Практическая реализация роли учителя иностранного языка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:41, курсовая работа
Описание работы
Целью данной дипломной работы является исследование роли учителя иностранного языка в условиях современной системы образования. Гипотеза дипломного исследования: результативность деятельности современного учителя иностранного языка напрямую зависит от уровня его профессиональной компетентности.
Содержание работы
Введение Глава I. Общетеоретические основы роли учителя на современном этапе 1.1. Особенности системы современного образования 1.2. Профессиональные компетенции учителя иностранного языка 1.3. Роль учителя иностранного языка и современные подходы к обучению Выводы по первой главе Глава II. Практическая реализация роли учителя иностранного языка 2.1. Эффективность обучения иностранному языку на основе ФГОС второго поколения 2.2. Реализация роли учителя иностранного языка в проектной деятельности 2.3. Практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка Выводы по второй главе Заключение Список литературы
Важнейшим условием и задачей
современной педагогической теории и
практики в рамках компетентностного
подхода является овладение учителем
иностранного языка ключевыми компетенциями
[16]. Ключевые компетенции учителя универсальны,
и обеспечивают успешную педагогическую
деятельность в целом. Также, можно выделить
предметные компетенции, которые являются
более специфичными и обеспечивают успешную
педагогическую деятельность в рамках
конкретной учебной дисциплины. Помимо
этого, существуют специальные компетенции,
которые также обеспечивают профессионализм
учителя и направлены на решение сопутствующих
педагогических задач [27].
В.И. Байденко. выделяет следующие
ключевые компетенции, владение которыми
является неотъемлемым показателем качества
профессиональной подготовки преподавателя:
1. Поликультурная компетенция,
которая касается отношений в
интернациональном обществе.
2. Политическая и социальная
компетенция: высокий уровень ответственности
и инициативности, умение регулировать
конфликты и принимать решения.
3. Языковая (коммуникативная)
компетенция: владение устным и
письменным общением на нескольких
языках.
4. Предметно-деятельностная
компетенция, предполагающая обладание
соответствующими знаниями и
методами работы в рамках отдельных
учебных дисциплин или образовательных
сфер, связанная со способностью
непрерывного самообразования в
профессиональном, социальном и
личном плане.
5. Информационная компетенция,
включающая в себя овладение
новыми информационными технологиями,
а также пониманием их применения
[7].
В трудах таких методистов как
М.В. Томашевич и И.Л. Колесникова представлены
компетенции, занимающие место в структуре
профессионально-педагогической компетентности,
в виде следующих взаимосвязанных составляющих:
1) общепедагогическая компетенция, которая
включает в себя психолого-педагогическую
и методическую компетенции; 2) общекультурная;
3) коммуникативная [50].
Общекультурная компетенция
определяется как широкая общегуманитарная
подготовка педагога, уровень его культуры,
кругозора, грамотности и образованности.
Коммуникативная компетенция понимается
как способность и готовность осуществлять
иноязычное общение с носителями иностранного
языка. Сформированность коммуникативной
компетенции проявляется в процессе межличностного
и межкультурного общения и не является
личностной характеристикой человека
[55]. Уровень коммуникативной компетенции
определяется степенью овладения навыками
и умениями в основных сферах речевой
деятельности. Обладание учителем знаний
в области педагогики и психологии, а также
умение применять их на практике, составляют
психолого-педагогическую компетенцию.
Под методической компетенцией
понимают обучение иностранному языку
с учетом и осмыслением целей (практической,
образовательной, воспитательной) и условий,
а также уровня обученности, возраста
и личностных особенностей учеников [55].
Следовательно, профессионально-педагогическая
компетентность является способностью
и готовностью к деятельности, основанной
на знаниях, включающую в себя морально-нравственную,
познавательно-творческую, информационно-коммуникативную
и технологическую составляющие.
На современном этапе понятие
профессиональная компетентность учителя
иностранного языка многоаспектно и постоянно
дополняется новыми компонентами. Современный
учитель наращивает новую, практико-преобразующую
компетенцию, возрастает объем и качество
исследовательской составляющей в педагогической
работе, что связано с изменением содержания
и подходов к педагогической деятельности
[10].
Современная модель преподавателя
требует компетентную, профессиональную,
творчески развитую личность, с преобладанием
духовно-нравственных и деловых качеств.
