Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:51, курсовая работа
В данной работе освещены следующие аспекты исследуемой темы: понятие правоохранительной службы в системе государственной службы, федеральные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, функции правоохранительных органов, история становления правоохранительной службы в России, порядок и особенности прохождения правоохранительной службы на примере прохождения службы в органах внутренних дел, гарантии для служащих государственной правоохранительной службы, особенности ответственности лиц, проходящих государственную правоохранительную службу.
Введение …………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность государственной правоохранительной службы Российской Федерации………………………………………………..5
§ 1. Понятие государственной правоохранительной службы. Правоохранительные функции. ………………………………………………..5
§ 2. Федеральные государственные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, и их функции. …………………………………8
§ 3. История развития законодательства России о государственной правоохранительной службе. …………………………………………………20
ГЛАВА 2. Правовые основы государственной правоохранительной службы Российской Федерации. ………………………………………………23
§ 1. Должности государственной правоохранительной службы. ……23
§ 2. Поступление на государственную правоохранительную службу и ее прохождение (на примере прохождения службы в органах внутренних дел РФ). ……………………………………………………………………………..25
§ 3. Гарантии для служащих государственной правоохранительной службы (на примере социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел). ……………………………………………………………………….……..33
§ 4. Юридическая ответственность служащих государственной правоохранительной службы (на примере юридической ответственности органов внутренних дел). …………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………… 49
Вместе с тем, состояние дисциплины и законности в органах внутренних дел продолжает оставаться тревожным, недопустимым для правового государства. Среди нарушений законности наиболее распространенными являются:
· превышение должностных полномочий;
· укрытие преступлений от учета;
· незаконное применение физической силы;
· искажение статистической отчетности;
· получение взяток;
· незаконное привлечение к административной и уголовной ответственности и т.п.40
Юридическая ответственность сотрудников
милиции вытекает из Конституции
РФ, федеральных законов, Указов Президента
РФ, постановлений Правительства
РФ, нормативных актов МВД РФ и
органов внутренних дел субъектов
федерации, но непосредственно определяется
соответствующим
Так ст.ст.19,40 Закона РСФСР «О милиции»,
а также ст.ст. 38, 58п. «и», «к», «л»,
«м» Положения о службе в органах
внутренних дел РФ содержит меры негативной
юридической ответственности за
нарушение служебной
Основанием для привлечения сотрудника милиции к юридической ответственности является совершение деяния, содержащего состав правонарушения, то есть виновное, противоправное, общественно-опасное действие или бездействие, совершенное вменяемым лицом.
По степени общественной опасности все нарушения законности, совершаемые работниками органов внутренних дел, можно разделить на два вида: преступления и проступки41.
Понятие «преступные нарушения законности, совершаемые работниками органов внутренних дел» включает в себя должностные преступления, некоторые виды преступлений против правосудия и иные преступления.
Проступки бывают 3-х видов: дисциплинарные, административные и гражданско-правовые (или материальные).
Негативный аспект юридической
ответственности сотрудников
К дисциплинарной ответственности сотрудники органов внутренних дел привлекаются за нарушения служебной и государственной дисциплины, если за такие нарушения не установлены административная и уголовная ответственность.
Она может наступать при
Дисциплинарная
Одно правонарушение может повлечь несколько видов юридической ответственности (например, дисциплинарное взыскание и возмещение вреда в рамках гражданско-правовой ответственности). Но за каждый случай совершенного дисциплинарного правонарушения может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Гражданско-правовая ответственность, связанная с нарушениями работников органов внутренних дел, имеет определенную особенность: на основании ст. 1070 ГК РФ государство несет материальную ответственность в установленных законом случаях и за ущерб, причиненный гражданам независимо от вины сотрудников.
Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел наступает, за нарушение ими норм гражданского, трудового и ряда других отраслей права. Она состоит в применении к нарушителям различных санкций имущественного и неимущественного характера. Особенности материальной ответственности заключаются в следующем:
- наступает только тогда, когда
лицо, причинившее вред, находится
в трудовых или служебных
- распространяется на случаи
причинения ущерба только
- для лиц рядового и
Работники органов внутренних дел несут повышенную ответственность «за нарушение норм права, поскольку наделены большим объемом прав и обязанностей по отношению к гражданам».44 Причиненный ими вред часто отличается большей тяжестью, чем вред обычного субъекта. А потому меры наказания данной категории субъектов отличаются повышенной суровостью. Так, возьмем например уголовную ответственность. За оскорбление (предусмотренное ч.1 ст.130 УК РФ) обычный субъект наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 120 часов. Если же унижение человеческого достоинства было допущено должностным лицом в сфере уголовного судопроизводства, как показывает практика, ответственность данного субъекта усиливается - лицо наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет.45
Такие же правила установлены и за нарушения равноправия граждан, неприкосновенности, частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, нарушения неприкосновенности жилища (ст.ст.136-139 УК РФ.).
Существуют в уголовном
От дисциплинарного проступка необходимо отличать должностное преступление, предусмотренное уголовным законодательством.
Должностные преступления - это действия (бездействие), которые причиняют существенный вред и совершаются с использованием служебного положения и вопреки интересам службы. Различие между ними состоит в степени их общественной опасности, которая определяется главным образом последствиями содеянного. В УК РФ предусмотрены следующие преступления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст.286), халатность (ст.293), получение взятки (ст.290), дача взятки (ст.291), должностной подлог (ст.292), присвоение полномочий должностного лица (ст.288), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289).
Сегодня фиксируется большое число нарушений законности, прав и свобод граждан со стороны сотрудников правоохранительных органов, вскрываются многочисленные факты коррупции, укрывательства преступлений и искажения ведомственной статистики.
По данным прокуратуры Москвы за 6 месяцев 2007 года в столице к уголовной и дисциплинарной ответственности за преступления по службе было привлечено 77 сотрудников милиции46.
В связи с этим существенно повышается
актуальность совершенствования механизмов
контроля, гарантирующих соблюдение
законности и прав человека в деятельности
правоохранительных органов; особо
хочется подчеркнуть
В заключении хотелось бы отметить то,
что особенности правового
Проблема недобросовестного
Политика руководства
Необходимо более тщательно проводить работу по проверке кандидатов при поступлении в органы внутренних дел, при перемещении на руководящие должности, основываясь на реальных фактах (в число которых входят и специальная подготовленность, и профессионализм, и умение работать с людьми).
Следует совершенствовать формы организации обучения высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров органов внутренних дел, уделив при этом особое внимание вопросам правового и нравственного воспитания.
В обязательном порядке необходимо
разработать действенные
Необходимо постоянно
Целесообразно разработать систему материальных и моральных стимулов, повышающих престиж прохождения службы в органах внутренних дел.
Заключение
Подводя итог работе, отметим:
Правоохранительная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Правоохранительная служба
отличается от иных видов государственной
службы, главным образом военной,
своими функциями. Речь в данном случае
идет не о военной обороне и
военной безопасности государства,
а о внутригосударственной
Изучение действующих нормативных актов показывает, что однозначно правоохранительными органами признаны: органы внутренних дел РФ, таможенные органы РФ, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.
Обратившись к законам
и научным исследованиям можно
точно определить основные функции
государственной
Федеральный закон «О системе
государственной службы РФ» закрепил
необходимость разработки самостоятельного
федерального закона о правоохранительной
службе РФ, определяющего основные
положения организации и
Информация о работе Правоохранительная служба как вид государственной службы