Практическая реализация роли учителя иностранного языка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:41, курсовая работа
Описание работы
Целью данной дипломной работы является исследование роли учителя иностранного языка в условиях современной системы образования. Гипотеза дипломного исследования: результативность деятельности современного учителя иностранного языка напрямую зависит от уровня его профессиональной компетентности.
Содержание работы
Введение Глава I. Общетеоретические основы роли учителя на современном этапе 1.1. Особенности системы современного образования 1.2. Профессиональные компетенции учителя иностранного языка 1.3. Роль учителя иностранного языка и современные подходы к обучению Выводы по первой главе Глава II. Практическая реализация роли учителя иностранного языка 2.1. Эффективность обучения иностранному языку на основе ФГОС второго поколения 2.2. Реализация роли учителя иностранного языка в проектной деятельности 2.3. Практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка Выводы по второй главе Заключение Список литературы
У педагога появляется новая
задача организовать труд учащихся таким
способом, чтобы они могли самостоятельно
придти к решению ключевой проблемы урока.
Первостепенно, учителю отводится важная
роль организатора и управленца основного
процесса урока. После чего, учащиеся с
интересом включаются в учебную ситуацию,
осмысляют необходимость получения новых
знаний, а самое главное развивают свои
коммуникативные навыки. Ученик исследует,
творит, создает под ненавязчивым руководством
своего учителя, принимает его рекомендации,
вступает в диалог, выражает личное восприятие
ситуации. Учитель помогает детям ориентироваться
в новых знаниях и направлять на источник
новой информации, на способы ее использования,
учит выделять главное. Учитель ориентирует
ученика в правильном направлении, позволяя
мыслить и действовать самостоятельно,
формируя и развивая личность ребенка.
Жизнедеятельность современного
учителя сочетает в себе требуемые окружающим
миром и системой образования личностные
качества, профессиональные компетенции.
Учитель примеряет на себя множество ролей;
он источник знаний, наставник, помощник,
менеджер, лидер, эксперт, тренер, консультант
и гид.
Учитель мобилен и универсален,
что помогает ему осуществлять личностно-ориентированный
подход, основной элемент современных
программ обучения, который неразрывно
связан с коммуникативным, компетентностым
и социокультурным подходам к обучению
иностранным языкам.
Стимулируя уверенность в обучении
и языковой практики учащихся, личностный
подход направляет детей на самостоятельную
деятельность, развитие творческих навыков,
повышения интереса и энтузиазма к изучению
иностранных языков.
Применение компетентностного
подхода прививает ученикам стремление
к развитию ключевых компетенций, которые
должны обеспечить в будущем успешную
адаптацию личности в обществе.
Коммуникативный подход предполагает
снятие эмоциональных барьеров перед
живым общением. Данный подход ориентирован
на формирование интереса учащихся и стимулирования
их посредствам изучения и расширения
языковых знаний и опыта.
Формирование социокультурной
компетенции является целью и результатом
социокультурного подхода к образованию,
что является безусловно важным в условиях
современного мира межкультурной коммуникации.
Применения данных подходов
к обучению, а также современных методов
преподавания, форм и видов совместной
деятельности учителя и ученика предполагается
стандартами нового поколения. Учитель,
проектируя урок в рамках ФГОС, сочетает
классическую структуру урока с активным
использованием творческих наработок,
современных технологий и возможностей,
направляя всю свою деятельность на решение
современных образовательных задач.
Важнейшим методом работы в
рамках нового стандарта является применение
проектной деятельности. Реализация данного
метода работы способствует включению
учеников в межкультурный диалог, мотивирует
их на инициативность, ответственность,
развитие творческих способностей.
Результаты проведенного исследования
позволили нам составить список практических
рекомендаций для реализации роли учителя
иностранного языка. Применение данных
рекомендаций в педагогической деятельности
позволит поддержать интерес учеников
к предмету, повысить мотивацию, а также
способствовать развитию у детей ключевых
компетенций, что направленно на формирование
личности, способной успешно и комфортно
адаптироваться вести деятельность в
обществе нового поколения, то есть, на
достижение основной цели и задачи современного
образования.
Список литературы
1. Акимов М.К., Козлова В.Т.
Индивидуальность учащегося и
индивидуальный подход. - М.: Педагогика,
2002. -122с.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая
подготовка учителя в системе
высшего педагогического образования:
для пед.спец.высш.уч.заведений.-2-е
изд., перераб. и доп.-М.:Просвещение,1990.-141с.
