Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 11:17, курсовая работа
Целью дипломного исследования выступают научная разработка проблем, формулирование теоретических и практических выводов, направленных на совершенствование законодательства о правовом положении иностранных граждан и деятельности органов внутренних дел по обеспечению режима пребывания иностранных граждан в Приморском крае.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих основных задач:
– провести анализ административно-правового статуса иностранных граждан и сформулировать его понятие, опираясь на положения, содержащиеся в научной литературе и нормативных источниках;
стр.
ВВЕДЕНИЕ
................................................................................................................
ГЛАВА 1.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ
1.1.
Административно-правовая характеристика статуса иностранных граждан в РФ
1.2.
Понятие и общая характеристика режима пребывания иностранных граждан в РФ
1.3.
Особенности обеспечения режима пребывания иностранных граждан в РФ
ГЛАВА 2.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ КАК ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
2.1.
Понятие, правовая природа и содержание нарушений правил пребывания в Приморском крае иностранными гражданами
2.2.
Меры административного принуждения, применяемые к нарушителям специального правового режима пребывания в Приморском крае
2.3.
Задачи и основные направления деятельности аппаратов и служб ФМС по осуществлению контроля над пребыванием в Приморском крае иностранных граждан
ГЛАВА 3.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
3.1.
Нормы административного права в механизме обеспечения режима пребывания в Приморском крае иностранных граждан
3.2.
Акты применения и административные правоотношения в механизме обеспечения режима пребывания иностранных граждан в приморском крае
3.3.
Пути совершенствования обеспечения административно-правового режима пребывания в Приморском крае иностранных граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
..........................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
.......................................................................................................
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||||
ВВЕДЕНИЕ |
.............................. |
|||
ГЛАВА 1. |
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ |
| ||
1.1. |
Административно-правовая характеристика статуса иностранных граждан в РФ |
| ||
1.2. |
Понятие и общая характеристика режима пребывания иностранных граждан в РФ |
| ||
1.3. |
Особенности обеспечения режима пребывания иностранных граждан в РФ |
|||
ГЛАВА 2. |
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ КАК ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ |
|||
2.1. |
Понятие, правовая природа и содержание нарушений правил пребывания в Приморском крае иностранными гражданами |
|||
2.2. |
Меры административного принуждения, применяемые к нарушителям специального правового режима пребывания в Приморском крае |
|||
2.3. |
Задачи и основные направления деятельности аппаратов и служб ФМС по осуществлению контроля над пребыванием в Приморском крае иностранных граждан |
|||
ГЛАВА 3. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ |
|||
3.1. |
Нормы административного права в механизме обеспечения режима пребывания в Приморском крае иностранных граждан |
|||
3.2. |
Акты применения и административные правоотношения в механизме обеспечения режима пребывания иностранных граждан в приморском крае |
|||
3.3. |
Пути совершенствования обеспечения административно-правового режима пребывания в Приморском крае иностранных граждан |
|||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
.............................. |
|||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
.............................. |
|||
ПРИЛОЖЕНИЯ |
.............................. |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономические и политические изменения последних лет, произошедшие в Российской Федерации, позволили значительно расширить долю ее участия в международных отношениях. При этом открытость для международного сотрудничества, с одной стороны, повлекла за собой миграционный отток из отдельных регионов страны российских граждан, а с другой — ежегодное увеличение въезжающих или использующих ее территорию для транзита иностранцев. В то же время рассматриваемые миграционные процессы, с учетом географического положения России, ее богатых природных ресурсов и рынка труда, нередко сопровождаются незаконной миграцией, проблема которой приобрела особое значение для приграничных регионов страны, включая и Приморский край.
Среди выявленных незаконных мигрантов основную часть составляют иностранные граждане, нарушающие правила привлечения и использования иностранной рабочей силы. Причем их число за последние три года выросло более чем в 1,5 раза. Помимо этого, только в Приморском крае в 2004 г. из незаконного оборота у иностранных граждан было изъято 3437 м3 леса твердых пород, 2741 л фальсифицированной алкогольной продукции, 1418 кг сухого трепанга и др. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Дальневосточном федеральном округе их цели направлены на незаконную добычу и вывоз из Российской Федерации биологических и иных природных ресурсов, а также контрабанду.
