Практическая реализация роли учителя иностранного языка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:41, курсовая работа
Описание работы
Целью данной дипломной работы является исследование роли учителя иностранного языка в условиях современной системы образования. Гипотеза дипломного исследования: результативность деятельности современного учителя иностранного языка напрямую зависит от уровня его профессиональной компетентности.
Содержание работы
Введение Глава I. Общетеоретические основы роли учителя на современном этапе 1.1. Особенности системы современного образования 1.2. Профессиональные компетенции учителя иностранного языка 1.3. Роль учителя иностранного языка и современные подходы к обучению Выводы по первой главе Глава II. Практическая реализация роли учителя иностранного языка 2.1. Эффективность обучения иностранному языку на основе ФГОС второго поколения 2.2. Реализация роли учителя иностранного языка в проектной деятельности 2.3. Практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка Выводы по второй главе Заключение Список литературы
-вовлечение учеников в
самостоятельную деятельность;
-рациональное использование
средств обучения;
-диффференциация домашних
заданий;
-знание и применение
здоровьесберегающих технологий;
-успешная взаимосвязь
требовательности и уважения
к личности учащегося;
-оптимальное соотношение
рационального и эмоционального
компонента в работе с учениками
[32].
Одной из важнейшей целей обучения
в рамках личностно-ориентированного
подхода в условиях ФГОС является развитие
у обучающихся способности к объективной
самооценке рефлексии, такому умению необходимо
последовательно обучать. В упражнениях
современных УМК (Учебно-методический
комплект), составленных на основе ФГОС
второго поколения, содержаться элементы
работы над формированием рефлексии, предлагающие
оценить коммуникативные умения и языковые
навыки по определенной шкале. Кроме того,
для данных целей предполагается эффективное
использование языкового портфеля как
инструменты самооценки личностного познавательного,
а также творческого труда ученика, рефлексии
его деятельности [7].
Следуя из вышесказанного, необходимо
отметить следующие характерные особенности
применения ФГОС и его эффективности:
- новый федеральный образовательный
стандарт, предъявив четкие требования
к результатам обучения, предлагает
взглянуть на современный урок
по-новому, воплотить творческие
идеи, как учителя, так и ученика;
- новизна современного
российского образования требует
личностного начала учителя, который
развивает, побуждает, приобщает, рекомендует
и направляет ребенка;
- одной из важнейшей
целей обучения в рамках личностно-ориентированного
подхода в условиях ФГОС является
развитие у обучающихся способности
к объективной самооценке рефлексии;
- современный урок в
рамках ФГОС отражает применение
классической структуры урока
на фоне активного использования
собственных творческих наработок;
- традиционные приемы
и методы следует применять
в новом ключе, наряду с современными
технологиями, должны заиграть новыми
красками и перевести проверенную
десятилетиями результативность
традиционного обучения на новый
этап, дополнив ее решением современных
образовательных задач на этапе
модернизации всех общественных
сфер.
2.2. Реализация
роли учителя иностранного языка
в проектной деятельности
В современном мире обилия информации
и технологий, ребенку крайне необходима
квалифицированная помощь педагога для
переработки и превращения информации
в знания. Для свободного существования
и функционирования в современном обществе,
дети должны учиться выделять главное,
находить связи, структурировать информацию.
Поисковая деятельность выступает одним
из главенствующих звеньев в цепочке процесса
развития инициативности, креативности
и самоопределения личности [21].
Проектная деятельность подразумевает
не просто объяснения материала от учителя,
сколько создание условий для развития
познавательных интересов учащихся, возможности
их самообучения в практическом процессе
применения знаний [31].
Исходя из этого, руководитель
проектной деятельности учитель, должен
владеть высоким уровнем творческого
потенциала, а также общей внутренней
культуры. Кроме того, учителю необходима
глубоко-развитая фантазия для того, чтобы
служить генератором идей и вдохновения
для ребенка [32]. Авторитет современного
учителя иностранных языков должен основываться
на способности быть инициатором интересных
для учащихся начинаний, на провоцировании
самостоятельной деятельности и повышенной
активности, изобретательности и сообразительности
детей.
Из учителя-предметника учитель
должен вырастать в педагога широкого
профиля. Именно такой результат преподавательской
деятельности подразумевают современные
требования к образовательному процессу
в условиях нового стандарта.