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная
основа педагогического процесса.
- М.: Издательство МПГУ, 2000.- 56с.
4. Антонарос С. Учитель
менеджер. М.: Экспресс паблишин.-2009.-
с.4-7.
5. Апресян Ю.Д. Образ человека
по данным языка: попытка системного
описания. М.: АТС№1. - 37с.
6. Бабинский М.Б. Стратегический
анализ идеологии стандарта образования.
М.: Вистник образования, 2011 С.21-28.
7. Байденко В. И. Компетентностный
подход к проектированию государственных
образовательных стандартов высшего
профессионального образования. Методическое
пособие. М.: Исследовательский центр
проблем подготовки специалистов,
2005. -114с.
8. Барышников, Н.В. Параметры
обучения межкультурной коммуникации
в средней школе. М.: Иностранные
языки в школе. 2002. - № 2. - С. 28-32.
9. Бим И.Л. Теория и практика
обучения немецкому языку в
средней школе: Проблемы и перспективы.
М.: Просвещение, 2008. 256с.
10. Белоножкина Е.Г. Профессиональная
компетенция учителя иностранного
языка. - М.: Иностранные языки в
школе. 2009. 74с.
11. Боброва М.П. Дидактическая
подготовка педагогических кадров
дошкольных учреждений в контексте
профессиональной деятельности: метод.пособие.-
Барнаул: Изд-во БГПУ,1997.-93с.
13. Божович Е.Д. Учителю
о языковой компетенции школьников.
Психолого-педагогические аспекты
языкового образования.- М: Изд-во
Московского психолого-педагогического
института; Воронеж: НПО МОДЭК,2002.-288с.
14. Будаев Ю. Д. Базовые
компетенции педагогической деятельности.
Электронный ресурс: http://budaevyd.ru/komp
15. Введенский В.Н. Департамент
образования администрации Ямало-Ненецкого
авт. окр., Ямало-Ненецкий окруж. ин-т
повышения квалификации работников
образования. - СПб.: Просвещение,2004.-158с.
16. Гавриков А.Л, Певзнер
М.Н. Педагогическое образование
в университете: контекстно-биографический
подход. НовГУ им. Ярослава Мудрого.
- Великий Новгород, 2001.-300с
17. Гайдукова В.М. Новые
стандарты и принцип психологической
комфортности: Размышления учителя
о подготовке педагогов к реализации
новых стандартов. М .: Методист, 2011.
С.10-24.
18. Гальскова Н.Д., Гез Н.И.
Теория обучения иностранным
языкам: Лингводидактика и методика.
М.: Академия, 2007. 336с.
19. Гальскова Н. Д., Никитенко
З. Н. Теория и практика обучения
иностранным языкам. Начальная школа:
Методическое пособие. М.: Айрис-пресс,
2004. 240 с.
20. Гершунский Б.С. Философия
образования. М.: Московский психолого-социальный
институт, 1998. 432 с.
21. Григорьев Д.В., Степанов
П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие
для учителя. М.: Просвещение, 2010 - 188с.
23. Гукемухов Е.Ю. Роль компетентностного
подхода в повышении качества
образования, Федеральное государственное
научное учреждение Институт
теории и истории педагогики
Российской академии образования,
- электронныйресурс: http://www.itiprao.ru/
24. Данилюк А.Я., Кондаков
А.М. Концепция духовно-нравственного
воспитания и развития личности
гражданина России.- М.: Просвещение,
2010. 211с.
25. Дьюи Дж. Школа будущего
- М.: Госиздат, 1926. - 320с.
26. Зимняя И. А. Психология
обучения иностранным языкам. М.:
Просвещение, 1991, - 222с.
27. Зимняя И.А. Ключевые
компетенции новая парадигма
результата образования. М.: Высшее
образование сегодня. 2003. № 5. С. 3442
28. Задорожная, А. В. Материалы
международной научно-практической
конференции. Пятигорск, 2002. 155-158с.
29. Ирисханова К.М. Общеевропейские
компетенции изучение, преподавание,
оценка. М.: МГЛУ, 2003. 256 с.
30. Козлова, Н. В. Компетентностный
подход в высшем образовании
как стратегическая проблема / Н.
В. Козлова, Н. И..Головатенко. - Вестник
Томского государственного университета.
2007. № 301. 174-177с.