Данная модель предполагает ориентацию
педагогической деятельности, умение
ставить и решать образовательные задачи,
воспитывать уважительное отношение к
культурной самоидентификации, а также
совестный поиск и установку ценностей
и норм поведения [11]. Социокультурные,
политические и экономические трансформации,
протекающие наравне с прогрессом науки,
техники и образования приводят к изменениям
некоторые аспекты функций и задач, стоящих
перед образованием и учителями.
Профессия учителя, ее роль и
требования к ней исследовалась на разных
этапах исторического педагогического
развития, рассматривалась личность учителя,
его профессиональные качества, мастерство,
творческие способности.
Изучением роли учителя в античном
обществе как воспитателя, наставника,
риторика занимались такие великие философы
древности как Платон, Аристотель. Л. Бруни,
Ф. Рабле, М. Монтель в эпоху Возрождения
указали на приобретение преподавателем
гуманистических, а также, творческих
качеств. В период советского времени
такие ученые как Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов,
А.И. Щербаков занимались развитием теории
педагогического мастерства, педагогических
технологий преподавания, творческой
деятельности.
Однако, на всех этапах развития
педагогической мысли и становления педагогической
науки бесспорным оставалось принципиальное
мнение о главной стратегической задаче
и обязанности учителя - социализация
нового поколения, передача ученикам опыта,
интеллектуального наследия, ценностей
и содержания материальной и духовной
жизни, идеи создаваемой и развиваемой
культуры [14].
Во второй половине прошлого
века понимание содержания профессиональной
готовности учителя к выполнению своих
функций потерпело изменения, которые
происходят и по сей день, в связи с нарастающим
возрастанием требований к учителю.
Н.Д. Гавриков в своих трудах
убеждает, от уровня культуры учителя
и от способностей передачи культурных
ценностей, зависитразвитие и воспитание
подрастающего поколения, вклад в социальную
культуру [16].
По мнению И.И. Халеевой, учителя
нового типа характеризует высокий уровень
автономии и творческих навыков, что должно
соответствовать степени профессиональной
компетенции в плане профессионального
мышления, мобильности и адаптивности
к различным ситуациям педагогической
деятельности, а также стремление к непрерывному
самообразованию, сотрудничеству, инициативности
и ответственности [53].
В.В. Осокин в своих разработках
предъявил следующие требования к личности
педагога:
1)общегражданские качества;
2) качества, определяющие
особенности профессии преподавателя;
3) навыки, умения и знания
по профильному предмету [38].
Д.Н. Ушаков в своих трудах считает,
что профессиональной компетенции можно
определить как круг вопросов, явлений,
в которых личность обладает авторитетностью,
познанием, опытом.
Также, Ушаков в своем словаре
трактует компетентность как осведомленность,
авторитетность [49].
По мнению Е.О. Ломакиной и А.В.
Задорожной профессиональной компетентностью
является интегративное свойство личности,
определенное системой компетенций педагогической
и предметной области знаний [34].
С точки зрения А.К. Марковой
профессиональная компетентность есть
совокупность пяти сторон трудовой деятельности
преподавателя: педагогическая деятельность,
педагогическое общение, личность педагога
(процессуальные показательности в содержании
понятия), обучаемость, воспитанность
(результативные показатели воспитательной
деятельности). В каждом из этих составляющих
выделяются объективно необходимые педагогические
знания, умения, профессиональные психологические
позиции, психологические особенности
[35].
Д.Н. Гришин рассматривает педагогическую
компетентность как совокупность организаторских,
коммуникативных, конструктивных умений
преподавателя как субъекта педагогической
деятельности, его способность использовать
в образовательном процессе этих умений
[22].
Профессиональную компетентность
учителя иностранного языка, по мнению
Н.Б. Козловой., определяет уровень его
профессионального становления, педагогическая
креативность, знания, навыки и умения,
составляющие интегративное качество
личности [30].
Такие ученые, как Б.Г. Аганьев,
Т.И. Шамова, Ю.К. Бабанский, изучая профессиональную
компетентность, определили ее следующие
аспекты: 1)управленческий аспект, то есть
планирование, организация, регулирование
и анализ образовательного процесса, а
также взаимоотношения с учащимися; 2)
психологический аспект: влияние личности
педагога на учеников, а также учет индивидуальных
способностей учащихся; 3) педагогический
аспект: выбор форм и методов обучения
[18].
