Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:51, курсовая работа
В данной работе освещены следующие аспекты исследуемой темы: понятие правоохранительной службы в системе государственной службы, федеральные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, функции правоохранительных органов, история становления правоохранительной службы в России, порядок и особенности прохождения правоохранительной службы на примере прохождения службы в органах внутренних дел, гарантии для служащих государственной правоохранительной службы, особенности ответственности лиц, проходящих государственную правоохранительную службу.
Введение …………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность государственной правоохранительной службы Российской Федерации………………………………………………..5
§ 1. Понятие государственной правоохранительной службы. Правоохранительные функции. ………………………………………………..5
§ 2. Федеральные государственные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, и их функции. …………………………………8
§ 3. История развития законодательства России о государственной правоохранительной службе. …………………………………………………20
ГЛАВА 2. Правовые основы государственной правоохранительной службы Российской Федерации. ………………………………………………23
§ 1. Должности государственной правоохранительной службы. ……23
§ 2. Поступление на государственную правоохранительную службу и ее прохождение (на примере прохождения службы в органах внутренних дел РФ). ……………………………………………………………………………..25
§ 3. Гарантии для служащих государственной правоохранительной службы (на примере социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел). ……………………………………………………………………….……..33
§ 4. Юридическая ответственность служащих государственной правоохранительной службы (на примере юридической ответственности органов внутренних дел). …………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………… 49
Также несовершенство законодательной базы, приводит к тому, что многие современные нормативные акты при перечислении правоохранительных органов чаще всего в качестве основного вида деятельности выделяют борьбу с преступностью, иногда – деятельность по рассмотрению дел об иных правонарушениях. Обеспечение правопорядка или обеспечение безопасности государства, общества и граждан часто закрепляются в качестве задач (функций) правоохранительных органов7.
Таким образом, появляется вопрос о том, какие же государственные органы осуществляют правоохранительную службу, и соответственно относятся к правоохранительным органам.
Например, Бабелюк Е.Г. в
своей работе «О видах государственной
службы РФ» указывает на то, что
если рассматривать
Кандидат юридических наук доцент, профессор Уральской академии государственной службы А.Т. Карасев в своей работе не соглашается с существованием термина «правоохранительная служба», объясняя это тем, что само это понятие неудачно, так как не «существует дефиниции самих правоохранительных органов».9
Также Карасев соглашается,
что к органам, осуществляющим государственную
службу в области обеспечения
общественного порядка, безопасности,
законности, правопорядка, а также
осуществления борьбы с преступностью,
не подходит термин органы «милитаризованной
службы». Он соглашается с тем, что
появление в законодательстве термина
«правоохранительная служба»
Пока не принят самостоятельный
федеральный закон о
Так, по смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» правоохранение осуществляют: судьи; прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ11.
Правоохранительные функции указанных субъектов закреплены в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», Федеральных законах от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и других нормативных правовых актах.
В законодательстве нет специально
сформулированного понятия «
От понятия «
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Деятельность
Известно, что многие государства, например США, Англия, Франция, как и Россия, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой «противовесов» и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции сущности названного принципа. При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод.13 Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:
Анализируя эти функции можно четко определить, какие же органы должны их осуществлять.
Остановимся подробнее на
органах, осуществляющих правоохранительную
деятельность, перечень которых можно
составить, опираясь на функции правоохранительных
органов, а также на имеющиеся
научные и нормативные
Судебная система – это совокупность судебных органов, призванных осуществлять судебную власть и правосудие.
Судебная система представляет собой сложную организованную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена тремя подсистемами – федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи. Система федеральных судов представлена тремя подсистемами: Конституционный суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов.
Конституционный суд РФ – это орган конституционного контроля, предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий судебную власть посредством конституционного производства.14
К задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия конституции РФ на всей территории РФ.
Мировые судьи субъектов РФ – судьи общей юрисдикции – рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции.
Районный (городской) суд рассматривает в качестве суда первой инстанции многие гражданские и уголовные дела. К подсудности этих судов относятся все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду, военным и мировым судам. Помимо уголовных и гражданских дел районный (городской) суд рассматривает дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора.
Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют свою власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.
2. Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.15
Функции прокуратуры:
Информация о работе Правоохранительная служба как вид государственной службы