31. Коллингс Е. Опыт работы
американской школы по методу
проектов. М.: Новая Москва, 1976. 147с.
32. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный
подход как механизм реализации
ФГОС нового поколения. М.: Справочник
замечтителя директора школы, 2011.
С.13-30.
33. Лебедев О.Е. Компетентностный
подход в образовании. М.: Школьные
технологии.-2004.-№5.-98с.
34. Ломакина О.Е. Формирование
профессиональной компетенции будущего
учителя иностранного языка: Автореф.канд.пед.наук.-Волгоград:
ВГПУ, 1998.-18с.
35. Маркова А.К. Психология
профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
36. Могилев А. В. Новые образовательные
стандарты. М.: Народное образование,
2011.- С.3-5.
37. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические
основы формирования профессиональной
деятельности. М.: Просвещение, 1998. 123с.
38. Осокин В.В. К вопросу
о профессиограмме учителя и
ее роль в формировании основ
профессионального мастерства студентов
в педагогическом вузе. Вып.1.- Усть-Камнегорск,1975.
-164с.
39. Пахомова Н.Ю. Метод учебного
проекта в образовательном учреждении:
Пособие для учителей и студентов
педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
-187с.
41. Погосян В.А. Специальная
профессиональная компетентность
специалистов в области раннего
обучения иностранному языку. Сборник
научных статей. СПб: Издательство
РГПУ им. А.И. Герцена, 2004 г. 121 с. 45.
42. Полан Ф. Психология
характера. - СПб.: ”Корунд”,1996. - 107с.
43. Полат Е.С. Новые педагогические
и информационные технологии
в системе образования. М.: Айрис-пресс,
2008. -240 с.
44. Раченко И.П. НОТ учителя.
М.: Просвещение, 1989.- 238с.
45. Самоукина Н.В. Психология
и педагогика профессиональной
деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999. 352 с.
46. Сафонова, В.В. Социокультурный
подход к обучению иностранным
языкам : автореф..д-ра пед. наук : 13.00.01
/ Сафонова В.В. - М., 1993. - 56 с.
47. Сафонова В.В. Коммуникативная
концепция: современные подходы
к многоуровневому описанию в
методических целях. М.: Изд-во НИЦ
Еврошкола, 2004. 236 с. 48.
48. Соловова Е.Н. Методика
обучения иностранным языкам: базовый
курс лекций: пособие для студентов
пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова.
4-е изд. М..: Просвещение, 2006. 239 с.
49. Соловова Е.Н. Методическая
подготовка и переподготовка
учителя иностранного языка: интерактивно-рефлексивный
подход. Монография. М.: Глосса-пресс, 2004.
336 с.
50. Томашевич М.В. Традиции
и инновации в методике обучения
иностранным языкам.- Спб.:Каро, 2007. -288с.
51. Тощенко Ж.Т. Профессиональная
некомпетентность как фоктор
риска жизнеспособности и устойчивости
общества// Образование и социальное
развитие региона.-2005.- № 3-4.- 238с.
52. Фрумин И.Д. Компетентностный
подход как естественный этап
обновления содержания образования.-
Красноярск, 2003
53. Халеева И.И. Основы теории
обучения понимания иноязычной
речи.-М.: Высшая школа,1989.-238 с
54. Халяпина Л.П. Формирование
поликультурной языковой личности
как цель обучения иностранным
языкам в условиях глобализации
общества. - Вестник Тамбовского
университета. Тамбов, 2009. Вып. 10. 236 с.
55. Харитонова Н.В. Формирование
коммуникативного компонента профессиональной
компетентности средствами предмета
“иностранный язык” у студентов
неязыковых ВУЗов. Материалы Международной
научно практической конференции.
- Новосибирск, 2005.-С.187-189.
57. Чечиль И. Метод проектов.
М.: Директор школы, 1998. -173с.
58. Щедровский П.Г. Очерки
по философии образования. - М.: Педагогический
центр Эксперимент, 1993. - 142с.
59. Щербаков А.И. О методологии
и методике изучения психологии
труда и личности учителя. М.: Высшее
образование в России.-1996.-№1.-С.85-89
60. Якиманская И.С. Личностно
ориентированное обучение в современной
школе /М.: Сентябрь, 1996 96с.
61. Об утверждении и
введении в действие федерального
государственного стандарта начального
общего образования: приказ Минобрнауки
России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012). Бюллетень
нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти.
- N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011.
- 16 фев. - N 5408.