Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним и

Содержание работы

Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
2.2. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ предусматривает  целый комплекс правовых норм, определяющий сущность государственно-правовой охраны как института правового государства, представляющей ведущее направление  деятельности органов государства. Конституция определяет направления  государственно-правовой охраны, основные права и свободы, подлежащие охране, виды соответствующей государственно-правовой деятельности, условия надлежащей организации  государственно-правовой деятельности и гарантии законности реализации государственно-правовой охраны. Из конституционных положений, непосредственно определяющих содержание, структуру и формы государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан, представляется необходимым  выделить следующие.

1. Конституция РФ устанавливает,  что права и свободы граждан  являются высшей ценностью, а  государство обязуется признавать, соблюдать и защищать эти права  и свободы (ст.2). Эта норма более  подробно раскрывается в других  статьях Конституции РФ и в  текущем законодательстве России.

Конституционная обязанность  государства соблюдать и защищать права и свободы человека и  гражданина состоит в создании системы  их охраны и защиты, в которую  включаются меры по созданию условий  реализации прав и свобод, судебные и административные органы, парламентские  и президентские структуры, а также четкие юридические процедуры такой охраны и защиты. [4]

2. Конституция РФ закрепляет  исключительное право Российской  Федерации регулировать права  и свободы человека и гражданина, а также прав национальных  меньшинств (ст.71). Понятие "регулирование"  в данном случае означает, что  делом Российской Федерации является  определение перечня прав и  свобод, их конституционно-правовое  закрепление, установление конституционных  и иных гарантий, механизмов и  процедур их реализации и охраны, ответственности за их нарушение.

Охрана основных прав и  свобод есть одновременно и аспект их регулирования. Принятие Российской Федерацией к своему ведению конституционно-правового  регулирования в сфере прав и  свобод не только подчеркивает приоритет  этой сферы, но и обеспечивает единство в подходе к правам и свободам человека и гражданина на всей территории Российской Федерации. В осуществлении  функции регулирования прав и  свобод прежде всего участвует Федеральное Собрание - Парламент РФ, а также Президент РФ, Правительство РФ и другие органы государственной власти как субъекты законодательной инициативы.

3. Конституция РФ закрепляет  положение о Президенте РФ  как гаранте прав и свобод  человека и гражданина (п.2 ст.80). Выполняя  это положение, Президент РФ  обеспечивает согласованное функционирование  и взаимодействие всех органов  государственной власти (законодательной,  исполнительной и судебной), причем  как федеральных, так и субъектов  РФ.

В соответствии с п.4 ст.78 Конституции РФ Президент РФ осуществляет государственный надзор и контроль за деятельностью органов исполнительной власти, в том числе через аппарат своей Администрации и через своих полномочных представителей в федеральных округах и в субъектах РФ.

Согласно ст.115 Конституции  РФ Президент с целью предупреждения нарушений прав и свобод граждан  может отменить постановление или  распоряжение Правительства РФ в  случае его противоречия федеральным  законам и указам Президента, или  нарушения закона, определяющего  права и свободы человека и  гражданина. Согласно ст.85 Конституции  РФ Президент вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или  в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

4. Конституция РФ в  гл.5 возлагает некоторые полномочия  по осуществлению государственного  контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере прав и свобод человека на законодательные органы государственной власти и, в частности, на палаты Федерального Собрания - Парламента РФ. В соответствии со ст.102, 103 Конституции РФ устанавливается контроль палат Федерального Собрания РФ за исполнением федерального бюджета (контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета) Правительством РФ и подведомственными ему министерствами и ведомствами. В этих целях создается и действует Счетная палата РФ, которой обе палаты Федерального Собрания РФ дают те или иные поручения.

Кроме того, установлен порядок  ответов членов Правительства РФ на вопросы и запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной  Думы.

5. Конституция РФ в  ст.114 возлагает на Правительство  РФ полномочия по осуществлению  мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране  собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью.

В соответствии со ст.12 Федерального конституционного закона "О Правительстве  РФ"[5] на Правительство РФ возлагается  полномочие по осуществлению государственного контроля за соблюдением прав и свобод граждан федеральными министерствами и ведомствами. В этой связи Закон уполномочивает Правительство РФ отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие, применять меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения к назначаемым Правительством РФ должностным лицам.

В целях охраны прав и  свобод человека и гражданина на Министерство внутренних дел РФ как орган исполнительной власти возлагается обеспечение  безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и  обеспечение общественной безопасности (ст. 2 Закона РФ "О милиции") [6].

6. Конституция РФ в  ч.4 ст.125 закрепляет полномочия Конституционного  Суда РФ, имеющие важное значение  для охраны и защиты конституционных прав и свобод личности.

По жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов он правомочен проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке установленном федеральным законом. Проверяется конституционность не любого закона, а только затрагивающего права и свободы. Конституционный Суд вынужден нередко отказывать в рассмотрении поступивших жалоб в связи с их неподведомственностью ему или несоответствием требованиям закона.

7. Конституция РФ в  ст.129 закрепляет положение о статусе  Прокуратуры РФ как системы  государственных органов, осуществляющих  надзор за исполнением действующих  на территории Российской Федерации  законов. Осуществление надзора  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина является  самостоятельным направлением надзорной  деятельности органов прокуратуры,  в ходе которого рассматриваются и проверяются заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод, принимаются меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

8. Конституция РФ в  ч.1 ст.103 предусматривает введение  в нашей стране поста Уполномоченного  по правам человека в РФ. По  идее новый институт должен  гармонично вписываться в действующую  систему контроля и надзора,  образовать целостный механизм  защиты основных прав граждан.  Принятие Федерального конституционного  закона "Об Уполномоченном по  правам человека в РФ" явилось  важной вехой на пути укрепления законности гарантий прав личности в России.

