Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, дипломная работа
Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним и
Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
2.2. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
Заключение
Исполнительный характер милиции проявляется в том, что перед ней поставлены в основном "криминальные" задачи, т.е. профессиональные задачи, связанные с борьбой с преступностью и пресечением административных правонарушений. В результате этой борьбы в стране ежегодно органами внутренних дел, в том числе и милицией привлекается к административной ответственности более 75 миллионов граждан, т.е. почти все работоспособное население, или более 70% избирателей страны. Возникает вопрос: с кем воюет государство в лице своих органов?
Исполнительный характер милиции наиболее ярко выражается в исполнении ею таких обязанностей, как оказание помощи юридическим лицам в защите прав и законных интересов в пределах, установленных законом, проводить в жизнь мероприятия, вытекающие из функций, осуществляемых МВД. Представляется, что обеспечение милицией обязанности оказывать помощь юридическим лицам, а иначе говоря всем ведомствам и организациям при проведении последними в жизнь возложенных на них задач и заданий отражает, на наш взгляд, слабость государственного аппарата, судебной власти, сохранение местнических тенденций, является свидетельством наличия приемов государственного управления, присущих военным режимам (например, использование сотрудников различных служб милиции в качестве так называемых "масок-шоу", т.е. в качестве инструмента грубого насилия, принуждения при смене собственника того или иного предприятия, организации, учреждения, банка и т.д.), когда главенствующее значение отводится методам принуждения. Весьма показательно, что похожие явления отмечались в организации и деятельности милиции в период проведения новой экономической политики в 1921 - 1929 гг[25]. Очевидно, что в известной мере через этот канал осуществляется государственное регулирование современной экономической политики.
Обширные изменения, внесенные в закон о милиции в 1999 г. не внесли сколько-нибудь существенных коррективов в государственно-правовой статус милиции. Несмотря на закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей, означающий создание в государстве органов законодательной, исполнительной и судебной власти, термин "исполнительный" орган в сознании российских должностных лиц все еще означает подсобный, вспомогательный орган, а не орган, исполняющий закон. Что касается милиции, то это можно проиллюстрировать на примере возложения на нее обязанностей по содействию другим государственным органам. Законом "О милиции" в п.22 ст.10 устанавливается обязанность милиции осуществлять привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированных судом, уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями…, в п.23 ст.10 устанавливается обязанность оказывать содействие в пределах своих полномочий должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления… в осуществлении их законной деятельности.
Постановлением Правительства
РФ от 14 августа 1992 г. № 589 "Об утверждении
Положения о вневедомственной охране
при органах внутренних дел РФ"[26]
на милицейские подразделения
То есть эта модель милиции не рассчитана на функционирование в рамках жестких ограничений, связанных с необходимостью соблюдения основных прав человека и гражданина, которые правовое государство обязано налагать на свои полицейские структуры. К настоящему времени назрела острая необходимость переоценки социальной роли милиции, принципов ее взаимоотношений с личностью, внесения коррективов в систему целей и приоритетов милицейской деятельности, т.е. переосмысления и разработки новой концепции содержания правового регулирования организации и деятельности милиции.
Большую роль в выработке
перспективного видения развития законодательной
базы, планомерного и научного подхода
к проблеме дальнейшего развития
правового обеспечения
Перечень подлежащих разработке (доработке) проектов законодательных актов, регулирующих деятельность милиции, органов внутренних дел и внутренних войск на ближайшую перспективу достаточно широк. Среди них: проекты федеральных законов "Об органах внутренних дел Российской Федерации", "О государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации", "О борьбе с коррупцией" и многие другие.
