Правоохранительная служба как вид государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещены следующие аспекты исследуемой темы: понятие правоохранительной службы в системе государственной службы, федеральные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, функции правоохранительных органов, история становления правоохранительной службы в России, порядок и особенности прохождения правоохранительной службы на примере прохождения службы в органах внутренних дел, гарантии для служащих государственной правоохранительной службы, особенности ответственности лиц, проходящих государственную правоохранительную службу.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность государственной правоохранительной службы Российской Федерации………………………………………………..5
§ 1. Понятие государственной правоохранительной службы. Правоохранительные функции. ………………………………………………..5
§ 2. Федеральные государственные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, и их функции. …………………………………8
§ 3. История развития законодательства России о государственной правоохранительной службе. …………………………………………………20
ГЛАВА 2. Правовые основы государственной правоохранительной службы Российской Федерации. ………………………………………………23
§ 1. Должности государственной правоохранительной службы. ……23
§ 2. Поступление на государственную правоохранительную службу и ее прохождение (на примере прохождения службы в органах внутренних дел РФ). ……………………………………………………………………………..25
§ 3. Гарантии для служащих государственной правоохранительной службы (на примере социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел). ……………………………………………………………………….……..33
§ 4. Юридическая ответственность служащих государственной правоохранительной службы (на примере юридической ответственности органов внутренних дел). …………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………… 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА- ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ-2009.docx

— 117.89 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, состояние дисциплины и законности в органах внутренних дел продолжает оставаться тревожным, недопустимым для правового государства. Среди нарушений законности наиболее распространенными являются:

· превышение должностных полномочий;

· укрытие преступлений от учета;

· незаконное применение физической силы;

· искажение статистической отчетности;

· получение взяток;

· незаконное привлечение к административной и уголовной ответственности  и т.п.40

Юридическая ответственность сотрудников  милиции вытекает из Конституции  РФ, федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства  РФ, нормативных актов МВД РФ и  органов внутренних дел субъектов  федерации, но непосредственно определяется соответствующим правоохранительным законодательствам. При этом она  фактически наступает за нарушения  законности в их деятельности или  в связи с этой деятельностью.

Так ст.ст.19,40 Закона РСФСР «О милиции», а также ст.ст. 38, 58п. «и», «к», «л», «м» Положения о службе в органах  внутренних дел РФ содержит меры негативной юридической ответственности за нарушение служебной дисциплины, за противоправные действия или бездействия, а также вред, причиненный гражданам  или организациям сотрудником милиции.

Основанием для привлечения  сотрудника милиции к юридической  ответственности является совершение деяния, содержащего состав правонарушения, то есть виновное, противоправное, общественно-опасное  действие или бездействие, совершенное  вменяемым лицом.

По степени общественной опасности  все нарушения законности, совершаемые  работниками органов внутренних дел, можно разделить на два вида: преступления и проступки41.

Понятие «преступные нарушения  законности, совершаемые работниками  органов внутренних дел» включает в  себя должностные преступления, некоторые  виды преступлений против правосудия и иные преступления.

Проступки бывают 3-х видов: дисциплинарные, административные и гражданско-правовые (или материальные).

Негативный аспект юридической  ответственности сотрудников милиции  имеет следующую особенность: они  несут повышенную ответственность  за нарушение норм права.

К дисциплинарной ответственности  сотрудники органов внутренних дел  привлекаются за нарушения служебной  и государственной дисциплины, если за такие нарушения не установлены  административная и уголовная ответственность.

Она может наступать при отрицательных  результатах деятельности работника, возглавляемого им подразделения; за нарушение  правил внутреннего распорядка органов  внутренних дел, за необоснованное приостановление  уголовных дел и другие нарушения, если они не влекут уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность  может налагаться на основании Положения  о службе в органах внутренних дел РФ. Статья 38 этого Положения  называет следующие виды дисциплинарных наказаний, применяемых к сотрудникам  этих органов:

    • замечание;
    • выговор;
    • строгий выговор;
    • предупреждение о неполном служебном соответствии;
    • снижение в специальном звании на одну степень;
    • лишение нагрудного знака;
    • увольнение из органов внутренних дел42.

Одно правонарушение может повлечь  несколько видов юридической  ответственности (например, дисциплинарное взыскание и возмещение вреда  в рамках гражданско-правовой ответственности). Но за каждый случай совершенного дисциплинарного правонарушения может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность, связанная с нарушениями работников органов внутренних дел, имеет определенную особенность: на основании ст. 1070 ГК РФ государство несет материальную ответственность в установленных законом случаях и за ущерб, причиненный гражданам независимо от вины сотрудников.

Материальная ответственность  сотрудников органов внутренних дел наступает, за нарушение ими норм гражданского, трудового и ряда других отраслей права. Она состоит в применении к нарушителям различных санкций имущественного и неимущественного характера. Особенности материальной ответственности заключаются в следующем:

- наступает только тогда, когда  лицо, причинившее вред, находится  в трудовых или служебных отношениях  с потерпевшим, в противном  случае наступает гражданско-правовая  ответственность;

- распространяется на случаи  причинения ущерба только государственной  и общественной собственности;

- для лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  наступает лишь в случае причинения  ущерба во время исполнения  служебных обязанностей43.