9. Конституция РФ в  ст.12 закрепляет основу конструкции  российской государственности - местное самоуправление. В соответствии  со ст.132 Конституции РФ и ст.15 Закона об общих принципах  организации местного самоуправления[7] органы местного самоуправления  осуществляют охрану общественного  порядка. Это предполагает создание  ими на подведомственной территории  условий, гарантирующих безопасность  личности, беспрепятственную реализацию  гражданами конституционных прав  и свобод. Важную роль в указанной  сфере призвана играть милиция  общественной безопасности. В районах,  городах, районах городов, т.е.  на уровне муниципальных образований  она создается и функционирует  в качестве структурного звена  в составе органов исполнительной  власти - отделов (управлений) внутренних  дел соответствующего субъекта  РФ. То есть, можно сказать, что таким образом осуществляется сочетание государственных и самоуправленческих начал в сфере охраны основных прав и свобод человека и гражданина.

10. Конституция РФ в  ст.46 закрепляет право каждого  на обращение в суд - право  гражданина и человека на правосудие. Этот принцип предполагает, что  любой гражданин может обратиться  за помощью к судебной власти  в случае нарушения его прав  должностными лицами и органами  исполнительной власти. Конституция  РФ выделяет право гражданина, пострадавшего от преступного  посягательства, на доступ к правосудию (ст.52).

11. Конституция РФ в  ст.52 устанавливает охрану законом  права потерпевших от преступлений  и злоупотреблений властью.

12. Конституция РФ в  ст.52 устанавливает полномочия государства  по обеспечению доступа к правосудию  и компенсации причиненного ущерба.

Таким образом, обобщение  конституционно-правовых норм свидетельствует, что структура института государственно-правовой охраны основных прав и свобод человека и гражданина определяет следующее  содержание правоохранительной функции  государственных органов: а) предупреждения нарушения прав; б) восстановления нарушенного  права; в) отмены законодательных и  подзаконных нормативных актов  в случае их противоречия закону (признания  их недействительности); г) возмещения ущерба и морального вреда, причиненного человеку и гражданину; д) решения вопроса об ответственности нарушителя прав человека и гражданина.

Правильная организация  государственно-правовой охраны конституционных  прав и свобод требует четкого  нормативного определения критериев  нарушений основных прав и свобод, подлежащих именно государственно-правовой охране, установления хотя бы примерного перечня их признаков.

Только на основе реализации основных прав и свобод человека и  гражданина можно проектировать  и осуществлять меры по развитию и  совершенствованию общества и государства  в целом. Вся деятельность государства, в том числе его юридических  органов, в первую очередь должна быть обращена к человеку, его интересам, правам и свободам. Юридическое направление  охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина обладает особым значением, поскольку оно (это обеспечение) должно иметь правовую форму и  гарантироваться деятельностью  правоохранительных и судебных органов.

 

2. Теоретические  основы государственно-правового  механизма охраны конституционных  прав и свобод человека и  гражданина в российской федерации

 

 

Положения Конституции РФ определяют особое место человека, его прав и свобод в системе  конституционных отношений, выдвигают  защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст.2 Конституции  РФ "человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства". Развитие этого тезиса должно быть подкреплено наличием действенных  механизмов реализации, охраны и защиты прав личности.

Гарантированность прав и  свобод - это своеобразный внешний  механизм ограничения власти, которая  всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни[8]. В этой связи необходимо создавать новые и совершенствовать уже существующие механизмы правового характера против злоупотребления властью. Охрана и защита прав человека и гражданина неотделимы от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и в полной мере возможна лишь в контексте принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на охрану и защиту всей системы конституционных прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социально-экономических, культурных[9].

Статья 45 Конституции РФ устанавливает: "Государственная  защита прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

То есть процесс обеспечения  государством конституционных прав и свобод человека и гражданина состоит  в создании условий и предоставлении возможностей государством человеку и  гражданину для реализации ими своих  основных прав и свобод. Иными словами, государство осуществляет охрану и  защиту основных прав и свобод человека и гражданина, помогает им реализовать  свои основные права и свободы.

Для реализации конституционных  прав и свобод граждан особенно важна  обусловленная требованиями режима законности деятельность правоохранительных органов.

Необходимо отметить, что  роль отдельных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения  основных прав и свобод граждан далеко не одинакова. Это объясняется различием  функций, компетенции, ведомственной  принадлежности, форм, методов, условий  работы, а также сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ названных факторов позволяет сделать  вывод о том, что основную нагрузку в решении, правоохранительных задач  несут органы правосудия, прокуратуры  и внутренних дел, милицию.

Деятельность правоохранительных органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами, неукоснительное  следование которым является важной гарантией выполнения возложенных  на них задач в сфере обеспечения  стабильности правопорядка, охраны основных прав и свобод граждан. В основе правового  регулирования компетенции правоохранительных органов лежат принципиальные требования Конституции РФ. Так, Конституция  РФ возлагает на Генерального прокурора  РФ и подчиненных ему прокуроров осуществление надзора за точным и единообразным исполнением  законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, на милицию - обеспечение безопасности личности.

Информация о работе Правоохранительные органы