Практическая реализация роли учителя иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование роли учителя иностранного языка в условиях современной системы образования.
Гипотеза дипломного исследования: результативность деятельности современного учителя иностранного языка напрямую зависит от уровня его профессиональной компетентности.

Содержание работы

Введение
Глава I. Общетеоретические основы роли учителя на современном этапе
1.1. Особенности системы современного образования
1.2. Профессиональные компетенции учителя иностранного языка
1.3. Роль учителя иностранного языка и современные подходы к обучению
Выводы по первой главе
Глава II. Практическая реализация роли учителя иностранного языка
2.1. Эффективность обучения иностранному языку на основе
ФГОС второго поколения
2.2. Реализация роли учителя иностранного языка в проектной деятельности
2.3. Практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

Проектная деятельность требует от педагога создание условий для расширения познавательных процессов и интересов учеников, возможности их самообразования и практических применений знаний и опыта. Роль учителя в данном контексте, важна и неоднозначна, определить ее обобщенно возможно с примерной классификацией (Рис.6).

 

Рис. 6. Роль учителя в реализации проектной деятельности

1) учитель-энтузиаст мотивирует  учеников, поддерживает, поощряет и  направляет их в сторону достижения  цели;

2) учитель-специалист владеет  знаниями в нескольких областях;

3) учитель-консультант организует  доступ учеников к различным  ресурсам;

4) учитель-руководитель координирует  деятельность, особенно в вопросах  планирования и использования  времени.

5) учитель-эксперт дает  четкий объективный анализ результатов  выполненного проекта [43].

Бесспорно, проектная деятельность требует от учителя умения и навыков в подготовке и организации процесса. Проектная работа эффективна и приносит чувство удовлетворения и радости успеха, как учителю, так и ученикам.

Исходя из всего сказанного выше, можно определить роль учителя иностранного языка в проектной деятельности, а также ее характерные особенности:

- в ходе проектной деятельности  учитель примеряет на себя  множество ролей: учитель мотивирует, поддерживает, поощряет, консультирует, организует, планирует, анализирует, содействует, направляет и помогает;

- проектная деятельность  требует от педагога создание  условий для расширения познавательных  процессов и интересов учеников, возможности их самообразования  и практических применений знаний  и опыта;

- учитель включает учащихся  в активный межкультурный диалог, для того чтобы на практике  дети могли изучать особенности  функционирования языка в новой  для них культуре;

- учитель создает позитивную  мотивацию, особенное настроение  в классе, настраивает учеников  на получение удовольствия от  процесса проектной деятельности  и радуется вместе с детьми  достигнутым результатам и успехам.

2.3. Практические  рекомендации по реализации роли  учителя иностранного языка

Исходя из проанализированного выше материала касательно роли учителя иностранного языка и современных требований нового образовательного стандарта, мы можем предложить следующие практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка:

1. При разработке урока  учителю необходимо осмыслять  его как элемент системы обучения  иностранному языку, как новый  этап достижения главной цели. Проектирование урока следует  начинать с определения роли  данного урока в структуре  изучения темы, раздела, курса.

2. На начальном этапе  проектирования урока учителю  следует поставить четкую цель, сформулированную таким образом, чтобы она была легко диагностируема, а ее достижение проверяемо  в конце урока.

3. Учитель должен уметь  правильно применять личностно-ориентированный  и деятельностный подход, используя  свои творческие способности, создать  ситуацию, в которой ученик в  классе сумеет сформулировать  собственную цель относительно  заданной темы урока, выбрать  подходящий для себя темп освоения  материала и способы работы. Практически  во всех темах школьного курса  иностранного языка (Семья, Друзья, Природа, Путешествия и т.д.) заложен  огромный личностный потенциал. Учителю остается помочь детям  найти свой ракурс заданной  темы обсуждения, свою проблему, которую он посчитал бы нужным  решить в рамках темы.

