Правоохранительная служба как вид государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещены следующие аспекты исследуемой темы: понятие правоохранительной службы в системе государственной службы, федеральные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, функции правоохранительных органов, история становления правоохранительной службы в России, порядок и особенности прохождения правоохранительной службы на примере прохождения службы в органах внутренних дел, гарантии для служащих государственной правоохранительной службы, особенности ответственности лиц, проходящих государственную правоохранительную службу.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность государственной правоохранительной службы Российской Федерации………………………………………………..5
§ 1. Понятие государственной правоохранительной службы. Правоохранительные функции. ………………………………………………..5
§ 2. Федеральные государственные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, и их функции. …………………………………8
§ 3. История развития законодательства России о государственной правоохранительной службе. …………………………………………………20
ГЛАВА 2. Правовые основы государственной правоохранительной службы Российской Федерации. ………………………………………………23
§ 1. Должности государственной правоохранительной службы. ……23
§ 2. Поступление на государственную правоохранительную службу и ее прохождение (на примере прохождения службы в органах внутренних дел РФ). ……………………………………………………………………………..25
§ 3. Гарантии для служащих государственной правоохранительной службы (на примере социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел). ……………………………………………………………………….……..33
§ 4. Юридическая ответственность служащих государственной правоохранительной службы (на примере юридической ответственности органов внутренних дел). …………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………… 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА- ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ-2009.docx

— 117.89 Кб (Скачать файл)

Военная прокуратура – неотъемлемая часть единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры.

Свои полномочия органы военной  прокуратуры осуществляют в Вооруженных  Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами. Функции  Военной прокуратуры такие же как и у Прокуратуры РФ, только свои функции Военная прокуратура  реализует в военной сфере.

3. Государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации.

Совет Безопасности РФ – Конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.16

В состав Совета безопасности РФ входит: председатель, секретарь, постоянные члены Совета Безопасности, члены  Совета Безопасности.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными  членами Совета Безопасности и вступают в силу после утверждения Председателем  Совета Безопасности.

Федеральная служба безопасности РФ – федеральный орган исполнительной власти, который в пределах предоставленных ему полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства.17

Основными направлениями  деятельности органов Федеральной  службы безопасности являются контрразведывательная  деятельность, борьба с преступностью  и иные направления, определяемые законом  об органах ФСБ.

Внешняя разведка Российской Федерации – это совокупность специально создаваемых государством органов, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств.

Федеральная пограничная  служба РФ (ФПС России) – это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики РФ в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. 18

Система ФПС РФ включает: органы пограничного контроля, органы внешней разведки, оперативные органы, органы пограничной стражи, пограничные  войска и др.

Федеральные органы государственной охраны – это функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.19

Государственную охрану в  Российской Федерации осуществляют Федеральные органы государственной  охраны: Федеральная служба охраны РФ и Служба безопасности Президента РФ.

На них возложено непосредственное осуществление государственной  охраны высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей  РФ и их должностные лица.

Таможенные органы – органы государственного управления, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ и осуществляющие защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства.20

Таможенные органы составляют единую централизованную систему и  имеют следующую структуру:

  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Региональные таможенные управления РФ;
  • Таможни;
  • Таможенные посты.

В задачи таможенных органов  входят: участие в разработке таможенной политики в России и реализация этой политики; организация и совершенствование  таможенного дела; обеспечение экономической  безопасности и единства таможенной территории РФ, защита экономических  интересов РФ.

4. Органы внутренних дел.

Министерство  внутренних дел РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ.21

Милиция как составная часть органов внутренних дел представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Милиция подразделяется на милицию общественной безопасности (местную милицию) и криминальную милицию.

Задачи криминальной милиции:

  • Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия;
  • Организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Задачи милиции общественной безопасности:

  • Обеспечение личной безопасности граждан;
  • Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  • Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • Раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;
  • Оказание а пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Следственной  комитет при МВД России обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений, осуществляет контроль за производством предварительного следствия, организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам.

Функции Следственного комитета:

  • Анализ и обобщение информации о состоянии преступности, результатах деятельности следственного аппарата;
  • Изучение следственной и судебной практики по делам о наиболее опасных и распространенных преступлениях по регионам РФ;
  • Планирование следственной работы;
  • Организация работы следственных подразделений, контроль за их деятельностью, оказание им методической и практической помощи;
  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы;

5. Органы предварительного следствия и дознания.

Предварительно  расследование – это регламентированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное следствие  – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела.

Функции предварительного расследования:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений, под которым понимают установление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица;
  • изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления;
  • обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению преступления;
  • принятие мер по обеспечению материального ущерба.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследования в форме дознания.

Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно.

Виды дознания в зависимости  от подследственности уголовного дела:

  • дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно;
  • дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Следователь – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу , а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следователь самостоятелен  при расследовании преступлений, однако его самостоятельность в некоторых вопросах ограничена требованием уголовно-процессуального закона на некоторые свои действия получать разрешение суда или руководителя следственного органа (см. например, ч. 3 ст. 182 УПК РФ). Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Как это видно из ряда норм УПК, на следователя возложена функция  осуществления уголовного преследования. В частности, в ч. 1 ст. 21 УПК говорится о том, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения наряду с прокурором, руководителем следственного органа и дознавателем осуществляет и следователь.

Уголовное преследование - это  процессуальная деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение  лиц, виновных в их совершении, и  привлечение их к уголовной ответственности22.

Также анализ ст. 73 и других норм УПК РФ показывает, что следователь, выполняя функцию обвинения (уголовного преследования), одновременно устанавливает обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния и те, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Необходимо отметить и  то, что следователь функционально обязан осуществлять все следственные и иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления и уголовное преследование лица, его совершившего, но и на выявление иных обстоятельств, имеющих значение по делу, направленных на защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.

6. Органы юстиции Российской Федерации.

Министерство  юстиции Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.23

Одной из ведущих функций  Министерства юстиции РФ является обеспечение  исполнения уголовных наказаний. Положение  о Минюсте России возлагает на него выполнение ряда обязанностей в  этой сфере. Это обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержания под  стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их охраны, конвоирования, а также контроль за проведением  условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена  отсрочка отбывания наказания.

7. Нотариальные органы.

Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.24

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан  и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени  РФ.

Нотариальные действия в  РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной  практикой. Если в населенном пункте нет нотариуса, нотариальные действия совершают должностные лица органов  исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальные действия –  юридически значимые действия, совершаемые  специально уполномоченными для  этого лицами.

Таким образом, мы видим, что  к осуществлению функций государственной  правоохранительной службы причастно  множество государственных служб. Однако,  данный перечень появился путем анализа ряда нормативных актов РФ, регулирующих деятельность каждой отдельно взятой организации. Обобщающего их законодательного акта в настоящее время не существует, что значительно затрудняет процесс выявления правоохранительных функций и обязанностей в той или иной организации, а также выяснения вопроса – какие же именно федеральные органы относятся к органам, осуществляющим именно правоохранительную деятельность и относящихся к государственной правоохранительной службе, а какие нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Правоохранительная служба как вид государственной службы