Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним и

Содержание работы

Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
2.2. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

 

Деятельность государства, осуществляемую с целью обеспечения  законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, в теории государства  и права принято именовать  правоохранительной функцией.

 

Таким образом, юридические  основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи различных отраслей права, регламентирующих эту сферу  функционирования государства.

 

Правоохранительные органы РФ - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд  негосударственных институтов, таких  как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие. В российском законодательстве пока не сложилось  четкого определения понятия  “Правоохранительные органы”. В  этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие  органы, которые обладают следующими признаками:

 

- они уполномочены законом  и осуществляют свою деятельность  в соответствии с ними;

 

- деятельность их процессуально  регламентирована и осуществляется  на основе соответствующих правил  и процедур, нарушение которых  ведет к дисциплинарной административной  или уголовной ответственности;

 

- лица, стоящие на службе  в этих органах должны иметь  специальную подготовку;

 

- в процессе своей деятельности  они имеют право применять  установленные законом меры государственного  принуждения к лицам, допустившим  правонарушение;

 

- обязательность решений  этих органов для исполнения  должностными лицами и гражданами  при условии их законности  и обоснованности.

 

К государственным правоохранительным органам относятся:

 

- суд;

 

- прокуратура;

 

- органы юстиции;

 

- органы внутренних дел;

 

- органы предварительного  расследования;

 

- таможенные органы;

 

- служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

 

- органы обеспечения безопасности.

 

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные  и охранные службы.

 

Организацию, структуру и  компетенцию правоохранительных органов  определяют функции, которые на них  возложены:

 

- конституционный контроль;

 

- осуществление правосудия;

 

- прокурорский надзор;

 

- расследование преступлений;

 

- исполнение судебных  решений;

 

- оперативно-розыскная деятельность;

 

- оказание юридической  помощи;

 

- профилактическая деятельность  по предупреждению правонарушений.

 

В совокупности эти функции  характеризуют разделение компетенции  правоохранительных органов и в  определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или  отсутствие соответствующего правоохранительного  органа. Наиболее тесно связаны между  собой функции, осуществляемые по уголовным  делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, либо реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

 

Правоохранительные органы могут осуществлять одну или несколько  функций. Так, функцией осуществления  правосудия наделены исключительно  судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная  деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения  безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.

 

Каждой функции соответствуют  определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются соответствующим  правоохранительным органам.

 

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных  структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

 

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Прежде чем  рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, то в чем это участие заключается.

 

Данный вопрос возникает  в связи с тем, что в последние  годы много говорится о деполизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Исходя из сказанного правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных политических групп. В целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращение преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) будет достигнута путем направлений:

 

- принятия новых федеральных  законов, других законов и иных  правовых актов, направленных  против преступности и всех  правонарушений;

 

- совершенствования системы  деятельности правоохранительных  органов, обязанных противодействовать  преступности и всем правонарушениям,  с разграничением их полномочий  и компетенции;

 

- установление принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных  органов, направлений на сокращение  преступности и всех правонарушений;

 

- определение новых юридических  и научно-технических средств,  методов и приемов противодействия  преступности и всем правонарушениям;

 

- возложение обязанности  оказывать содействие правоохранительным  органам в борьбе с преступностью  и всеми правонарушениями на  другие государственные органы, общественные и частные организации,  а также население с установлением  пределов их участия в этой  деятельности;

 

- развитие финансовой  и материально-технической базы  для деятельности правоохранительных  органов при противодействии  преступности и всем правонарушениям.

 

Таковы основные направления  организации и деятельности правоохранительных органов.

 

При определении места  рассматриваемого курса среди других юридически дисциплин, которые изучаются  в юридическом вузе исходят из того что данный курс “Введение  в специальность” так или иначе  связан с другими учебными дисциплинами. В учебном процессе эта связь  состоит в том, что “Введение  в специальность” является вводной  дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности, необходимые для дальнейшего  изучения юриспруденции. В дальнейшем Вам предстоит изучать такую  дисциплину как “Правоохранительные  органы Российской Федерации”, в которой будут излагаться исходные сведения о правоохранительной деятельности.