4. Для того, чтобы заинтересовать  учеников, и погрузить их в  атмосферу решения реальных ситуаций  и проблем с помощью использования  языкового опыта, учителю следует  строить свой урок на решении  реальных, не выдуманных, не устаревших  задач и проблем. Большинство  предложенных школам УМК (Универсальный  методический комплект) предлагает  ученикам решать несколько устаревшие  проблемы, взгляды на которые  со временем изменились, поставленные  в темах задачи ныне являются  неактуальными. Следовательно, оторванные  от современной действительности  статьи, аудиоматериалы, тексты не  вызывают учащихся на диалог, не вызывают желание обсудить  проблему, найти путь решения. Современный  учитель может и должен бороться  с данной ситуацией, находя решение  в использовании современных  технологий. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и  применить в обучении свежие  статьи из англоязычных газет, аудиозаписи популярных песен, интервью  с известными личностями, видеоматериалы  реальных событий. Кроме того, Интернет  позволяет начать общение, переписку, либо реальный разговор с помощью  веб-аппаратуры с иностранными  школьниками по интересам. Исходя  из вышеперечисленного, можно уверенно  сказать, что использование современных  информационных технологий обеспечит  повышение мотивации учащихся  в изучении иностранного языка.

5. Полагаясь на коммуникативную  направленность процесса обучения  иностранному языку, учителю рекомендуется  использовать все многообразие  форм организации образовательного  процесса. Для создания актуальных  на конкретном этапе урока  ситуаций общения, а также в  зависимости от характера решаемых  задач, учитель может организовать  ролевую игру, театрализованную  постанову, проектную презентацию, викторину. Максимально приближенная  к действительности ситуация  общения, помогут учащимся находить  и использовать различные способы  решения языковых задач с наибольшей  мотивацией к деятельности. В  дополнение, учитель может содействовать  выпуску информационных газет  на английском языке, организации  праздников, конкурсов песен и  чтецов, а также научно-исследовательских  конференций. Используя творческий  подход и организаторские навыки, учителю следует направлять детей  к самостоятельности, раскрытию  личностного потенциала, инициативности  и ответственности.

6. Учителю важно непосредственно  принимать участия в процессе  общения, быть открытым и искренним  с учениками в процессе обсуждения  той или иной проблемы. Быть  равноправным участником диалога, уметь отстаять свою точку  зрения, выслушать и принять точку  зрения учащегося, не отстраняясь  от ситуации общения. В результате  ученики будут иметь более  ясное представление о теме  обсуждения, в большей мере ощущая  ее реальность и актуальность. Не стоит наблюдать со стороны, следует быть активным участником  ситуации, показывать собственный  пример инициативности, бросать  ученикам вызов.

7. Для того чтобы стимулировать  развитие коммуникативных навыков  учащихся, не следует опасаться  использовать нетрадиционные виды  и формы уроков, которые могут  способствовать поддержанию плодотворной  и эффективной деятельности учеников. Нестандартные уроки включает  в себя все разнообразие форм  деятельности и методов обучения, особенно таких, как исследовательская, проектная деятельность, проблемное  обучение, конспектное изучение  материала. Применяя нетрадиционные  уроки в образовательном процессе, учитель способствует снятию  напряжения у детей, оживления  их мышления, а также повышения  интереса к предмету в целом.

Рассмотрим возможные виды нестандартных уроков:

1. Урок-игра. Не следует  заменять обучение игрой, стоит  попробовать синтезировать игру  и труд. На таком уроке создается  неформальная атмосфера, игра развивает  интеллектуальные и эмоциональные  способности учащихся. Учебная цель  является игровой задачей, урок  подчинен правилам игры, у учащихся  наблюдается повышенный интерес  к теме изучения.

2. Урок-сказка, Урок-путешествие. Данный урок основывается на  развитие детской фантазии, базируется  на основе народной или литерной  сказки, либо сочиняется учителем. Форма сказки близка и интересна  детям, особенно, младшего школьного  возраста.