Метод проектной деятельности
появился во второй половине XIX века в
США и базировался на теоретических основах
прагматической педагогики, создателем
которой считается философ-идеалист Джон
Дьюи (1854-1952). По его глубокому убеждению,
истинным и ценным является только то,
что полезно человечеству, что дает практический
результат и направлено на благо всего
общества.
Концептуальность теории Джона
Дьюи представляется следующем образом:
-ребенок в онтогенезе
повторяет путь человечества
в познании;
-усвоение знаний есть
спонтанный, неуправляемый процесс;
-ребенок усваивает информацию,
не просто слушая или воспринимая
органами чувств, а благодаря
возникшей у него потребности
в знаниях, в действительности
являясь активным субъектом своего
обучения [25].
Успешность обучения Джон Дьюи
обуславливает проблематизацией учебного
материала, показателями активности ребенка,
взаимосвязи обучения с реальной жизнью
ребенка, его играми и трудом [39].
В понимании философа суть проектной
деятельности заключается в создании
проблемных ситуаций, приемы, для создания
которых, он описывает в своих трудах:
-учитель предлагает детям
противоречие, предлагая самостоятельно
найти решение;
-представляет различные
мнения на одну и ту же
проблемную ситуацию, сталкивает
противоречия в практической
деятельности;
- создает необходимость
сравнивать, обобщать, выделять главное,
делать выводы;
-ставит конкретные вопросы;
-ставит проблемные задачи
[25].
В современном толковании, проект
это метод обучения, который может быть
использован в обучении любой дисциплины,
применимый как на уроке, так и во внеклассной
деятельности, проект ориентирован на
достижение целей учеников. Проектная
деятельность развивает навыки и умения
учеников, в чем доказывает свою эффективность
[57].
В глобальном восприятии проект
это особая философия образования. Философия
цели, деятельности, результатов, достижений.
Данная философия не была принята советской
школой, но на сегодняшний день, она позволяет
эффективно объединить ценностно-смысловые
основы культуры и процесс деятельной
социализации [58].
Обучению иностранному языку
требуется личностно-ориентированный
подход в наибольшей степени, чем какому-либо
другому предмету, исходя уже из того,
что речь каждого ученика является индивидуальной.
Современный ученик это разносторонняя,
всем интересующаяся личность. Детям интересно
познавать культуру других стран, они
много общаются, имеют возможность путешествовать,
поддерживать контакты с иностранцами
посредствам сети Интернет, стремятся
быть всесторонне развитыми, расширять
свой кругозор. Работа над проектной деятельностью
представляет учащимся практическую пользу
от изучения иностранного языка, что ведет
за собой повышение интереса к предмету,
исследовательской работе в процессе
получения знания и их практического применения
в различных языковых ситуациях, в результате
чего, способствует повышению коммуникативной
компетенции ученика, формированию его
языковой личности, высокой мотивированности
и энтузиазма [60].
Проектная деятельность является
особой методикой личностно-ориентированного
подхода, признаки которой:
1. Наличие концептуальной
идеи автора.
2. Точность и предсказуемость
результатов, понимание вариантов
их достижения.
3. Нацеленность на создание
конкретной речевой формы (диалог,
монолог).
4. Наличие взаимосвязи
идеи проекта с реальной жизнью
связь между теорией и практикой.
5. Самоорганизация и ответственность
за свою деятельность участников
проекта. Консультационно-координирующий
характер деятельности учителя.
Следуя из того убеждения, что
проектная деятельность это самостоятельная
работа учащихся, как в организации, так
и в осуществлении проекта, учитель осуществляет
роль организатора необходимых условия
для самостоятельного труда учащихся.
Учитель должен сменить стиль общения
с учениками, способы взаимодействия с
ними [39].
