Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним и

Содержание работы

Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
2.2. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

 

Милиции как система государственных  органов исполнительной власти осуществляет деятельность, направленную на обеспечение  личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и т.д.

 

Федеральная служба по контролю за наркотиками РФ осуществляет контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также оказывает противодействие их незаконному обороту.

 

Органы юстиции Российской Федерации Центральным органом  федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной  политики в области юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции РФ - федеральный  орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а  также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти. На министерство юстиции возложены  следующие задачи:

 

1) реализация государственной  политики в сфере юстиции;

 

2) обеспечение прав и  законных интересов личности  и государства;

 

3) обеспечение правовой  защиты интеллектуальной собственности;

 

4) обеспечение установленного  порядка деятельности судов;

 

5) обеспечение исполнение  актов судебных и других органов;

 

6) обеспечение исполнения  уголовных наказаний.

 

Выполнение этих задач  требует проведения значительного  объема работы, исправления и методы которой конкретизируются в Положении  о Министерстве юстиции РФ. Руководство  деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство  Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.

 

Таможенные органы. В системе  правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и  экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. Правоохранительные цели таможенных органов направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды, на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др. Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и таможенной границы России. В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,

 

Органы по правовому обеспечению  и правовой помощи, это нотариат и адвокатура.

 

Нотариат представляет собой  систему государственных органов  и должностных лиц, на которых  возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом  действий в установленном законом  порядке, в целях обеспечения  защиты прав и охраняемых законом  интересов граждан и юридических  лиц.

 

Нотариальные действия от имени государства совершают  нотариусы, работающие в государственных  нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, в соответствии с их компетенцией.

 

Определяющим правовую природу  признаком нотариата следует  считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок и структуру нотариата, его компетенцию и наконец методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы.

 

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалификационных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим  лицам.

 

В соответствии со ст.48 Конституции  РФ каждый имеет гарантированное  право на юридическую помощь, когда  он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства. На предприятиях, учреждениях, организациях функционируют юридические отделы, юрисконсульты, советники по правовым вопросам. В формулировку задач адвокатуры и во многих других отношениях действующее  Положение об адвокатуре явно устарело.

 

Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом не оказание содействия суду, а защита прав и  законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью.

 

В основе организации деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы:

 

1) гуманизма, защита прав  и свобод человека;

 

2) законность;

 

3) добровольность вступления  в адвокатуру и членство в  ней;

 

4) самоуправление;

 

5) независимость адвокатуры  и недопустимость государственного  и иного вмешательства в ее  дела;

 

6) открытость и гласность,  общественный контроль за деятельностью адвокатуры;

 

7) тайна сведений;

 

8) децентрализация, исключающая  вмешательство одной коллегии  адвокатов в дела другой коллегии.

 

Негосударственные организации  обеспечения правоохраны - это частные  детективные и охранные службы. Закон  Российской Федерации от 11 марта 1997 г. “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны, получившее название “Частная детективная и  охранная деятельность”. Ее сущность заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиям, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и  интересов своих клиентов.

 

Безусловно законность и правопорядок обеспечивается правоохранительной деятельностью как вышеперечисленных, так и ряда иных государственных органов и общественных формирований. Такой выбор предмета рассмотрения объясняется тем, что деятельность этих государственных органов и добровольных объединений обеспечивает выполнение российским государством правоохранительной функции, а также тем, что выпускники высших учебных юридических заведений свою профессиональную деятельность, как правило, начинают в перечисленных правоохранительных органах.

 

3. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации

 

В законодательных актах, представляющих собой правовую основу деятельности правоохранительных органов  Российской Федерации, закреплены правовые нормы, определяющие основные начала организации  и деятельности этих органов. В иерархии правовых норм такие нормы занимают положение общих и руководящих  по отношению к другим более конкретным нормам, так как они устанавливают  магистральные направления правового  регулирования организации и  деятельности правоохранительных органов. В правовой науке и юридической  практике такие норма принято называть принципами.

 

В юриспруденции существуют различные подходы к определению  понятия принципов. В частности, под принципами понимают основные положения, идеи как получившие свое закрепление  в правовых нормах достаточно высокой  степени общности, так и не получившие непосредственного закрепления  в законе, но вытекающие из ряда его  норм. Существует также мнение о  том, что принципами являются основные, наиболее отражающие объективные закономерности общественного развития, сформулированные в научных работах, становятся принципами, даже если они не закреплены в каком-либо нормативном акте.