 

2. Правоохранительные  органы: общая характеристика и  система

 

Для выполнения направлений  правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В настоящее время по разному решается вопрос о том, какие конкретно государственные органы и общественные формирования образуют систему правоохранительных органов. Чаще всего предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды, прокуратура, органы предварительного следствия, МВД и его органы (включая милицию), служба госнаркоконтроля Российской Федерации, Министерство юстиции, таможенные органы, органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь.

 

Конституционный суд РФ как  судебный орган конституционного контроля обеспечивает систему правоохранительных органов нормативной основой  деятельности соответствующей Конституции  РФ. Это достигается путем рассмотрения дел о соответствии Конституции  РФ федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ, конституций  республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов, а  также законов, примененных или  подлежащих применению в конкретном деле.

 

Суды общей юрисдикции - это созданные в соответствии с национально-государственным устройством  и административно-территориальным  делением РФ государственные органы судебной власти, которые рассматривают  и разрешают гражданские и  уголовные дела. Суды общей юрисдикции занимают особое положение в системе  правоохранительных органов. Так, в  ходе предварительного расследования  суды общей юрисдикции осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью действий решений органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, ограничивающих права граждан на свободу и личную неприкосновенность, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Рассматривая и разрешая уголовные дела, эти органы судебной власти осуществляют проверку законности и обоснованности предшествующей правоохранительной деятельности органов предварительного расследования.

 

Военные суды - органы судебной власти, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, а также в органах  и формированиях, в которых действующим  законодательством предусмотрена  военная служба. Основным отличием военных судов является то, что  они, во-первых, созданы безотносительно  к национально-государственному устройству и административно-территориальному делению РФ, а применительно к  построению Вооруженных Сил РФ, и, во-вторых, рассматривают и разрешают, главным образом, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими  и военнообязанными во время прохождения  ими военных сборов.

 

Арбитражные суды (Высший Арбитражный  Суд РФ, федеральные арбитражные  суды округов, арбитражные суды субъектов  РФ) осуществляют правосудие путем  разрешения экономических споров, возникающих  из гражданских, административных и  иных правоотношений, а также иных дел, отнесенных к их компетенции.

 

Прокуратура - это государственный  орган, основным назначением которого является надзор за правильным и точным исполнением законов на всей территории РФ, в том числе и органами, ведущими борьбу с преступностью. Прокуратура  в системе правоохранительных органов  является своеобразным связывающим  звеном между органами предварительного следствия и органами судебной власти (судами общей юрисдикции и военными судами). Прокуроры утверждают обвинительные  заключения по делам, производство по которым вели органы предварительного расследования и поддерживают по ним обвинение в судебном разбирательстве. Кроме того, прокуратура как правоохранительный орган осуществляет надзор за исполнением  законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами и т.д.

 

Органы предварительного следствия (следователи прокуратуры, органов внутренних дел и федеральной  службы безопасности) осуществляют расследование  уголовных дел, отнесенных к их компетенции. В своей деятельности органы предварительного следствия взаимодействуют с  органами милиции. Расследуя уголовные  дела, органы предварительного следствия  обеспечивают надлежащие условия для  деятельности судов общей юрисдикции и военных судов по отправлению  правосудия. Компетенция следователей указанных ведомств определяется уголовно-процессуальным законом по предметному принципу (т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел и федеральных служб безопасности.

 

Следователи-уполномоченные государством должностные лица, которые  призваны в соответствии с законом  устанавливать событие преступления, принимать меры по возмещению причиненного преступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступления, предупреждению новых преступных деяний. Для выполнения этого следователи наделены специальными полномочиями, перечень которых дан в УПК. С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Именно от своевременных, квалифицированных в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Информация о работе Правоохранительные органы