Правоохранительная служба как вид государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещены следующие аспекты исследуемой темы: понятие правоохранительной службы в системе государственной службы, федеральные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, функции правоохранительных органов, история становления правоохранительной службы в России, порядок и особенности прохождения правоохранительной службы на примере прохождения службы в органах внутренних дел, гарантии для служащих государственной правоохранительной службы, особенности ответственности лиц, проходящих государственную правоохранительную службу.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность государственной правоохранительной службы Российской Федерации………………………………………………..5
§ 1. Понятие государственной правоохранительной службы. Правоохранительные функции. ………………………………………………..5
§ 2. Федеральные государственные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, и их функции. …………………………………8
§ 3. История развития законодательства России о государственной правоохранительной службе. …………………………………………………20
ГЛАВА 2. Правовые основы государственной правоохранительной службы Российской Федерации. ………………………………………………23
§ 1. Должности государственной правоохранительной службы. ……23
§ 2. Поступление на государственную правоохранительную службу и ее прохождение (на примере прохождения службы в органах внутренних дел РФ). ……………………………………………………………………………..25
§ 3. Гарантии для служащих государственной правоохранительной службы (на примере социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел). ……………………………………………………………………….……..33
§ 4. Юридическая ответственность служащих государственной правоохранительной службы (на примере юридической ответственности органов внутренних дел). …………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………… 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА- ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ-2009.docx

— 117.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3.  История развития законодательства России о государственной правоохранительной  службе.

Несмотря на несовершенство законодательной  базы, регулирующей правоохранительную службу, как вид государственной службы, точное определение данного вида службы существует.

Но конечно же введение Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» понятия «правоохранительная служба» не означает, что ранее органов, исполняющих правоохранительные функции, в стране не существовало.

В истории Российского государства  институт правоохранительной службы прошел несколько этапов развития, на каждом из которых законодательство о правоохранительной службе и органах, ее осуществлявших, имело свою специфику, отвечавшую потребностям государственного строительства в  определенную эпоху.

В науке условно выделяются следующие  этапы становления государственной  правоохранительной службы:

1) период образования древнерусского  государства и последовавшего  за ним этапа феодальной раздробленности  (X-XIV века);

2) период формирования централизованного  Российского государства во главе  с Московским княжеством (XV-XVIT века);

3) имперский период, начавшийся  в правление Петра I и завершившийся  буржуазно-демократической (февраль  1917 г.) и последовавшей за ней  социалистической революцией (с  начала XV11I века до октября 1917 г.);

4) советский период, охватывающий  собой этап с конца 1917 года  — начала формирования организационно-правовых  основ Советского государства,  до 1991 года — года распада СССР  и образования Российской Федерации; 

5) период новейшей истории правоохранительных  органов России, продолжающийся  с 1991 года до настоящего времени.

Управление правоохранительными  функциями в Древней Руси практически  не имело правового обеспечения, и было основано преимущественно  на обычаях. Но уже тогда предпринимались  попытки правового регулирования  судопроизводства, порядка уголовного следствия — дознания (свода) и  заслушивания свидетелей (видоков). Отсутствовало, однако, отчетливое функциональное деление  между военной и правоохранительной службами.

Формирование централизованного  Российского государства во главе  с Московским княжеством (XV-XVII века) обусловило необходимость выделения  на государственном уровне специальных  органов и служб, призванных осуществлять уголовное преследование, карать за преступления против государства и  власти, а также приводить наказания  в исполнение. Однако, суд, носивший ярко выраженный сословный характер, был предусмотрен только для свободных  людей и представителей высших сословий, в то время как большая часть  российского населения — крестьянство, находившееся в крепостной зависимости, в вопросах наказания и расплаты полностью зависело от своих господ.

Развитие правоохранительных органов  в царской России XVII - начала XX веков  шло по пути расширения и усложнения сферы «ответственности» правоохранительных органов, прежде всего — полиции. К началу XX в. в Российской империи  сложился целостный комплекс государственных  структур охранно-полицейской направленности, подчиненных разным ведомствам, но функционально тесно взаимосвязанных  с Департаментом полиции МВД.

После свержения царского правления  – в советский период  - деятельность  органов, осуществлявших правоохранительную службу, имела, прежде всего, карательную, репрессивную направленность. Парадокс ситуации заключался в том, что, провозглашая заботу о личности и благосостоянии народа основной целью своей деятельности, государство, с одной стороны, полностью  пренебрегало интересами и свободами  конкретной личности в угоду функционирования государственной машины, а с другой стороны — создавало реальные блага для полноценного развития своих граждан.

В современных условиях в соответствии с действующими ныне конституционными положениями социальное назначение органов, осуществляющих правоохранительную службу, коренным образом изменилось. Их цель — не обслуживание политического  режима, а в создание состояния  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от тех или иных угроз в сфере  правоохраны.

В свете событий настоящего времени трудно переоценить важность решения задач государства по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина. Преступность, несмотря на принимаемые меры, остается одним  из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических  преобразований, подрывающих авторитет  органов государственной власти и с этой точки зрения представляющих реальную угрозу безопасности.

Анализ современной деятельности правоохранительных органов и иных органов исполнительной власти в  целом показывает, что улучшение  криминогенной ситуации еще не приобрело  устойчивого и повседневного  характера: не уменьшаются масштабы криминализации экономики и коррупции  в органах государственной власти, не снижается влияние организованной преступности на все стороны жизни; не устранена полностью опасность  проникновения криминалитета во власть; продолжает обостряться ситуация в сфере незаконного оборота  наркотиков и оружия; растет уличная  преступность.

