Правоохранительная служба как вид государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещены следующие аспекты исследуемой темы: понятие правоохранительной службы в системе государственной службы, федеральные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, функции правоохранительных органов, история становления правоохранительной службы в России, порядок и особенности прохождения правоохранительной службы на примере прохождения службы в органах внутренних дел, гарантии для служащих государственной правоохранительной службы, особенности ответственности лиц, проходящих государственную правоохранительную службу.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность государственной правоохранительной службы Российской Федерации………………………………………………..5
§ 1. Понятие государственной правоохранительной службы. Правоохранительные функции. ………………………………………………..5
§ 2. Федеральные государственные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, и их функции. …………………………………8
§ 3. История развития законодательства России о государственной правоохранительной службе. …………………………………………………20
ГЛАВА 2. Правовые основы государственной правоохранительной службы Российской Федерации. ………………………………………………23
§ 1. Должности государственной правоохранительной службы. ……23
§ 2. Поступление на государственную правоохранительную службу и ее прохождение (на примере прохождения службы в органах внутренних дел РФ). ……………………………………………………………………………..25
§ 3. Гарантии для служащих государственной правоохранительной службы (на примере социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел). ……………………………………………………………………….……..33
§ 4. Юридическая ответственность служащих государственной правоохранительной службы (на примере юридической ответственности органов внутренних дел). …………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………… 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА- ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ-2009.docx

— 117.89 Кб (Скачать файл)

Сотрудники органов внутренних дел при реализации полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации по пресечению правонарушения, задержанию и доставлению лица, подозреваемого в совершении правонарушения, пользуются правом проезда и провоза доставляемого либо задерживаемого ими лица (лиц) на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) без приобретения проездных документов, а в сельской местности - на попутном транспорте при предъявлении служебного удостоверения.

Сотрудники органов внутренних дел пользуются правом на приобретение вне очереди билетов на все  виды транспорта при следовании к  новому месту службы, а также к  месту проведения отпуска и обратно.

Беременные женщины и  матери из числа сотрудников органов  внутренних дел, а также отцы - сотрудники органов внутренних дел, воспитывающие  детей без матери (в случае ее смерти, длительного пребывания в  лечебном учреждении и в других случаях  отсутствия материнского попечения), пользуются правовыми и социальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации для этой категории населения Российской Федерации.

Сотрудники органов внутренних дел в звании полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, а также уволенные  со службы в этом звании имеют право  на дополнительную жилую площадь  или дополнительную комнату. Таким  правом обладают также сотрудники органов  внутренних дел, имеющие ученые степени  или ученые звания. Порядок предоставления дополнительной жилой площади или  дополнительной комнаты и ее размеры  устанавливаются законодательством  РФ35.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на денежную компенсацию  за поднаем (наем) жилых помещений  в порядке  размерах, определяемых Правительством РФ.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских  учреждениях системы МВД РФ.

При отсутствии по месту  службы или проживания сотрудников  органов внутренних дел медицинских  учреждений системы МВД РФ медицинская  помощь сотрудникам оказывается  беспрепятственно в учреждениях  государственной и муниципальной  систем здравоохранения.

Сотрудники  органов внутренних дел и члены их семей имеют  право на санаторно-курортное лечение  в санаториях и организованный отдых  в домах отдыха, пансионатах и  на туристических базах системы  МВД РФ за плату. Сотрудники оплачивают 25%, а члены их семей 50% стоимости  путевки.

Сотрудникам органов внутренних дел для оплаты стоимости путевок  их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации  отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации36. Указанные выплаты производятся исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Сотрудники, прослужившие в  органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении), сотрудники органов внутренних дел, участники войны, воины-интернационалисты, а также члены семей погибших сотрудников или сотрудников, умерших вследствие контузии, увечья и заболевания, связанных с осуществление законной служебной деятельности, получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья), независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе переданное в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае гибели сотрудника органов внутренних дел в связи  с осуществлением законной служебной  деятельности за семьей погибшего сохраняется  право на получение жилой площади  на тех основаниях, которые имелись  при постановке на учет, при этом жилая площадь предоставляется  не позднее одного года со дня гибели сотрудника органов внутренних дел.

Пенсионное обеспечение  сотрудников органов внутренних дел.

Пенсионное обеспечение  сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании  Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной  противопожарной службе, органах  по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Виды пенсий:

1)    за выслугу лет;

2)    по инвалидности;

3)    по случаю потери кормильца.

Сотрудникам и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Родители умерших (погибших) сотрудников имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться  пенсия по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальная).

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

сотрудники, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел и (или) на службе   в Государственной  противопожарной службе, и (или) на службе в  органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службе в учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Данная категория сотрудников  получают пенсию в размере 50 % сумм денежного  довольствия37.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Сотрудники, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию  здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных  лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах внутренних дел, получают 50% сумм денежного довольствия.

Право на пенсию по инвалидности имеют сотрудники, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, если инвалидность наступила не позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания. Полученных в период прохождения службы.