При организации проектной деятельности
учитель должен побудить интерес у детей
к теме и проблеме проекта, скоординировать
взаимодействие детей между собой в процессе
деятельности, а также с взрослыми экспертами
и консультантами родителями, либо другими
учителями. Учитель должен правильно направить
поисковую деятельность учеников и в работе
с литературой, сетью Интернет и прочими
информационными ресурсами, дать рекомендации,
упростить или ограничить круг поиска
информации в зависимости от уровня обученности
и подготовленности ученика. В данном
случае, становится особенно необходимым
использование дифференцированного подхода
учителя к детям. Учитель должен действовать
по ситуации, учитывая психологические
факторы, личностные особенности и возможности
каждого ученика, поощряя за малейшие
успехи и объективно корректируя недочеты
[32].
Следовательно, учитель, знающий
и понимающий каждого ребенка, должен
построить процесс его дальнейшего развития,
то есть разрабатывать для данной учебной
ситуации учебный проект. Для этого, учителю
необходимо обладать определенным уровнем
научно-методической подготовки, знать
психолого-педагогические основы применения
обучающего проектирования, а также, антропологические,
когнитивные, философские, логические,
методологические особенности проектной
деятельности. Безусловно, учителю самому
необходимо владеть проектированием и
уметь успешно применять его в учебном
процессе, как на уроках, так и в условиях
самообразования.
По мнению В.И. Слободчикова,
ожидаемые компетенции не передаются
из рук в руки, не формируются в режиме
информирования и просвещения. Она должны
быть самостоятельно построены, выращены
посредством самого учителя. Такой педагог
должен рефлексировать, оценивать свою
компетентность, нарабатывать свой профессионализм,
для того, чтобы в процессе совместной
проектной деятельности с учениками свободно
поменять свою роль наставника и источника
знаний, на роль партнера, сотрудника,
консультанта, вдохновителя [38].
В своей статье в журнале Иностранные
языки в школе, Е.С. Полат обращает внимание
на особенности применения метода проектов
на уроках иностранного языка. Е.С. Полат
подчеркивает, что учитель иностранного
языка обучает детей способам речевой
деятельности, что определяет коммуникативную
компетенцию как основную цель обучения
языку. Кроме того, педагог акцентирует
внимание на том, что язык является элементом
культуры, в которой он существует и функционирует.
Следовательно, существует необходимость
формирование страноведческой или социокультурной
компетенции [43].
Для формирования данных компетенций
необходимо добиваться активной устной
практики от каждого ученика. На этом этапе
важно предоставить учащимся возможность
мыслить, решать проблемные ситуации,
рассуждать над возможными путями решения
проблем, чтобы в центре всей деятельности
ученика стояла мысль, а язык использовался
для формирования и формулирования мыслей
[41].
Важно умение включать учащихся
в активный межкультурный диалог, для
того чтобы на практике дети могли изучать
особенности функционирования языка в
новой для них культуре [46].
Таким образом, перенос акцента
с различного вида упражнений на активную
мыслительную деятельность учеников,
является основной идеей проектного подхода.
Только метод проектов помогает решить
дидактическую задачу творческого применения
языкового материала и преобразовать
урок иностранного языка в дискуссионный,
исследовательский научный центр, в котором
происходят процессы решения интересных,
неоднозначных, практически значимых
проблем с учетом особенностей страны
и по возможности, на основе межкультурного
взаимодействия [31].
В свое время автор многих трудов
по преподаванию Том Хадчинсон выразил
свою точку зрения в том, что учащиеся
понимают, что английский язык не является
необходимостью, а скорее способом коммуникации
и развлечения. Дети могут экспериментировать
с языком во время проекта, как с чем-то
реальным, а не только с тем, что они знают
из книг. Следует отметить, что немало
важно в данной ситуации, дать ученикам
возможность насладиться процессом создания
проекта, свободы мышления, раскрытия
творческого потенциала [39].
Учителю необходимо создавать
позитивную мотивацию, уметь придавать
классу особое настроение, атмосферу ролевой
игры, исследования, важной ответственности,
научности. Заинтриговать учеников, вложить
в них ощущение значимости труда каждого
из них является очень важным на ранних
этапах проектной деятельности. Поощрение
результатов, как самых маленьких, так
и всех остальных является обязательным
для учителя, необходимо делать это искренне
и доброжелательно, объективно оценивая
труд каждого ученика в зависимости от
личностных способностей. Учитель должен
разрешать более способным ученикам работать
с большей степенью самостоятельности
и, соответственно, получить больше времени
на работу с тему учениками, которые нуждаются
в помощи и советах [31].