Практическая реализация роли учителя иностранного языка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:41, курсовая работа
Описание работы
Целью данной дипломной работы является исследование роли учителя иностранного языка в условиях современной системы образования. Гипотеза дипломного исследования: результативность деятельности современного учителя иностранного языка напрямую зависит от уровня его профессиональной компетентности.
Содержание работы
Введение Глава I. Общетеоретические основы роли учителя на современном этапе 1.1. Особенности системы современного образования 1.2. Профессиональные компетенции учителя иностранного языка 1.3. Роль учителя иностранного языка и современные подходы к обучению Выводы по первой главе Глава II. Практическая реализация роли учителя иностранного языка 2.1. Эффективность обучения иностранному языку на основе ФГОС второго поколения 2.2. Реализация роли учителя иностранного языка в проектной деятельности 2.3. Практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка Выводы по второй главе Заключение Список литературы
- целью и результатом
социокультурного образования к
обучению является социокультурная
компетенция, успешное формирование
которой возможно с помощью
социокультурного подхода.
Выводы по первой
главе
На основе того, что мы выяснили
в ходе общетеоретического исследования
роли учителя на современном этапе, можно
сделать следующие выводы:
Радикальные изменения, которые
происходят на данном этапе в системе
образования, конкретно обозначают цель
образования и, соответственно, задачу
и основную роль учителя организацию личностно-ориентированного
подхода к обучению, с целью формирования
личности, востребованной обществом, способной
успешно развиваться и вести деятельность
в обществе будущего поколения.
Возрастает роль языкового образования,
которое представляется как лингвокультурное
образование, результатом которого должно
стать многоязычие граждан общества, четко
осознающих свое отношение к определенному
этносу, региону постоянного проживания
и к государству в целом, а также способность
самоидентифицироваться в мировом пространстве.
Владение иностранным языком рассматривается
на современном этапе как государственная,
общечеловеческая и личностная ценность.
Для выполнения обозначенного
выше общественного заказа, учителю принципиально
важно поддерживать свою профессиональную
компетенцию, от которой напрямую зависит
развитие и уровень воспитания подрастающего
поколения, а также вклад в социальную
культуру. Стратегия модернизации российского
образования подразумевает введение компетентностного
подхода в образовании, который несет
в себе не только трансляцию информации,
навыков и умений от учителя к ученику,
но и развитие у педагогов профессиональной
компетентности.
Успешная жизнедеятельность
современного учителя должна основываться
на эффективной взаимосвязи его личностных
качеств, профессиональных компетенций,
знаний и умения применять различные подходы
к обучению, в первую очередь, личностно-ориентированный
подход, а также, коммуникативный и социокультурный.
Личностный подход стимулирует
уверенность в обучении и языковой практики
учеников с низкой и средней степенью
обучаемости, а также приобщению остальных,
более сильных детей к самостоятельной
и творческой работе, повышая, тем самым,
у каждого ученика в частности интерес
к изучению иностранного языка.
Коммуникативный подход призван,
в первую очередь, снимать страх перед
живым общением, а также нацелен на формирование
заинтересованности обучаемых в изучении
иностранного языка по средствам получения
и расширения знаний и языкового опыта.
Задачей социокультурного образования
к обучению является социокультурная
компетенция, успешное формирование которой
возможно с помощью социокультурного
подхода.
Владение данными подходами
и применение их в обучении способствует
формированию у учащихся ключевых компетенций,
обеспечивающих успешную адаптацию молодой
личности в современном обществе.
Глава II.
Практическая реализация роли учителя
иностранного языка
2.1. Эффективность
обучения иностранному языку
на основе ФГОС второго поколения.