 

Изложенное дает основание  считать принципами деятельности правоохранительных органов руководящие идеи и положения, которые независимо от формы их существования  определяют кардинальные направления  правовой регламентации правоохранительной деятельности, осуществляемой с целью  обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов  граждан.

 

В зависимости от степени  общности принципы деятельности правоохранительных органов можно разделить на две  группы:

 

1. Общие принципы деятельности  правоохранительных органов.

 

2. Специфические принципы  деятельности конкретных правоохранительных  органов.

 

Общими принципами являются:

 

Принцип законности нашел  свое законодательное выражение  в ч.2 ст.15 Конституции РФ, согласно которой “органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы”. Таким образом, принцип  законности распространяется на все  сферы жизни общества, в том  числе и на правовую сферу.

 

Принцип публичности (официальности) находит свое выражение преимущественно  в деятельности правоохранительных органов, выполняемой с момента  обнаружения признаков преступления. Сущность этого принципа состоит  в том, что правоохранительные органы в силу своего официального положения  обязаны в пределах своей компетенции  возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные  законом меры к установлению события  преступления, лиц, виновных в совершении преступления и их наказанию. Отсюда следует, что правоохранительные органы, действуя в интересах государства  и общества (отсюда и наименование “принцип публичности”), обязаны проявлять  активность и инициативу в раскрытии  преступлений, изобличение лиц, их совершивших. Для этого они обязаны принимать  все законные меры и совершать  все необходимые действия, независимо от усмотрения заинтересованных лиц  и организаций.

 

Принцип равенства граждан  перед законом и правоохранительными  органами. Согласно ст.19 Конституции  Российской Федерации “Все равны  перед законом и судом. Государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к  религии, убеждения, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Запрещаются  любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности”.

 

Так, например, в ст.5 Закона РСФСР “О милиции” сформулировано следующее правило: “Милиция защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения  и религии, политических и иных убеждений”.

 

Принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, охраны личной жизни граждан, тайны  телефонных переговоров и телеграфных  сообщений. Истоки данного принципа находятся в Конституции Российской Федерации, где провозглашается:

 

- право каждого на свободу  и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22);

 

- право на неприкосновенность  частной жизни, личной и семейной  тайны (ч.1 ст.23);

 

- право на тайну переписки,  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  9ч.2 ст.23);

 

- неприкосновенность жилища (ст.25).

 

В деятельности правоохранительных органов эти принципиальные положения  находят свое воплощение в том, что  правоохранительные органы могут производить  аресты граждан, их заключение под стражу и содержание под стражей только по решению суда (ч.2 ст.22 Конституции  РФ) и только при наличии достаточных  оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует  установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью.

 

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права  на защиту. Правоохранительные органы, выполняя возложенные на них обязанности, в пределах своих полномочий и  при наличии к тому законных оснований, могут задержать гражданина, подозреваемого в совершении преступления и предъявить ему обвинение в совершении преступления. Поскольку выполняемая в этой связи деятельность правоохранительных органов носит наступательный, активный характер направлена на изобличение  гражданина в совершении преступления, постольку было бы несправедливым не наделить подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) правами, достаточными и  необходимыми для защиты от выдвинутого  против него обвинения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой “признаются и гарантируются  права и свободы гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права...” (ч.1 ст.17), и  уголовно-процессуальным законодательством  лица, привлекаемые в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, имеют право  на защиту. В частности, на них без  каких-либо изъятий распространяется закрепленное в ч.2 ст.45 Конституции  Российской Федерации положение  о том, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом”.

 

Подробно принцип обеспечения  подозреваемому, обвиняемому и подсудимому  права на защиту изучается в курсе  “Уголовный процесс”.

 

Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности это общепризнанный мировым сообществом принцип, в  соответствии с которым “каждый  человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты”.

 

В Конституции Российской Федерации этот принцип сформулирован  следующим образом: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается  невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются  в пользу обвиняемого” (ст.49).

 

Принцип национального языка  в деятельности правоохранительных органов. Сущность этого принципа состоит  в том, что каждый гражданин вправе обращаться в любой правоохранительный орган за защитой своих прав и  законных интересов на родном языке  или любом другом языке, которым  он владеет. В свою очередь, правоохранительные органы не вправе отказать гражданину в защите по мотиву незнания языка, на котором гражданин к ним  обратился. Такой вывод следует  из содержания ч.2 ст.26 Конституции Российской Федерации, где закреплено правило  о том, что “каждый имеет право  на пользование родным языком, на свободный  выбор языка общения...”

Информация о работе Правоохранительные органы