Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, дипломная работа
Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним и
Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
2.2. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
Заключение
Конституционным основанием для организации и деятельности Министерства внутренних дел, которому подчинена милиция служит отнесение Основным Законом к компетенции Правительства РФ осуществление мер "по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью" (ст.114 п.1 "е" Конституции РФ). Естественно, успешное решение данного круга вопросов возможно только при наличии специального отраслевого органа государственного управления, каким и является МВД России.
Правоохранительные органы тесно взаимодействуют между собой, и в то же время специализируются на решении конкретных задач. Это позволяет избежать дублирования, параллелизма в решении вопросов, связанных с обеспечением законности, и в частности конституционных прав и свобод. Дополняя друг друга, правоохранительные органы образуют стройную систему, выступающую ядром организационного обеспечения реализации конституционных прав и свобод.
В рамках этой системы весьма
большой объем работы выполняют
органы внутренних дел и милиция.
Это обусловлено, прежде всего, широтой
их полномочий, позволяющей им активно,
посредством разнообразных
В то же время предмет
участия других правоохранительных
органов в обеспечении
Представляется, что судебный
порядок должен распространяться не
на все категории дел, связанных
с незаконными действиями должностных
лиц, ущемляющих права граждан, а
только на ту часть, когда гражданин
остается неудовлетворенным решением
по его жалобе, которое вынесено
во внесудебном порядке. Другими
словами, судебный порядок является
высшей формой рассмотрения жалоб граждан,
связанных с нарушением субъективных
прав. И ему, как правило, должно предшествовать
внесудебное решение данных вопросов.
Это, несомненно, потребует повышения
ответственности органов
Следовательно, в функции многих государственных органов входят охрана и защита конституционных прав и свобод личности. Эти действия они обязаны осуществлять как по собственной инициативе, так и по требованию гражданина, который наделен правом самостоятельно осуществлять защиту нарушенных основных прав и свобод.
В сочетании с правовыми принципами, средствами, процедурами, формами и методами деятельности, предназначенными для реализации основных прав и свобод человека и гражданина, их охраны и защиты система государственных органов образует государственно-правовой механизм охраны прав и свобод человека и гражданина.
Нормативно-правовая основа
государственной охраны основных прав
и свобод человека и гражданина имеет
сложную структуру, включающую в
себя самые различные по характеру,
содержанию и назначению акты, с
помощью которых регулируются разнообразные
общественные отношения. В этом и
состоит главная особенность
правового обеспечения охраны основных
прав и свобод граждан. Именно поэтому
право прав человека и гражданина
не представляет собой специальной
отрасли в системе права, а
есть система, совокупность сложившихся
правовых норм в виде определенной
основы (конституционно-правовых, административно-правовых,
уголовно-правовых уголовно-процессуальных,
гражданско-правовых, финансовых и
др.), регулирующей определенные общественные
отношения в сфере охраны основных
прав и свобод граждан. Нормы права
обеспечивают условия правомерного
поведения. Чтобы добиться осуществления
охраны основных прав и свобод граждан,
т.е. предупредительного воздействия
на субъекты, допускающих нарушения
основных прав и свобод, необходимо
регулирование общественных отношений
в этой сфере. С помощью норм права
достигается также организующее
воздействие на процессы реализации,
соблюдение основных прав и свобод,
создаются необходимые
Ядро правовой основы охраны основных прав и свобод составляет Конституция Российской Федерации, которая в свою очередь открывает первый уровень многоуровневой конструкции федерального законодательства. Второй уровень законодательства - федеральные конституционные и федеральные законы. Далее в федеральный уровень основы включаются указы Президента РФ, постановления Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, других федеральных судов, решения Генеральной Прокуратуры РФ и многочисленные нормативно-правовые акты большой группы других федеральных органов государственной власти, в том числе и нормативно-правовые акты органов внутренних дел.
Региональный уровень
нормативно-правовой основы формируют
три подуровня. Первый образуют конституции
республик и уставы иных субъектов
Российской Федерации, определяющие параметры
правового регулирования
Нижний, или первичный, уровень
(местный) нормативно-правового
В нормативно-правовую основу охраны основных прав и свобод человека и гражданина включаются и международно-правовые акты, которые в соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ входят в национальную правовую систему России. Важнейшими актами в рассматриваемой сфере являются Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г. [11], Международный пакт о гражданских и политических правах[12], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[13], Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка[14] и др.