Американский философ
и дидакт Джон Дьюи еще в 1926 году убеждал:
Если мы будем учить сегодня так, как мы
учили вчера, мы украдем у наших детей
завтра [25].Но и на сегодняшний
день слова не потеряли своей актуальности,
когда российская школа переходит на новые
стандарты. Похожее мнение можно встретить
в суждениях Г. Гейне Всякий новый век,
давая нам новое знание, дает нам новые
глаза [28]. Образовательные стандарты нового
поколения (Федеральный государственный
образовательный стандарт, ФГОС) призывают
взглянуть на образовательный процесс
по-новому, переосмыслить значимость традиционных
методов обучения.
Так, по мнению К.М. Егорчиковой,
современное образование должно соответствовать
запросам общества и времени. Условия
современного мира диктует свои требования
к уровню владения обществом иностранными
языками, обязывая будущее поколение относиться
к изучению языков с полной ответственностью,
с целью уметь общаться, а также решать
жизненные и профессиональные задачи
с помощью иностранного языка [36].
Изменения ФГОС назревшая необходимость,
обусловленная современными социокультурными
и социальными реалиями. Новый стандарт
позволил обобщить все положительные
цели, задачи, достижения, существующие
в традиционных методиках преподавания,
а также модифицировать условия для более
эффективного обучения школьников в новых
реалиях [17].
Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего
образования определяется как совокупность
требований, необходимых для реализации
основной образовательной программа основного
общего образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию (Приложение 2).
Стандарт содержит требования
к результатам освоения программы обучающимися,
к структуре, объему, условиями реализации
основной образовательной программы,
а также является основой для разработки
системы объективного оценивания уровня
обученности и образованности учащихся
на ступени общего образования [63].
ФГОС по своему статусу является
социальной конвенционной нормой, осуществляющий
общественный договор между семьей, обществом
и государством. Следовательно, в центре
внимания стандарта стоит новая модель
взаимоотношений между обществом, государством
и личностью, которая в наиболее полной
мере реализует права гражданина. Таким
образом, приоритетная позиция стандарта
направить образование на развитие личности
ученика, а не только на его обучение. Основной
целью является воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления, формирования
и развития высоконравственного, инициативного,
творческого, ответственного, законопослушного
гражданина страны.
ФГОС нового поколения призывает
обеспечить переход системы образования
к стратегии общественного проектирования
и конструирования, от простой передачи
знаний к развитию инициативности и творческих
способностей ученика, к подготовке ребенка
к жизнедеятельности в современных условиях
на основе системно-деятельностного подхода,
а также особого выражения в образовательном
процессе воспитательной функции (Приложение
2).
Стандарты второго поколения
устанавливают следующие цели обучения
иностранному языку:
1. Формирование языковой
компетенции в сумме ее составляющих:
речевая, социокультурная, компенсаторная,
учебно-познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащегося.
3. Развитие универсальных
учебных действий (УУД) [36].
В качестве результатов такого
обучения предполагают предметные, личностные
и метапредметные результаты. Личностные
результаты включают в себя создание мотивации
изучения языка, формирования коммуникативной
компетенции, этнической идентичности,
стремление к совершенствованию личной
речевой культуры, возможности самореализации,
к пониманию и сознанию родной культуры
и готовность к ознакомлению с ней представителей
других стран. Кроме того, личностные результаты
предполагают толерантное отношение к
проявлениям иной культуры и готовность
отстаивать национальные ценности родной
страны и свою гражданскую позицию.
К метапредметным результатам
относится развитие коммуникативной компетенции
и исследовательских способностей, умение
определять границы знаемого и незнаемого,
способность определять проблемы, решение
которых обязательно для достижения поставленных
целей, а также планирование деятельности,
прогноз, анализ и коррекция результатов,
после чего необходимо определение новых
задач для дальнейшей работы [17].
Кроме данных результатов, ФГОС
второго поколения предполагает также
социализацию, расширение лингвистического
кругозора, формирование и развитие познавательной,
эмоциональной и волевой сфер, овладение
этикетом речевого поведения, привитие
дружелюбного отношения и толерантности
к представителям других культур на основе
знакомства с жизнью сверстников из других
стран, знакомства с детской иноязычной
литературой [32].
