Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним и

Содержание работы

Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
2.2. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

 

Принцип гласности в деятельности правоохранительных органов. Истоки этого  принципа находятся в Конституции  Российской Федерации, где закреплена обязанность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом (ч.2 ст.24).

 

Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов. В Конституции Российской Федерации закреплено право граждан  участвовать в отправлении правосудия (п.5 ст.32). В таком понимании принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов заключается в том, что граждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, общественных обвинителей, общественных защитников и других участников судебного разбирательства (представители комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др.).

 

Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов не ограничивается участием граждан в судебном разбирательстве. Представители общественности участвуют  также в деятельности органов, ведущих  борьбу с преступностью. Так, например, “отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий  с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту” (ст.17 Закона “Об оперативно-розыскной  деятельности в Российской Федерации).

 

Принцип гуманизма предопределяет содержание таких принципов деятельности правоохранительных органов как  презумпция невиновности, обеспечение  подозреваемому, обвиняемому и подсудимому  права на защиту.

 

Принцип гуманизма находит  свое непосредственное проявление в  деятельности правоохранительных органов, связанной с избранием меры пресечения. Принимая решение об избрании меры пресечения, органы, ведущие производство по уголовному делу, обязаны учитывать  тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение (ст.91 УПК РФ) и принять меры попечения  о несовершеннолетних детях обвиняемого  и охране его имущества (ст.98 УПК  РФ).

 

Принцип демократизма в деятельности правоохранительных органов проявляется прежде всего в том, что решаемые этими органами задачи укрепления законности и правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан отвечают интересам народа. Принцип демократизма находит свое выражение в иных принципах деятельности правоохранительных органов. В частности, принцип демократизма лежит в основе принципа участия представителей общественности в деятельности правоохранительных органов (например, участие народных и присяжных заседателей в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции). Он находит свое выражение в принципе независимости судей и подчинении их только закону. Это обусловлено тем, что Основной закон (Конституция РФ) принят непосредственно народом, а все иные федеральные законы принимаются его представителями.

 

Принцип справедливости находит  свое отражение в следующих принципах  организации и деятельности правоохранительных органов:

 

а) независимости судей  и подчинение их только закону, ибо  полагается справедливость каждого  закона;

 

б) презумпция невиновности обвиняемого, так как справедливо  считать обвиняемого не виновным до тех пор, пока не вступит в законную силу обвинительный приговор;

 

в) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Поскольку они еще не признаны виновными, то справедливо предоставить им возможность защищаться от предъявленного обвинения.

 

Принцип справедливости в  сочетании с принципами гуманизма  и демократизма обуславливает существование  в реальной действительности и других принципов деятельности правоохранительных органов (публичности, равенства граждан  перед законом и правоохранительными  органами, национального языка в  деятельности правоохранительных органов). Так, например, требование УПК РФ “возбуждать уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принимать все предусмотренные законом меры к установлению событий преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию” является выражением принципа публичности (официальности), и в то же время представляет собой проявление социальной справедливости по отношению к лицу, потерпевшему от преступления, и обществу в целом.

 

4. Органы внутренних  дел, их основные полномочия и принципы деятельности

 

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов  Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем по охране общественного  порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных  и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности  и трудовых коллективов, по борьбе с  преступностью и иными правонарушениями.

 

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 на МВД возлагаются  следующие основные задачи:

 

- разработка и принятие  в пределах своей компетенции  мер по защите прав и свобод  человека и гражданина, защита  объектов независимо от форм  собственности, обеспечению общественного  порядка и общественной безопасности;

 

- организация и осуществление  мер по предупреждению и пресечению  преступлений и административных  правонарушений, выявлению, раскрытию  и расследованию преступлений;

 

- руководство органами  внутренних дел и внутренними  войсками в целях выполнения  возложенных на них задач и  принятия мер по совершенствованию  их деятельности;

 

- совершенствование нормативной  правовой основы деятельности  органов внутренних дел и внутренних  войск, обеспечения законности  в их деятельности и некоторые  другие.

 

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления и отделы 8 главного управления внутренних дел на режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью. Кроме того, в структуру МВД входят также следственный комитет при МВД РФ. Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного права, международные договора РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

 

Свою деятельность МВД  РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдение прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, организациями, объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

 

Одним из основных структурных  подразделений органов внутренних дел является милиции, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Российской Федерации.