3. Урок-состязание. Данный  вид урока может быть полностью  составлен учителем, либо иметь  под собой основу популярного  телевезионного соревнования. Викторины  позволяют в хорошем темпе  провести контроль практических  и теоретических знаний учащихся  по выбранной теме.

4. Уроки, основанные на  имитации деятельности каких-либо  учреждений или организаций. Например, Урок-суд, Урок-аукцион, Урок-интервью, Урок-исследование, Урок-репортаж, Урок-экскурсия  и так далее. Учащимся требуется  решить задания с помощью их  творческого потенциала, решением  проблемно-поисковых задач. Предложенные  уроки предлагают примерить на  себя ту или иную профессию, неся профориентационный уклон, а также, развивают артистизм  учеников и неординарность мышления.

5. Урок-спектакль. Для совершенствования  фонетических навыков учащихся, создания коммуникативной, творческой, познавательной и эстетической  мотивации. Подготовка к такому  уроку, развивает индивидуальные  способности учащихся, активизирует  их речевые и мыслительные  способности, мотивирует на чтение  литературы, знакомство с культурой  страны изучаемого языка, а также, активизирует знания лексики  и способствует ее укреплению.

Таким образом, приведенные выше рекомендации для реализации роли учителя иностранного языка, а также методы и формы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию, способствуют развитию социокультурной компетенции.

Выводы по второй главе

Исходя из полученных результатов исследования практической реализации роли учителя иностранного языка, можно сделать следующие выводы:

Новый федеральный образовательный стандарт предъявляет четкие требования к результатам обучения и призывает взглянуть на современный урок по-новому, воплощая творческие идеи учителя и ученика.

Исходя из этого, новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, который развивает, побуждает, приобщает, рекомендует и направляет ребенка. Используя личностно-ориентированный подход, учитель нацелен на развитие у учащихся способности к объективной самооценке рефлексии.

Учитель иностранного языка должен суметь спроектировать урок в рамках ФГОС, сумев успешно сочетать классическую структуру урока с активным использованием творческих наработок, в новом ключе применяя традиционные приемы и методы наряду с современными технологиями, направляя данную деятельность на решение современных образовательных задач.

Применение проектной деятельности является важнейшим методом работы с учащимися в рамках нового стандарта, ее реализация способствует включению учащихся в межкультурный диалог, а также, мотивации на самостоятельность, инициативность, ответственность, развитие творческих навыков.

Кроме того, проектная деятельность требует от педагога создание условий для расширения познавательных процессов и интересов учеников, возможности их самообразования и практических применений знаний и опыта.

Учителю важно создавать позитивную мотивацию, особенное настроение в классе, настраивать учеников на получение удовольствие от образовательного процесса и проектной деятельности в частности, а также вместе с детьми радоваться достигнутым результатам и успехам.

Применение приведенных выше рекомендаций для практической реализации роли учителя иностранного языка, составленных на основе проведенного исследования, должно способствовать поддержанию интереса обучающихся к изучаемому предмету, повышению их мотивации, развитию ключевых компетенций, что, соответственно, направленно на формирование личности, способной с наибольшей успешностью и комфортностью занимать свое место в современном обществе и вести активную деятельность.

 

 

Заключение

Современная система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Данная точка зрения еще раз демонстрирует глубокую значимость роли учителя в системе образования на современном этапе, когда ведение стандарта нового поколения изменяет школьную жизнь, как ребенка, так и учителя. На данном этапе развития системы образования и общества в целом, учитель, в частности, учитель иностранного языка, познавая свою роль, проводит серьезную работу над ее грамотной и эффективной реализацией.

Роль учителя, безусловно, велика. Основная задача заключается в формировании личности ученика в процессе его собственной деятельности, направленной на поиск, исследование, получение, а также, применения нового знания. Следуя из этого, становится очевидным, что применение только лишь традиционных методов обучения недостаточно для реализации нового социального заказа общества.

Информация о работе Практическая реализация роли учителя иностранного языка