Осуществление всех приведенных
выше требований производится в рамках
урочной и внеурочной деятельности. Следовательно,
существует необходимость рассмотреть
урок иностранного языка с позиции требований
стандарта нового поколения.
На данном этапе вся учебная
деятельность в рамках ФГОС должна основываться
на реализации деятельностного подхода,
основная задача которого заключается
в формировании личности ученика на основе
освоения универсальных способов деятельности.
Сейчас урок формируется абсолютно по
иной схеме, опираясь на то, что ученик
не имеет возможности развиваться при
пассивном восприятии учебного материала.
В результате, ребенок должен стать живым
участником учебного процесса, что послужит
основой для формирования его будущей
самостоятельности и инициативности.
Следовательно, образовательной целью
является создание условий, провоцирующих
действие обучающихся [32].
В связи с этим, возможно выделить
следующие требования к современному
уроку иностранного языка в рамках ФГОС:
- точное и четкое формулирование
темы, цели и задач урока;
- определение оптимального
содержания урока, в соответствии
с требованиями учебной программы,
а также уровнем обученности
и подготовки учащихся;
- прогнозирование степень
усвоения детьми учебного материала,
развития умений и навыков;
- отбор наиболее рациональных
методов, средств и приемов обучения,
а также контроль и прогнозирование
их продуктивного взаимодействия
во время учебного процесса;
- нацеленность преподавателя
на сотрудничество с обучаемыми,
а также его способность направить
учеников на сотрудничество друг
с другом и с учителем.
- создание проблемных
и развивающих ситуаций учителем,
что должно активизировать деятельность
учащихся;
- выводы в конце урока
выносятся учениками самостоятельно;
- наименьшее применение
репродукции и наибольшее применение
творчества;
- учет уровня возможностей
каждого учащегося, а также профиль
класса, стремления учеников и
настроение детей.
Современный урок в рамках ФГОС
отражает применение классической структуры
урока на фоне активного использования
собственных творческих наработок, как
в плане построения, так и в плане подбора
учебного материала и способов его подачи
[36].
Выделяются следующие типы уроков:
1. Уроки изучения нового
учебного материала.
2. Уроки совершенствования
и актуализации знаний, навыков
и умений.
3. Уроки обобщения и
систематизации.
4. Комбинированные уроки.
5. Уроки коррекции и
контроля знаний, навыков и умений.
Типы уроков остаются прежними,
но в рамках ФГОС в них появились изменения
и соответствующие особенности, которые
следует учитывать при планировании урока
[63].
Следовательно, урок будет результативным,
если:
1. На этапе задания цели
активную позицию занимает сам
ученик.
2. На уроке используются
различные методы и приемы
обучения, которые должны активизировать
учащихся, а также их мотивацию
к обучению.
3. Учитель результативно
комбинирует репродуктивную и
проблемную формы обучения, осуществляет
творческую работу детей.
4. Учитель добивается осознания
учебного материала всеми учащимися.
5. Учитель применяет личностно-ориентированный
подход в обучении.
6. Учитель помогает реализовывать
детям рефлексию своей деятельности.
7. Учитель оценивает результаты
каждого ученика, поощрает даже
самые небольшие детские успехи.
В идеале, урок в формате ФГОС,
должен быть уроком, в котором учитель,
лишь направляет детей, дает им рекомендации
и советы в процессе урока, а дети ощущает,
что ведут урок самостоятельно [36].
Следовательно, эффективность
обучения иностранному языку на основе
ФГОС второго поколения можно определить
следующими плюсами современного урока:
- планирование воспитательной
функции урока;
- комплексное планирование
целей урока;
- поддержка учеников в
плане развития личностного смысла
изучаемого материала;
- опора на межпредметные
связи с целью их использования
для формирования у учеников
целостного представления о системе
знаний;