Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним и

Содержание работы

Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
2.2. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

Конституция Украины закрепляет экологические права граждан  в ст. 50: «Каждый имеет право  на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права  вреда».

 

 

 

Введение

1. Понятие  и сущность охраны конституционных  прав и свобод граждан российской  федерации

2. Теоретические  основы государственно-правового  механизма охраны конституционных  прав и свобод человека и  гражданина в российской федерации

3. Особенности  нормативного регулирования деятельности  милиции по охране конституционных  прав и свобод граждан российской  федерации

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях, когда  в России неизмеримо остро возрастает динамизм социальных процессов, масштабность решаемых государством и обществом  задач, как никогда ранее повышается роль прав человека и гражданина, роль знания и использования механизмов их охраны и защиты, путей повышения  эффективности работы в этой сфере  всех государственных, правоохранительных органов и, в частности, милиции. Ибо реальные характеристики состояния  этого вопроса в любом государстве  отражают состояние государственности, правопорядка в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал  и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

В то же время сочетание  таких институтов, как милиция  и права человека у многих наших  сограждан вызывает недоумение, а  у других наоборот - понимание. Это  и понятно, так как история  организации и деятельности милиции  в России с точки зрения соблюдения и защиты прав граждан милицией характеризуется  неоднозначно.

С одной стороны сотрудники милиции - нередко с риском для  жизни - делают многое по защите прав и  свобод человека, обеспечению личной безопасности граждан России. Примерами  могут служить операции по освобождению заложников, задержанию преступников, спасению людей и имущества во время стихийных бедствий, по борьбе с терроризмом, оказанию помощи гражданам  при затруднительных или чрезвычайных для них обстоятельствах и  так далее.

С другой стороны используемые данными органами средства и методы работы бывают неадекватны реальным потребностям охраны и защиты прав человека, а в ряде случаев не соответствуют нормативным установлениям. Нередки случаи, когда сотрудники сами причиняют гражданину вред, нарушают его права и свободы, уповая лишь на силу как главное средство осуществления служебных функций. Так, большое число адресованных Уполномоченному по правам человека в РФ жалоб, а также многочисленные сообщения средств массовой информации, правозащитных организаций, в том числе международных, свидетельствуют о том, что данная проблема обрела общероссийский характер.

И все же для милиции  важнейшим инструментом воздействия  на устойчивость общественных процессов  является право и его высшее проявление - права человека, объективирующие  его свободу, автономию, параметры  оптимального взаимодействия индивида и государства. Обеспечение, то есть охрана и защита неотъемлемых прав человека - важнейший элемент и  необходимое условие развития российского  общества и государства.

Теория и практика охраны прав граждан в деятельности милиции  тесно связана с формированием  в России нового государственно-правового  механизма осуществления власти, механизма охраны и защиты прав и  свобод граждан. Россия испытывает влияние  таких процессов, как поиск новой  теории организации государственной  власти, изменения ее природы.

Следовательно, реализация основных прав и свобод граждан, а  значит, и социальная стабильность в стране зависят от всесторонне  продуманной государственной политики, в том числе и в рассматриваемой  сфере отношений. Но, прежде чем начинать заниматься организацией деятельности государственных органов, милиции в этой важнейшей сфере жизни и деятельности общества, и руководителям, и сотрудникам необходимо узнать, изучить то, что органы внутренних дел, милиция должны охранять, защищать и обеспечивать, то есть конституционные права и свободы человека и гражданина и как, какими средствами и способами они должны это делать, руководствоваться в своей деятельности. Для этого и предназначено данное исследование.

Степень разработанности  темы исследования. Проблемы реализации, обеспечения прав и свобод личности всегда были в центре внимания юридической  науки. Ей посвятили свои труды: Ю.В. Анюхин, С.С. Алексеев, В.С. Афанасьев, В.Д. Ардашкин, В.М. Баранов, П.П. Баранов, А.Г. Бережнов, Н.С. Бондарь, В.Н. Бутылин, Н.В. Витрук, И.В. Гончаров, И.Я. Дюрягин, В.Д. Зорькин, А.А. Кененов, Е.В. Киричек, С.А. Комаров, В.Н. Кудрявцев, В.А. Кучинский, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, И.В. Ростовщиков и многие другие.

Труды одних из них заложили теоретические основы, фундамент  для современного понимания характера  и специфики правового статуса  личности, гарантий его реализации и обеспечения. Другие - развивают  проблематику в связи с глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями в России.

Признавая достигнутое, следует  все же сказать, что проблемы государственно-правового  механизма охраны конституционных  прав и свобод, роль и место милиции  в этом механизме не были, по существу, предметом серьезного всестороннего  научного анализа.

Объект исследования. В  качестве объекта исследования в  рамках темы рассмотрены общественные отношения, складывающиеся в процессе действия государственно-правового  механизма охраны конституционных  прав и свобод граждан, субъектами которых  являются милиция и другие государственные  органы, общественные объединения.

Предметом исследования является деятельность милиции и других государственных  органов по организации и практическому  осуществлению государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является рассмотрение государственно-правовой охраны конституционных  прав и свобод граждан, раскрытие  содержания деятельности милиции по охране основных прав и свобод граждан.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

проанализировать систему  и динамику развития конституционных  прав и свобод граждан и гарантий их обеспечения;

изучить федеральное и  региональное законодательство, составляющие основу правового положения человека и гражданина в Российской Федерации;

исследовать теоретические, правовые и организационные основы государственной охраны конституционных  прав и свобод граждан;

раскрыть место и роль милиции в государственно-правовом механизме охраны основных прав и  свобод граждан;

проанализировать правовое обеспечение деятельности милиции  в механизме охраны основных прав и свобод граждан.

Методологическая и нормативная  основы исследования.