Перспективным направлением комплексного правового регулирования охраны основных прав и свобод граждан является создание и принятие специального федерального закона "Об основах государственной системы охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина". Это объясняется тем обстоятельством, что в России еще не сложилась система охраны основных прав и свобод, предупреждения их нарушений. Однако изменения в экономике, политике и праве, произошедшие в государстве и обществе за последние десять лет, количество и характер существующих нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина актуализируют необходимость законодательного федерального решения, объединяющего и направляющего усилия различных субъектов в этой сфере.
Поэтому назрела потребность принятия федерального закона, на основе которого могли бы приниматься соответствующие подзаконные акты по отдельным направлениям охраны основных прав и свобод граждан. В законе должны быть определены цели, задачи, принципы и правовые основы деятельности государственных органов по охране основных прав и свобод граждан, основы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления в этой сфере, компетенция Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере охраны прав и свобод, систему субъектов этой деятельности, их права и обязанности, систему мер охраны основных прав и свобод граждан и т.д. Отсутствие такого закона приводит к негативной практике субъектов Российской Федерации по принятию региональных нормативных актов в рассматриваемой сфере, что вызывает разночтения в правовом регулировании обеспечения охраны прав и свобод граждан.
Иными словами, в российском праве и законодательстве пока еще не сформировано специальной отрасли или комплексных отраслей, направленных на обеспечение конституционных прав и свобод граждан. Многочисленные правовые средства, направленные на поддержку конституционных прав и свобод находятся в различных отраслях права и законодательства, не взаимосвязаны между собой, порой излишне обособлены и противоречат друг другу. Отсюда возникает потребность в кодификации правовых средств, призванных устанавливать основы статуса человека и гражданина и средств их обеспечения, потребность в формировании специальной отрасли право прав человека и гражданина, то есть такой комплексной отрасли права, которая бы аккумулировала в своем составе весь комплекс правовых средств, направленных на установление конституционно-правового статуса личности, обеспечение соблюдения и действия основных прав и свобод человека и гражданина.
Нет сомнения в том, что осуществление этой концепции по созданию эффективно действующего государственно-правового механизма охраны основных прав и свобод, в конечном счете, будет способствовать соблюдению и реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
3. Особенности
нормативного регулирования
Современные и новые задачи,
стоящие перед милицией, требуют
качественного, эффективного правового
регулирования ее организации и
деятельности. Министерство внутренних
дел России, его органы внутренних
дел, милиция ведут кропотливую
повседневную работу, направленную на
обеспечение безопасности россиян,
защиту их основных прав и свобод, сохранение
целостности государства, укрепление
конституционного строя, борьбы с преступностью
и коррупцией. Причем преступность
постоянно трансформируется, перерождается,
принимает более скрытые и
изощренные формы, проникает во все
сферы жизни и деятельности нашего
общества. Все это требует четкой
организации деятельности милиции,
органов внутренних дел, создания юридических
(правовых) условий для наиболее
эффективной оперативно-
Современное правовое регулирование
организации деятельности милиции
по обеспечению основных прав и свобод
граждан имеет федеральный
В настоящее время в
Российской Федерации действует
около 600 федеральных законодательных
актов, нормативных указов Президента
РФ, постановлений Правительства
РФ, устанавливающих основы организации
и деятельности милиции и органов
внутренних дел[15]. Большинство из них
являются базовыми законодательными актами,
определяющими организационно-
За 1990 - 2007 гг. фактически сформирована
новая российская законодательная
база организации и деятельности
милиции, которая охватывает основные
направления оперативно-
В нормативно-правовую основу
регулирования деятельности милиции
по обеспечению прав и свобод человека
и гражданина включаются и международно-правовые
акты, которые в соответствии с
п.4 ст.15 Конституции РФ входят в национальную
правовую систему России. Так, за последние
годы существенно расширилось
И все же основным нормативным актом, определяющим статус милиции является Закон РФ "О милиции", принятый десять лет назад, в 1991 г. Анализируя положения данного закона и практику его применения, надо сказать, что к настоящему времени назрела острая необходимость переоценки социальной роли милиции, принципов ее взаимоотношений с личностью, внесение корректив в систему целей и приоритетов милицейской деятельности, т.е. переосмысления и разработки новой концепции функционирования этой государственной структуры. Иными словами милиция нуждается в совершенствовании Федерального закона. То обстоятельство, что ныне действующий закон разрабатывался и был принят в условиях революционного перехода от одного общественного строя к другому, наложило отпечаток и на юридическое оформление статуса милиции. Она определяется как милитаризованная система органов исполнительной власти, входящих в Министерство внутренних дел России. В милиции введена воинская дисциплина, на нее распространяются действия дисциплинарных уставов и положений, милиция находится на централизованном государственном обеспечении.