Учитывая сложность и  многообразие факторов, влияющих на состояние  и динамику преступности, кардинальное улучшение криминальной ситуации может  быть достигнуто только на основе серьезной  поддержки правоохранительной деятельности. Такая поддержка должна осуществляться по ряду направлений:

- совершенствование правовой  базы,

- укрепление кадрового  состава, 

-решение материально-бытовых  проблем.

Особая значимость совершенствования  правовой базы обусловливается хотя бы тем, что законность основана, прежде всего, на строгом и точном исполнении всеми членами нашего общества норм действующего законодательства. Однако в настоящее время правовое положение  лиц, обеспечивающих выполнение важнейших  правоохранительных функций государства  в системе государственной службы этого государства, фактически не определено.

Шесть лет прошло с момента  вступления в силу Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации». Согласно ст. 2 этого Закона система государственной  службы включает в себя следующие  виды государственной службы: 
       - государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Но если правовое регулирование  двух первых видов закреплено специальными нормами Федеральных законов  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и  др., то определение правоохранительной службы содержится только в ст. 7 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации», согласно которому правоохранительная служба - вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина. Что говорить – ведь отдельного нормативно-правового акта, регулирующего правоохранительную службу, как вид государственной  службы, до сих пор нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

Правовые основы государственной правоохранительной службы Российской Федерации.

 

§ 1. Должности государственной правоохранительной службы.

 

Должность государственной правоохранительной службы является важнейшим правовым и организационным элементом. Никогда ранее в нормативно-правовых актах Российской Федерации понятие должности правоохранительной службы не расшифровывалось. Однако, вопрос о статусе такой должности является весьма актуальным в связи с принятием Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», т.к. в нем предусмотрено, что в одном и том же федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов, и необходимо по каким-либо признакам отличать правоохранительную службу от военной и гражданской.

Для должностей правоохранительной службы характерны следующие признаки:

1) они учреждаются федеральным  законом или иным нормативно-правовым  актом Российской Федерации; 

2) по каждой из них предусмотрено  определенное специальное звание  или классный чин (в частности,  им присваиваются специальные  звания милиции, юстиции, внутренней  службы, полиции, таможенной службы); по своему рангу должности,  комплектуемые служащими правоохранительной  службы, подразделяются на: а) должности,  по которым предусмотрено присвоение  званий высшего начальствующего  состава; б) должности, по которым  предусмотрено присвоение названных  видов специальных званий рядового  состава, младшего, среднего и  старшего начальствующего состава.  Это означает, что в качестве  критериев для деления должностей  правоохранительной службы по  их рангу используется установленное  деление специальных званий на  соответствующие составы; 

3) объем полномочий по должности  правоохранительной службы зависит  от ее функционального предназначения, места и роли данной должности  в тождественном органе, службе, учреждении, которые определяются  положением о государственном  органе или его структурном  подразделении, уставом или положением  о прохождении службы, а также  должностной инструкцией. Должностные  полномочия представляют собой  часть компетенции органа (службы, учреждения) и являются главным  элементом правового статуса  должности; 

4) замещение должностей правоохранительной  службы осуществляется в добровольном  порядке, с заключением контракта  о прохождении правоохранительной  службы; требования, предъявляемые  к лицам, назначенным на должности  правоохранительной службы (по уровню  профессиональной подготовки, стажу  и опыту работы по специальности  и другим признакам), различаются в зависимости от ранга должности в государственном органе, службе, учреждении, предназначенном осуществлять функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина;

5) замещение должностей правоохранительной  службы осуществляется главным  образом путем назначения; по  конкурсу замещается незначительное  количество должностей, что обусловлено  характером и условиями реализации  правоохранительных функций25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Поступление на государственную правоохранительную службу и ее прохождение (на примере прохождения службы в органах внутренних дел РФ).

 

Согласно законодательству Российской Федерации, государственная правоохранительная служба осуществляется только гражданами России и только в добровольном порядке (по контракту). Замещение должности  государственной правоохранительной службы подлежит юридическому оформлению, которое состоит, во-первых, в заключении служебного контракта и, во-вторых, в издании акта (приказа) о назначении гражданина на соответствующую должность  правоохранительной службы.

Акт о назначении на должность является юридическим фактом, порождающим  государственно-служебные отношения  между государственным органом  и служащим правоохранительной службы, т.к. им определяется, в частности, момент, с которого на гражданина распространяются права и обязанности государственного служащего, исчисляется стаж правоохранительной службы и т.п.. Что же касается контракта, то он, независимо от способа замещения  должности правоохранительной службы (по конкурсу или в порядке назначения), является обязательным приложением  к управленческому акту о назначении.

Безусловно, на сегодняшний  день самой яркой разновидностью правоохранительной службы в Российской Федерации является служба в органах  внутренних дел, или как часто  ее называют – служба в правоохранительных органах.

Поэтому, сущность, нормативное  регулирование, особенности, а также  порядок прохождения правоохранительной службы нами предлагается рассмотреть  на примере описания государственной  службы в органах внутренних дел.

На службу в  органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию — не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование.

На должности рядового и младшего начальствующего состава  органов внутренних дел принимаются  граждане, имеющие образование не ниже среднего.

Информация о работе Правоохранительная служба как вид государственной службы