Методологическую основу составляет диалектический метод познания, исторический, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, общесоциологические и правовые методы. Приоритетным началом при  исследовании явилось соблюдение принципа взаимосвязи общего, особенного и  единичного, исторического и логического, абстрактного и конкретного, что  позволило осмысливать и раскрывать предмет в обобщающих закономерностях  и в разнообразных аспектах, деталях, а в конечном счете решить поставленные автором задачи, достичь обозначенную цель.

В ходе работы автором работы проанализированы правовые и иные источники: Конституция РФ, конституции зарубежных стран, конституционное, административное, уголовное, гражданское, процессуальное и иное федеральное российское законодательство, законодательство субъектов РФ, разъяснения  и постановления Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ, Указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, решения Прокуратуры  РФ, другой юридический материал, а  также международно-правовые акты.

Научная новизна исследования определяется постановкой вопроса  и комплексным подходом к теоретической  разработке проблемы механизма государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан, роли и места милиции  в указанной сфере деятельности государства.

Конкретно научная новизна  выражается в следующем:

определена правовая природа  и содержание этого института;

проанализирован накопленный  в Российской Федерации опыт государственной  охраны прав и свобод человека и  гражданина;

определены наиболее актуальные проблемы в сфере государственной  охраны прав и свобод человека и  гражданина и на этой основе сформулированы выводы и научно-практические рекомендации.

Структура работы определена исходя из целей и задач исследования и состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

1. Понятие  и сущность охраны конституционных  прав и свобод граждан российской  федерации

 

 

В юридической литературе и законодательстве права и свободы  граждан в прошлом и в настоящем  характеризуются как сложное  общественное явление. Между тем  они, будучи сложной правовой категорией, представляют собой не простую совокупность, а систему, так как им присущи  все качества последней: единство и  внутренняя дифференциация[1].

Права и свободы едины  в том смысле, что все они  возникают и формируются на основе существующих общественных отношений, которые составляют их содержание; все они так или иначе выражают интересы и потребности как всего российского общества, так и его отдельных членов; все они представляют собой возможности, закрепленные в нормах закона, а их содержание определяется конкретными условиями жизни людей.

Для правильного понимания  основ охраны конституционных прав и свобод личности важно знать  не только то, что закрепляющие ее положение  права и свободы образуют систему, состоящую из группы прав, относящихся  к различным отраслям, но и необходимо четко представлять себе, каково их значение во всей системе, какие функции  выполняет та или другая отраслевая группа прав и свобод в оформлении юридического состояния, каковы взаимоотношения между этими группами и какова роль различных субъектов права, особенно государственных органов в обеспечении действия этих прав и свобод. Поэтому данная работа и посвящена такому сложному и малоизученному явлению, как государственно-правовой механизм охраны основных, конституционных прав и свобод граждан, месту и роли в этом механизме милиции, как самого массового органа исполнительной власти.

Необходимо сказать, что  конституционные права и свободы  человека и гражданина, их наличие, состояние и развитие зависят  от уровня развития всех общественных институтов - экономики, политики, культуры, права. Государство в лице его  органов обязано создавать такие  благоприятные условия для реализации прав и свобод граждан, как эффективная  экономика, демократический политический режим, развитое законодательство, высокий  уровень правосознания, что способствуют успешному претворению в жизнь  прав и свобод граждан. К сожалению, в настоящее время положение  дел с обеспечением прав и свобод в России оставляет желать лучшего.

Безусловно, важнейшая роль в обеспечении конституционных  прав и свобод граждан принадлежит  государству и праву. Вместе с  тем наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина на беспрепятственное пользование этими правами и свободами, вовсе не означает, что каждому гражданину автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита. Наличие таких норм является необходимым, но не достаточным условием для реализации личностью своих прав и свобод в практике общественных отношений, ибо от принятия закона до его исполнения - дистанция огромного размера. Требуется не только провозглашение в Конституции права личности, но и его материализация - действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного права, т.е. его реализация.

Процесс реализации прав граждан  носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права, их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права. Под  механизмом реализации понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные  правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия  и факторы, влияющие на этот процесс. [2]

Особенность реализации конституционных  прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свободами, например, жизнью, здоровьем, свободой, то есть благами, неотъемлемыми от него. Ему, как правило, не надо предпринимать  активных усилий по достижению результатов, предусмотренных конституционными правами, поскольку их осуществление  выражается в определенном фактическом  состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами, в виде прав и  свобод и при этом само это пользование  прямо не связано с действием  или бездействием[3]. Исключение составляют лишь те случаи, когда гражданин  вынужден прибегать к защите, например, необходимой обороне. Но в целом, его конституционные права и  свободы обеспечиваются специальной  деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его благ. Эта  деятельность направлена на борьбу с  правонарушениями, посягающими на различные  конституционные прав и свободы  граждан. Поэтому реализация конституционных  прав граждан проявляется в основном в деятельности государственных  органов по их охране и защите от противоправных посягательств и  совпадает с ней. В этом как  раз и заключается особенность  претворения исследуемых прав и  свобод.

Необходимо отметить, что  потребность в государственно-правовой охране конституционных прав и свобод граждан закономерно вытекает из усложнения характера и структуры  экономических отношений, многоукладности  экономики, приватизации государственной  и общественной собственности, значительного  увеличения числа граждан, располагающих  различными формами и видами собственности  и нуждающихся в ее правовой охране и защите. Возрастание конфликтности  и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, охраны достоинства граждан  и их коммуникаций, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав - с другой, все это  факторы, определяющие необходимость  усиления значения юридических форм охраны и защиты прав и свобод. Правовая форма охраны конституционных прав и свобод граждан становится реально  действующей альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой охраны и защиты, господствовавшим в недавнем прошлом.

Информация о работе Правоохранительные органы