
Важнейшей задачей на современном
этапе также является формирование ключевых
компетенций обучающихся. В мире развития
международных контактов и международной
интеграции, становится актуальным компетентностный
подход в образовании. Термин компетентностный
подход получил распространение сравнительно
недавно в связи с дискуссиями о проблемах
и путях их решения в российском образовании.
Целью данного подхода является обеспечение
качества образования. Компетентностный
подход ориентируется на цели-векторы
образования (Рис. 4).
Рис. 4. Цели-векторы при компетентностном
подходе
Содержание такого подхода несет
в себе формирование ситуация и направленность
действий, которые могут привести к формированию
компетенций. Компетенции определяются
как обобщенные формы действий, предполагающие
качественное и продуктивное осуществление
профессиональной деятельность, то есть,
способность человека реализовывать на
практике свою компетентность [41].
Компетентностный подход предлагает
вместо усвоения знаний, овладения учениками
умений, позволяющих действовать в проблемных,
ранее неопознанных языковых ситуациях.
Основной направленностью такого подхода
является не усвоение учащимися информации,
а освоение навыков и умений, позволяющих
определять цели, принимать решения и
действовать в типичных и нестандартных
ситуациях. Компетентностнвый подход
создает акцент на деятельностном содержании
образования, то есть на действиях, операциях,
соотносящихся не столько с объектом приложения
усилий, а сколько с целью, которую нудно
достичь [30].
Как считает Е.Е. Лебедев, компетентностный
подход включает в себя совокупность основных
принципов определения образования, отбора
его содержания, организации образовательного
процесса и оценки его результатов [33].
Существует несколько классификаций компетентностного
подхода к обучению. Автор А.В. Хуторской
убеждает, что ключевыми компетенциями
являются: 1)ценностно-смысловая; 2) общекультурная;
3) учебно-познавательная; 4) информационная;
5) коммуникативная 6) социально-трудовая;
7)компетенция личностного совершенствования.
Данная классификация составлена на основе
главных целей общего образования, и следовательно,
оказалась наиболее отвечающей требованиям
компетентностного подхода [52].
С точки зрения новых запросов
рынка труда, система образования ориентированная
исключительно на академические и энциклопедические
знания на современном этапе является
устаревшей. Новый образовательный стандарт
ориентирует переход от школы объяснения
и передачи знаний к школе развития. Компетентностный
подход является одним из перспективных
подходов к повышению качества образования
как конкретная форма реализации модернизации
образовательного процесса. Применение
компетентностного подхода способствует
привитию и развитию у учеников набора
ключевых компетенций, обеспечивающих
успешную адаптацию молодой личности
в обществе [52].
В дополнение к вышесказанному,
практика иностранного общения показывает,
что владение иностранным языком не исключает
непонимания в некоторых сферах, так как
необходимыми также являются знания особенностей
культуры и практические навыки межкультурного
общения. Решением этой проблемы на современном
этапе образования является социокультурный
подход к обучению (Рис.5).
Рис. 5. Взаимосвязь социокультурного
подхода и социальных явлений
В.В.Сафонова определяет социокультурный
подход как понятие, фиксирующее понимание
культуры как широкой взаимосвязи социальных
явлений, являющимися результатами и средствами
общественной деятельности и развития.
Это наука, искусство, система образования,
а также такие глобальные понятия, как
культура социальных отношений, духовно-творческие
институты, политическая культура и т.д.
Внимание оказывается культурному развитию
человека, его образу жизни, на важности
культурных факторов и их влияние на экономический
потенциал общества, стабильность политической,
экологической и демографической ситуации
[47].
Таким образом, целью и результатом
социокультурного образования к обучению
является социокультурная компетенция,
успешное формирование которой возможно
с помощью социокультурного подхода.
Исходя из всего сказанного
выше, можно определить роль учителя иностранного
языка, а также выделить современные подходы
к обучению и их основные характеристики:
- роль учителя иностранных
языков в целом, можно определить
как жизнедеятельность современного
учителя, сочетающего в себе личностные
качества, профессиональные компетенции
и примеряющего на себя разные
роли;
- современные программы
обучения иностранному языку
направлены на осуществление
личностно-ориентированного, дифференцированного,
коммуникативного, компетентностного
и социокультурного подходов
к обучению иностранным языкам;
- личностный подход стимулирует
уверенность в обучении и языковой
практики учеников с низкой
и средней степенью обучаемости,
а также приобщению остальных,
более сильных детей к самостоятельной
и творческой работе, повышая, тем
самым, у каждого ученика в
частности интерес к изучению
иностранного языка;
- применение компетентностного
подхода способствует привитию
и развитию у учеников набора
ключевых компетенций, обеспечивающих
успешную адаптацию молодой личности
в обществе;
- коммуникативный подход
первостепенно призван снимать
страх перед живым общением, а
также нацелен на формирование
заинтересованности обучаемых в
изучении иностранного языка
по средствам получения и расширения
знаний и языкового опыта;