Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним и

Содержание работы

Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
2.2. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

Они отличаются от «политических  свобод и прав», под ко-| торыми подразумевается право на участие граждан во власти (ак-| тивное и пассивное избирательное право, право граждан уча-| ствовать в управлении делами государства, право гражданин лично обращаться в государственные органы и органы местног самоуправления и т.п.). Однако и те, и другие, хотя и возникл в ряде стран в разное время, относятся к категории негативны прав, осуществление которых не зависит от ресурсов государ ства, уровня социально-экономического развития страны.

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют] права  индивида на улучшение своего положения  и повышение' культурного статуса, обеспечиваемые государством. Это — экономические, социальные и культурные права как отдельная группа! общественных прав субъекта, которые характеризуют правовое3 государство новейшего периода его развития. К ним относятся:1 право на образование, свобода любой творческой деятельности,! право на интеллектуальную собственность, право на свободное использование своих способностей и имущества, право на со- | циальную безопасность и защиту в условиях безработицы, право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на достойную жизнь и т.п.

В обязанности государства  входит осуществление постоянной созидательной  деятельности по обеспечению граждан  теми или иными благами, создание социальных программ, гарантирующих  провозглашенные социальные, экономические  и культурные права. Реализовать  эти права гораздо сложнее, чем  права негативные. Непосредственная защита их правовыми средствами не представляется возможной, так как  определение конкретных социальных выплат в задачу суда не входит.

Осуществление позитивных прав нуждается в достаточных ресурсах государства. Их конкретное наполнение прямо зависит от национального  дохода страны и ее политического  режима. В случае ограниченности ресурсов и антидемократичности режима позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место в подавляющем большинстве так называемых «социалистических» государств во времена тоталитарных режимов.

Некоторые буржуазные государства  не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических  и культурных правах. Они руководствовались  убеждением, что обозначенные в Пакте  права не являются субъективными, так  как не могут быть защищены в суде. Эти соображения не лишены оснований, однако, присоединение к Пакту  создает обязательства для государства  совершенствовать внутреннее законодательство и стремиться к тому, чтобы реально  стать социальным правовым государством.

Основные права и свободы  человека и гражданина различают  также по сфере их реализации в  общественной жизни: nUQUUfk

личные

jma'Mf— Ч»лт- полити экономи соци культур экологи данские) ческие ческие альные ные ческие

Все они закреплены в разделе II «Права, свободы и обязанности  человека и гражданина» Конституции Украины 1996 г.

Личные (гражданские) права  — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие, в основ-•Ц ном, характер негативного права. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти права позволяют человеку быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством.

К гражданским (личным) правам обычно относят возможности человека, необходимые для обеспечения  его физической и морально-психологической (духовной) индивидуальности. В соответствии с этим гражданские (личные) права  делят на физические и духовные. Физические права: на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижений, выбор места  жительства, безопасную окружающую среду, жилище и т.д. Духовные права: на имя, честь и достоинство, на справедливый, независимый и публичный суд (в  Конституции Украины 1996 г. — это  статьи 27, 28, 29 и др.).

В конституциях многих государств личные (гражданские) права объединяют в одну группу с политическими  правами. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение  свободы личности в ее индивидуальных и общественных проявлениях.

Политические права —  возможности (свободы) гражданина активно  участвовать в управлении государством и в общественной жизни, влиять на деятельность разных государственных  органов, а также общественных организаций  политической направленности. Это — право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, право создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности, свобода демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио, телевидения и др. (в Конституции Украины 1996 г. — статьи 38, 39, 40 и др.).

Экономические права —  возможности (свободы) человека и гражданина распоряжаться предметами потребления  и основными факторами хозяйственной  деятельности: собственностью и трудом, проявлять предприимчивость и инициативу в реализации своих способностей и приобретении способов для существования, принимая участие в производстве материальных и иных благ.

Вплоть до середины XX века важнейшие из этих прав — право  на частную собственность, предпринимательскую  деятельность и свободное распоряжение рабочей силой — обычно рассматривали  как фундаментальные, основополагающие права личности и объединяли их с  правами личными (гражданскими). В  современных конституциях и других нормативно-правовых актах эти права  чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную  группу, однопорядковую с правами гражданскими (личными), политическими.

Особое место среди  экономических прав занимает право  на частную собственность. В странах  Запада, да и в Украине до октября 1917 года (в конституционных документах гетмана Павла Скоропадского  — в 1918 г.), это право рассматривалось  как одно из первейших, основополагающих прав человека, без которого невозможны гражданское общество и индивидуальная свобода. В социалистических государствах с тоталитарным режимом это право  вообще отрицалось как свидетельство  классово ограниченного буржуазного  подхода к правам человека.

Опыт длительного существования  всех без исключения стран коммунистической ориентации показал, что запрет частной  собственности противоестествен и, в конечном счете, подрывает мотивацию  добросовестного инициативного  труда, порождает массовое социальное иждивенчество, безответственность и  т.п. Человек, лишенный условий для  проявления предприимчивости, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается всякой свободы и индивидуальности.

В то же время опыт истории  свидетельствует о необходимости  ограничения права частной собственности, впрочем, как и почти любого другого  права. Потребности экономического развития, рост демократического движения народных масс привели к существенным изменениям в самой трактовке  частной собственности, к ее социализации, к четко выраженной ее социальной функции, постановке под контроль демократического государства.

Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной  собственности. В законодательствах  ФРГ, Франции, Италии и других стран  устанавливаются допустимые пределы  частной собственности, говорится  об ее использовании в интересах  общества. Введение такого рода ограничений  отнюдь не означает отрицания фундаментального характера права частной собственности. |

В Конституции Украины 1996 г. закреплено, что каждый! имеет  право владеть, пользоваться и распоряжаться  собственно-я стью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятель-1 ности. Право частной собственности приобретается в порядке,| определенном законом. Никто не может быть противоправно! лишен права собственности. Право собственности является не-| нарушаемым. Использование собственности не может причи-] нять вред правам, свободам и достоинствам граждан, интересам! общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные ка-] чества земли (ст. 41). |

Конституция Украины 1996 г. провозгласила  право каждого^ на предпринимательскую  деятельность, не запрещенную зако- ] ном (ст. 42). Ограничена только предпринимательская деятель-J ность депутатов, должностных и служебных лиц органов госу- | дарственной власти и органов местного самоуправления. Фик-'| сируя право частной собственности, право предпринимательской 1 деятельности и другие экономические права.

 

 Конституция Ук- ! раины 1996 г. подчеркивает: «Собственность обязывает. Соб- ! ственность не должна использоваться во вред человеку и обще- | ству. Государство обеспечивает... социальную направленность! экономики». ;

В соответствии с Конституцией Украины обеспечивается не I только равенство всех форм собственности  — государственной,^ частной, коммунальной, но и их равная юридическая защита, i

Социальные права —  возможности (свободы) личности и граж- ] данина свободно распоряжаться своей рабочей силой, исполь-1 зовать ее самостоятельно или по трудовому договору, т.е. право | на свободный труд (выбор вида деятельности, безопасные усло-| вия труда, гарантированные минимальные размеры его оплаты9 и т.п.), право на социальное обеспечение, отдых, образование, 1 достойный уровень жизни и др. I

Право на труд отчетливо  проводит границу между так назы-1 ваемыми первым и вторым поколениями прав человека. Первое j поколение прав включает права личные (гражданские), полити-1 ческие и экономические, трактуемые в духе либеральных сво- ! бод. Они носят характер преимущественно негативного права. '

На протяжении почти двух веков конституции демократи- | ческих государств Запада ограничивались правами первого по- ] колония. Жизнь показала недостаточность такого подхода для| создания каждому человеку достойных условий существования, равноправного участия в делах общества и государства.

В XX веке под влиянием рабочего движения, социалистических (левых  и правых) партий, а также деятельности социалистических государств (в том  числе СССР) был поставлен вопрос об углублении понимания экономических  прав, о социальных и культурных правах человека и гражданина. Важнейшие  из них были включены во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. и Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах от 16.12.1966 г. Ст. 11 Международного пакта провозгласила, что должно быть обеспечено право каждого человека на достаточный уровень для него и его семьи, включающий удовлетворительное питание, одежду и жилище.

Социальные, культурные и  некоторые экономические права, которые понимаются в позитивном значении, определяют обязанности государства  обеспечить каждому нуждающемуся минимум  средств существования, социальной обеспеченности, т.е. так называемую социальную безопасность, без которой  невозможно поддержание человеческого  достоинства, нормальное удовлетворение первичных потребностей и духовного  развития (в Конституции Украины 1996 г. — статьи 43, 45, 46, 48 и др.).

Культурные права —  возможности (свободы) сохранения и  развития национальной самобытности человека, доступа к духовным достижениям  человечества, их усвоения, использования  и участия в дальнейшем их развитии. К ним относятся: право на образование; обучение на родном языке; право на использование отечественных и  мировых достижений культуры и искусства; право на свободное научное, техническое  и художественное творчество (в Конституции  Украины 1996 г. — статьи 53, 54).

Экологические права —  возможности (свободы) пользоваться природной  средой как естественной средой обитания. Это — права на благоприятную  окружающую среду, охрану здоровья от ее неблагоприятного воздействия, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу  экологическими правонарушениями, на природопользование и др.' Экологические  права сродни праву на жизнь.

Право на жизнь человека в благоприятных условиях впервые  официально признано в Стокгольмской  декларации Конференции ООН по окружающей человека среде от 16.06.1972 г. Данная формула  с необходимыми трансформациями  была отражена сначала в Конституции  СССР 1977 г., а затем в Действующих  конституциях стран СНГ.

Специфика экологических  прав состоит в том, что основой* их осуществления выступает объективно существующая эколо- i гическая система — окружающая природная среда. При этом! некоторые экологические права являются естественными пра-1 вами, которые неотъемлемы от жизнедеятельности граждан, не- ;

зависимо от их правового  закрепления. Такие права человека и гражданина реализуются как  объективная необходимость и  не требуют нормативно-правового  оформления.

Экологическому праву  соответствует обязанность уполномоченных государственных органов, предприятий, учреждений и организаций проводить  мероприятия, направленные на оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и снижение вредных для человека и окружающей среды последствий.

Уровень безопасной окружающей среды (чистая, благоприятная, безвредная) в случае спора устанавливается  проведением экологической экспертизы. Гражданин вправе участвовать в  проведении общественной экологической  экспертизы, разработке и осуществлении  мероприятий по охране окружающей природной  среды, рациональному использованию  природных ресурсов, в обсуждений законопроектов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды.

Гражданин имеет право  на получение в установленном  порядке полной и достоверной  информации о состоянии окружающей природной среды и ее влияния  на здоровье населения. Каждому гарантируется  право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о  качестве пищевых продуктов и  предметов быта, а также право  на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.

Информация о работе Правоохранительные органы