Однако указанные федеральные
законы до сих пор не приняты. Кроме
того, этот перечень не является исчерпывающим
и работа по совершенствованию правового
обеспечения организации и
Представляется, что в числе первоочередных мер необходимо принятие новых российских федеральных законов в тех сферах организации деятельности милиции, органов внутренних дел, где будет сформулирована концепция охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
С учетом организации деятельности
милиции в условиях так называемых
горячих точек, других государственных
режимов и состояний срочно требуется
законодательное урегулирование тех общественных
отношений, связанных прямо или косвенно
с организацией деятельности милиции,
органов внутренних дел, которые до сих
пор не урегулированы или урегулированы
недостаточно. Речь идет о законодательном
регулировании чрезвычайного и военного
положений, постконституционного периода
и особенно временных переходных периодов,
об организации государственной власти
с институтами президента, парламента,
правительства, губернатора, о внутрифедеральных
границах, об административно-
Необходимо привести в
соответствие с Конституцией РФ и
общепризнанными нормами
В то же время требуется повышение качества содержания законодательных актов об организации деятельности милиции, органов внутренних дел. Это связано с наличием в действующих актах большого количества отсылочных норм, низким уровнем юридической техники, неудовлетворительным ресурсным обеспечением принятых законов.
Для повышения результативности
работы необходимо постоянное обучение
сотрудников милиции, органов и
подразделений внутренних дел знанию
современной законодательной
Надо сказать, что правовое
обеспечение организации
Федеральные законодательные акты об организации деятельности милиции, органов внутренних дел могут быть развернуты и реализованы с помощью законодательства субъектов Российской Федерации.
Основными направлениями
нормотворческой деятельности органов
законодательной власти субъектов
РФ в сфере организации и
принятие законов, иных нормативно-правовых
актов, устанавливающих
принятие законов и иных нормативно-правовых актов, направленных на усиление борьбы с преступностью (дополнительные меры по предупреждению и пресечению преступных проявлений);
принятие законов, иных нормативно-правовых
актов, устанавливающих
принятие законов, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих социальную защищенность сотрудников милиции. [28]
В настоящее время
Организацию и деятельность
милиции по охране и защите основных
прав граждан обеспечивают и акты
муниципальных органов (органов
местного управления и самоуправления).
В своей совокупности эти акты
образуют местный уровень нормативно-
Существенной особенностью организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан является наличие ведомственного нормотворчества.
Милиция как служба органов внутренних дел является одним из субъектов нормотворчества, под которым принято понимать специальную мыслительную и практическую деятельность, направленную на создание и изменение или отмену правовых норм, путем принятия нормативных правовых актов. Эта их деятельность носит подзаконный, ведомственный характер и служит конкретизации, детализации и организационному обеспечению действия законов, регулирующих организацию и функционирование органов внутренних дел.
В настоящее время имеется
около 3,5 тысяч действующих
Подзаконные правовые акты, в том числе, естественно, ведомственные выполняют (или должны выполнять) функцию достаточно эффективного механизма обеспечения действия закона, то есть относятся к правовым средствам (гарантиям) реализации права. Считается, что одним из признаков качества закона является его прямое действие, но на практике и законы прямого действия, в том числе Конституция РФ, в силу комплекса причин (экономических, духовно-культурных, организационных и др.), имеющих сильнодействующей характер, могут бездействовать или действовать не эффективно.
Можно выделить две разновидности нормотворческой деятельности рассматриваемых субъектов - компетенционную и делегированную и соответственно виды нормативно-правовых актов. Компетенционное нормотворчество имеет своими адресатами преимущественно саму милицию и ее сотрудников, т.е. регулирует, главным образом, организационные, управленческие отношения. Делегированное нормотворчество касается в значительной мере и степени отношений милиции и ее сотрудников с физическими и юридическими лицами. Последнее также имеет большое распространение. Имеется в виду предоставление права организовывать разработку самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательных для адресатов нормативных актов по безопасности дорожного движения.
Нормотворческая компетенция милиции, как и МВД России в целом, непосредственно определяется рядом нормативных актов, устанавливающих компетенцию всех других органов системы МВД России. [30]
Службы милиции, входящие в систему МВД России, готовят (принимают) следующие виды нормативных правовых актов: приказы, инструкции и указания (последний - совместно с руководителями других правоохранительных органов), а также такие виды систематизированных или комплексных нормативных правовых актов, как правила, положения, уставы и наставления. Затем по сложившейся традиции нормативные правовые акты объявляются или утверждаются соответствующими приказами Министра внутренних дел, который является руководителем милиции. Однако такая практика вызывает сомнения в своей правильности. Подписываются нормативные правовые акты только Министром внутренних дел Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности. Сказанное, разумеется, относится и к руководителям соответствующего ранга в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, которые являются руководителями соответствующих служб милиции.