Работники органов внутренних дел несут повышенную ответственность  «за нарушение норм права, поскольку  наделены большим объемом прав и  обязанностей по отношению к гражданам».44 Причиненный ими вред часто отличается большей тяжестью, чем вред обычного субъекта. А потому меры наказания данной категории субъектов отличаются повышенной суровостью. Так, возьмем например уголовную ответственность. За оскорбление (предусмотренное ч.1 ст.130 УК РФ) обычный субъект наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 120 часов. Если же унижение человеческого достоинства было допущено должностным лицом в сфере уголовного судопроизводства, как показывает практика, ответственность данного субъекта усиливается - лицо наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет.45

Такие же правила установлены и  за нарушения равноправия граждан, неприкосновенности, частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, нарушения неприкосновенности жилища (ст.ст.136-139 УК РФ.).

Существуют в уголовном законодательстве и статьи, касающиеся ответственности  за деяния, ущемляющие основные права  и свободы человека, унижение человеческого  достоинства в сфере уголовного судопроизводства, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности  (ст. 299 УК РФ) – санкция предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от трех до десяти лет; Незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст.300 УК РФ) – от двух до семи; Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст.301 УК РФ)- до восьми; Принуждение к даче показаний (ст.302 УК РФ) - до восьми.

От дисциплинарного  проступка необходимо отличать должностное  преступление, предусмотренное уголовным  законодательством.

Должностные преступления - это действия (бездействие), которые причиняют  существенный вред и совершаются  с использованием служебного положения  и вопреки интересам службы. Различие между ними состоит в степени  их общественной опасности, которая  определяется главным образом последствиями  содеянного. В УК РФ предусмотрены  следующие преступления: злоупотребление  должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст.286), халатность (ст.293), получение взятки (ст.290), дача взятки (ст.291), должностной подлог (ст.292), присвоение полномочий должностного лица (ст.288), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289).

Сегодня фиксируется большое число  нарушений законности, прав и свобод граждан со стороны сотрудников  правоохранительных органов, вскрываются  многочисленные факты коррупции, укрывательства преступлений и искажения ведомственной  статистики.

По данным прокуратуры  Москвы за 6 месяцев 2007 года в столице  к уголовной и дисциплинарной ответственности за преступления по службе было привлечено 77 сотрудников  милиции46.

В связи с этим существенно повышается актуальность совершенствования механизмов контроля, гарантирующих соблюдение законности и прав человека в деятельности правоохранительных органов; особо  хочется подчеркнуть необходимость  укрепления служебной дисциплины и  строгого соблюдения начальниками соответствующих  положений и уставов. Однако, нормативного правового акта, в котором были бы названы единые принципы, условия  и порядок привлечения к юридической  ответственности служащих правоохранительной службы, в России в настоящее время  нет. На данный момент общие принципы привлечения к ответственности  этих лиц названы лишь в проекте  Федерального закона о государственной  правоохранительной службе.

В заключении хотелось бы отметить то, что особенности правового положения  сотрудника органов внутренних дел  обязывают его быть требовательным не только к гражданам, но, прежде всего, к самому себе.

Проблема недобросовестного выполнения служебных обязанностей, зачастую приводящая к нарушению дисциплины и законности, привлечению сотрудников органов  внутренних дел к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, зависит  от различных причин. Это и моральные, волевые качества личности, нравственное воспитание, гражданская позиция, профессионализм, материальная заинтересованность, социально-правовая защищенность.

Политика руководства правоохранительных государственных органов должна быть направлена на повышение авторитета сотрудников правоохранительных органов, уменьшение числа фактов нарушений  дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел, что в  свою очередь будет способствовать решению задач, возложенных обществом  и государством на органы внутренних дел.

Необходимо более тщательно  проводить работу по проверке кандидатов при поступлении в органы внутренних дел, при перемещении на руководящие  должности, основываясь на реальных фактах (в число которых входят и специальная подготовленность, и профессионализм, и умение работать с людьми).

Следует совершенствовать формы организации  обучения высших и средних специальных  учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение  квалификации кадров органов внутренних дел, уделив при этом особое внимание вопросам правового и нравственного  воспитания.

В обязательном порядке необходимо разработать действенные программы  социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел.

Необходимо постоянно проводить  на всех уровнях МВД психопрофилактическую, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную  работу среди сотрудников.

Целесообразно разработать систему  материальных и моральных стимулов, повышающих престиж прохождения  службы в органах внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог работе, отметим:

 

Правоохранительная  служба – это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Правоохранительная служба отличается от иных видов государственной  службы, главным образом военной, своими функциями. Речь в данном случае идет не о военной обороне и  военной безопасности государства, а о внутригосударственной безопасности, законности, правопорядке, борьбе с  преступностью и защите прав и  свобод человека и гражданина.

Изучение действующих  нормативных актов показывает, что  однозначно правоохранительными органами признаны: органы внутренних дел РФ, таможенные органы РФ, Государственный  комитет РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

Обратившись к законам  и научным исследованиям можно  точно определить основные функции  государственной правоохранительной службы, в число этих функций входят: осуществление   конституционного контроля;   отправление правосудия;   прокурорский надзор;   расследование преступлений;   оперативно-розыскная деятельность;   исполнения судебных решений;   оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;   предупреждения преступлений и иных правонарушений. Проанализировав функции правоохранительных государственных органов, можно с уверенностью сказать, что в число таких органов входят: судебные органы Российской Федерации;  прокуратура;  государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации; органы внутренних дел; органы предварительного следствия и дознания; органы юстиции Российской Федерации.

Федеральный закон «О системе  государственной службы РФ» закрепил необходимость разработки самостоятельного федерального закона о правоохранительной службе РФ, определяющего основные положения организации и функционирования правоохранительной службы Российской Федерации.

Информация о работе Правоохранительная служба как вид государственной службы