 

Правовой основой ее деятельности является принятый 18 апреля 1991 г. закон  РСФСР “О милиции”. В этом законе впервые комплексно урегулирован правовой статус милиции, определены ее организационная  структура, а также место и  роль милиции в обществе и государстве.

 

В законе о милиции в  известной мере была воплощена идея деуниверсализации милиции, которая впоследствии нашла свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О милиции”, что в настоящее время позволило оставить за ней решение следующих задач:

 

- обеспечение безопасности  личности;

 

- предупреждение и пресечение  преступлений и административных  правонарушений;

 

- выявление и раскрытие  преступлений;

 

- защита частной, государственной,  муниципальной и иных форм  собственности;

 

- оказание помощи физическим  и юридическим лицам в защите  их прав и законных интересов  в пределах, установленных настоящим  законом.

 

В соответствии с законом  “О милиции” она подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности, которая является органом  дознания.

 

Основными задачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, т.е. наиболее опасных преступлений, организация и осуществление  розыска лиц, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без  вести пропавших и иных лиц  в случаях, предусмотренных законом.

 

Для решения задач в  составе криминальной милиции созданы  и функционируют оперативно-розыскные  подразделения: уголовного розыска, по борьбе в сфере экономики, экспертно-криминалистические, а также подразделения по борьбе с организованной преступностью. Перечисленные  подразделения призваны выполнять  задачи, стоящие перед криминальной милицией, а в необходимых случаях  оказывать помощь милиции общественной безопасности. Криминальная милиция  финансируется за счет средств федерального бюджета.

 

В отличие от криминальной милиции, милиции общественной безопасности призвана решать следующие основные задачи: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охраны собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к компетенции МОБ.

 

Численный состав милиции  общественной безопасности составляет примерно 60% от общей численности  милиции. В состав МОБ входят: дежурные части, подразделения ГИБДД, участковые уполномоченные инспектора милиции, изоляторы  временного содержания подозреваемых  и обвиняемых, ОМОН, подразделения  дознания, патрульно-постовая служба.

 

Деятельность милиции  общественной безопасности в большей  степени призвана решать вопросы  местного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и органам государственной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления, т.е. имеет двойное подчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, эти органы не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и осуществляемое ею производство по делам об административных правонарушениях. Начальник милиции общественной безопасности является заместителем начальника органа внутренних дел, он назначается (освобождается) органов исполнительной власти данного субъекта по представлению министра внутренних дел (начальника УВД). В систему МВД РФ входят: Следственный комитет при МВД РФ и внутренние войска МВД РФ.

 

Задачами Следственного  комитета являются:

 

- обеспечение в пределах  компетенции защиты личности, ее  прав и свобод, собственности,  а также прав предприятий, учреждений  и организации от преступных  посягательств путем всестороннего,  полного и объективного расследования  преступлений, правильного применения  закона и привлечения к ответственности  виновных;

 

- совершенствование следственной  работы на основе внедрения  в практику достижений науки  и техники, передового опыта,  прогрессивных форм организации  и методов предварительного следствия;

 

- осуществление контроля за соблюдением законности на предварительном следствии, обеспечение процессуальной самостоятельности следователей;

 

- подбор, расстановка и  воспитание кадров, оказание помощи  в социально-бытовом обеспечении  сотрудников.

 

В систему МВД РФ входят внутренние войска. Они состоят из округов, соединений, воинских частей, военно-образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск и органов управления ими.

 

На внутренние войска возложена следующие задачи:

 

- участие совместно с  ОВД в охране общественного  порядка, обеспечение общественной  безопасности и режима чрезвычайного  положения;

 

- охрана важных государственных  объектов и специальных грузов;

 

- конвоирование осужденных  лиц, заключенных под стражу;

 

- участие в территориальной  обороне РФ;

 

- оказание содействия  пограничным войскам в охране  Государственной границы.

 

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе конституционных  требований законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также организационных основ  единоначалия и централизации управления.

 

Заключение

 

Таким образом, мы рассмотрели  понятие и виды правоохранительной деятельности государственных органов  и общественных организаций, рассмотрели  ее содержание, принципы правоохранительных органов. Отметили, что государственные организации и общественные объединения в целом образуют систему по обеспечению законности и правопорядка в государстве, при этом их деятельность полностью согласуется с законодательными актами, представляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации в виде совокупности принципов: принцип законности, принцип публичности, принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами и т.д.

 

Последним вопросом лекции мы рассмотрели состав, иерархическую  структуру, основы организации правоохранительной деятельности и задачи, стоящие перед  подразделениями и сотрудниками милиции.

Информация о работе Правоохранительные органы