В зависимости от степени  утраты трудоспособности инвалиды подразделяются на три группы (I, II, III).

Инвалиды в зависимости  от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:

а) инвалиды вследствие военной травмы — лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей службы (служебных обязанностей).

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период службы, лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного  случая, не связанного с использованием служебных обязанностей; либо заболевания, не связанного с исполнением служебных  обязанностей.

Пенсия по инвалидности сотрудника органов внутренних дел устанавливается  в следующих размерах:

а) инвалидам вследствие боевой травмы I и II групп – 85%; III группы – 50 % ответствующих сумм денежного довольствия.

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп – 75%; III группы – 30 % соответствующих сумм денежного довольствия.

Таким образом, в органах  внутренних дел существуют собственные  порядок прохождения службы, социальные гарантии, условия поступления на службу и увольнения со службы, которые  регулируются уже соответствующим законодательством Российской Федерации.

Создание же законодательства именно о правоохранительной службе, частью которой является служба в  органах внутренних дел, только улучшит  положение сотрудников органов  внутренних дел. Ведь законодательное  отнесение органов внутренних дел  к органам, осуществляющим правоохранительную службу, уравняет их с органами государственной  власти, а следовательно, возрастут  и социальные льготы и денежное довольствие, а возможно это скажется и на отношении  граждан России к органам внутренних дел, как к очень важной единице  государственного управления по охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности. Последнее не только поднимет самооценку сотрудникам органов  внутренних дел, которая за последние  годы правового нигилизма в сильно упала, но также выведет их в ранг самостоятельного субъекта государственной  службы, обладающего не только правами  и обязанностями по осуществлению  своих полномочий охраны и обеспечения  правопорядка и общественной безопасности, но и являющегося одними из главных органов, осуществляющих государственную службу.

Общий анализ федерального законодательства, устанавливающего специальные гарантии социальной защиты и пенсионного  обеспечения граждан, проходящих правоохранительную службу, позволяет дать ему двойственную оценку. С одной стороны, совокупность установленных льгот и гарантий достаточно обширна и разнообразна. Однако, разбросанность норм, устанавливающих  соответствующие гарантии для сотрудников  правоохранительных органов, по различным  нормативным актам осложняет  их учет и правильное применение. С  другой стороны, на сегодняшний день остаются законодательно не предусмотренными многие важные гарантии лицам, проходящим правоохранительную службу (например, гарантии их профессиональной переподготовки и реабилитации в случае получения  увечий и обусловленной ими невозможности  прохождения службы в правоохранительных органах). Акты, предусматривающие проведение реабилитации сотрудников правоохранительных органов, увольняемых с государственной  службы в связи с утратой трудоспособности при исполнении служебного долга, в  настоящее время отсутствуют  полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4. Юридическая ответственность служащих государственной правоохранительной службы (на примере юридической ответственности органов внутренних дел).

 

Наряду с существующей тенденцией формирования правового государства  нередки случаи нарушения государственными органами и их должностными лицами обязанности обеспечения личных, политических, социальных и экономических  прав граждан. В современных условиях отсутствует должная дисциплина, налицо кризис, дефицит ответственности  в структуре государственной  власти. Все это способствует развитию правового нигилизма в обществе, усиливает недоверие граждан  к деятельности государственных  органов, порождает неверие в  действенность законов и других нормативных актов, в возможность  нормального функционирования органов  исполнительной власти государства  с целью претворения в жизнь  законодательных актов.

Проблема понимания юридической  ответственности, несмотря на её разработанность  в общей теории права и отраслевых юридических науках до настоящего времени  остается дискуссионной. В настоящее  время в отечественном правоведении нет единого определения понятия  «юридическая ответственность».

В науке существует следующее определение:

 Юридическая ответственность  – мера государственного принуждения,  основанная на юридическом и  общественном осуждении поведения  правонарушителя, и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в виде ограничения личного или имущественного порядка.38

В основание классификации видов  юридической ответственности положено несколько признаков. Наиболее распространена классификация юридической ответственности  по отраслевой принадлежности. Ряд  ученых (В.И. Гойман., М.Х. Фарукшин и  др.) на этом основании подразделяют юридическую ответственность на 4 вида: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную. Кроме 4-х основных видов выделяются ещё 2 неосновных: конституционная и экологическая  юридическая ответственность39. Сотрудники милиции могут привлечены ко всем видам юридической ответственности.

Безусловно, вся деятельность сотрудников  органов внутренних дел, как и  деятельность лиц, состоящих на государственной  правоохранительной службе в целом,  связана с реализацией юридической  ответственности. Причем им приходиться  соприкасаться со всеми её проявлениями. Статус сотрудника милиции позволяет  применять в отношении правонарушителей меры государственного принуждения, в  том числе привлекать их к уголовной  и административной ответственности. Но зачастую сотрудники правоохранительной службы сами становятся субъектами правонарушений и преступлений.

Информация о работе Правоохранительная служба как вид государственной службы