Мощным стимулом развития современных
эффективных путей овладения иностранным
языком служит существующая сейчас возможность
непосредственного общения с его носителями,
что воплощается в осмысление конкретной
цели преподавания иностранного языка
формирование коммуникативной культуры
[26]. Практика показывает, что в современных
условиях непрерывного развития и расширения
международных контактов становится недостаточно
владеть одним умением правильно говорить
и писать на иностранном языке. Грамотное
использование культурно-обусловленных
норм речевого поведения, что является
недостающим звеном, основывается на знаниях
особенностей культуры и образе мышления
представителей других культур. В связи
с этим, закономерным представляется расширение
в России новой тенденции в преподавании
иностранного языка - развитие межкультурной
компетенции, что является залогом успешного
общения [29].
Для эффективного обучения межкультурному
общению является необходимым расширение
содержания обучения с помощью включения
в курс преподавания ряда компонентов,
нацеленных на развитие межкультурной
компетенции лингвострановедческих, социокультурных,
социолингвистических. Исходя их этого,
культура во всем многообразии своих значений,
становится содержанием обучения иностранному
языку, что делает привычный для некоторых
учителей авторитарный стиль обучения
предмету практически неприемлемым. Следовательно,
перед школой становится задача гуманизации
педагогического иноязычного общения
[32].
Исходя из всего сказанного
выше, можно определить понятие профессиональная
компетенция учителя иностранного языка,
выделить основные профессиональные компетенции
учителя иностранного языка, а также их
некоторые важные характеристики и роль:
1. Стратегия модернизации
российского образования подразумевает
введение компетентностного подхода
в образовании, который несет
в себе не только трансляцию
информации, навыков и умений
от учителя к ученику, но и
развитие у педагогов профессиональной
компетентности.
2. Существует множество
трактовок профессиональной компетенции
различных ученых и авторов, следуя
которым можно сделать вывод,
что профессионально-педагогическая
компетентность является способностью
и готовностью к деятельности,
основанной на знаниях, включающая
в себя морально-нравственную, познавательно-творческую,
информационно-коммуникативную и
технологическую составляющие.
3. От уровня культуры
учителя и от способностей
передачи культурных ценностей,
зависитразвитие и воспитание
подрастающего поколения, его вклад
в социальную культуру.
4. Межкультурное общение
становится залогом эффективной
практики иностранного языка, что,
следовательно, является целью и
содержанием образовательного процесса
на данном этапе.
1.3. Роль учителя
иностранного языка и современные
подходы к обучению
Так как современная система
школьного образования находится в стадии
обновления, следует выделить, что и в
структуре и в содержании преподавания
происходят характерные изменения. Проблема
развития личности актуализируется вместе
со сменой парадигмы образования на современном
этапе гуманизации всех сфер жизнедеятельности
человека [35].
Гуманизация основная составляющая
нового педагогического мышления, определяющая
полисубъектную сущность образовательного
процесса. Следовательно, в данном случае
основной целью образования является
формирование и развитие личности. Это
означает изменения некоторых задач, стоящих
перед педагогом, а также самой педагогической
роли [40].
Традиционно, учитель должен
был передавать знания, но на современном
этапе гуманизация определяет новую задачу
способствовать формированию и развитию
личности (Приложение 3). Не каждый, даже
самый талантливый учитель способен раскрыть
качества личности ученика, раскрыть в
нем готовность и стремление участвовать
в межкультурном общении на изучаемом
языке.
Ныне устаревший, авторитарный
стиль не способствует формированию атмосферы
доверия, радости познания, комфортному
и положительному самоощущению во время
познавательного процесса, то есть, основным
двигателям изучения иностранного языка
[49].
Учитель одна из древнейших
профессий, в которой уже установлено
множество различных принципов межличностных
отношений. Роль учителя иностранного
языка, сводится не только к обучению правилам
грамматики, лексики, произношения. Также
как и роль любого другого учителя предметника,
роль учителя иностранного языка признать
и выделить ценность личности каждого
учащегося, поддерживая при этом на высоком
уровне свою собственную личностную ценность
и создать успешные условия для взаимодействия
этих личностей в едином образовательном
пространстве. Одновременно, учитель не
только способствует овладению учениками
новым языком, но и общественно развивает
их, раскрывает им множество стратегий,
применимых не только в изучении языка,
но и в жизни [51].