Названные проблемы оказывают непосредственное влияние на состояние режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, в частности на территории Приморского края, в обеспечении которого ведущая роль принадлежит органам внутренних дел. Следует отметить, что компетенция последних была расширена после подчинения им Федеральной миграционной службы.
Деятельность органов внутренних дел в рассматриваемом направлении сопровождается динамичными процессами совершенствования нормативно-правового регулирования. При этом поспешность в принятии ряда нормативных правовых актов привела к тому, что отдельные содержащиеся в них нормы либо противоречат друг другу, либо не учитывают существенных особенностей рассматриваемой группы общественных отношений. Прежде всего, речь идет о тех из них, которые определяют порядок ведения иностранцами трудовой и предпринимательской деятельности, а также осуществление ими туристических поездок. Кроме того, представляют научный интерес нормы, устанавливающие ответственность иностранных и российских юридических и физических лиц за нарушение порядка пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Среди них отдельного внимания заслуживают нормы, регулирующие исполнение решений об административном выдворении и депортации иностранцев, а также их временного содержания, так как отсутствует правовая база для создания специальных учреждений органов внутренних дел, предназначенных для временного содержания вышеуказанной категории лиц.
Сложившаяся ситуация существенно затрудняет деятельность органов внутренних дел по обеспечению режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. В свою очередь, возникающие проблемы требуют глубокого анализа, теоретического осмысления и научных обобщений, что обусловило актуальность и выбор диссертантом темы исследования.
Кроме того, реформирование органов исполнительной власти, развитие международного сотрудничества Российской Федерации и ее отдельных субъектов, продолжающийся миграционный отток населения из некоторых регионов России (к их числу относится и Приморский край) на фоне стабильно увеличивающегося количества въезжающих в нашу страну иностранных граждан вызывают необходимость проведения дальнейшего научного изучения вопросов обеспечения режима пребывания иностранных граждан и совершенствования деятельности органов внутренних дел в рассматриваемом аспекте.
Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования выступают научная разработка проблем, формулирование теоретических и практических выводов, направленных на совершенствование законодательства о правовом положении иностранных граждан и деятельности органов внутренних дел по обеспечению режима пребывания иностранных граждан в Приморском крае.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих основных задач:
– провести анализ административно-правового статуса иностранных граждан и сформулировать его понятие, опираясь на положения, содержащиеся в научной литературе и нормативных источниках;
– сформулировать понятие «правовой режим пребывания в Российской Федерации иностранных граждан»;
– провести сравнительный анализ нормативных правовых актов и отдельных норм, определяющих правовое положение иностранных граждан, режим их пребывания на территории Российской Федерации, ведение трудовой и предпринимательской деятельности, а также устанавливающих ответственность за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации;
– исследовать компетенцию и содержание деятельности органов внутренних дел по обеспечению режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации с учетом особенностей в Приморском крае;
– провести анализ проблем применения к иностранным гражданам, нарушающим правила пребывания в Российской Федерации, мер административного принуждения с учетом особенностей в Приморском крае.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе определения основ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства и обеспечения органами внутренних дел режима их пребывания в Российской Федерации на примере Приморского края.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты Российской Федерации и нормы международного права, устанавливающие правовое положение и режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирующие деятельность органов внутренних дел в данном направлении.
Методология и методика исследования. Дипломное исследование базируется на диалектическом методе научного познания и опирается на теорию познания философии, общей теории и социологии права с учетом приоритетных направлений развития гражданского общества и современной концепции регулирования миграционных процессов. Кроме того, для достижения задач исследования были использованы научные методы комплексного системного изучения явлений и процессов, частные и специальные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, логический, а также системно-структурный.
В работе использованы ранее действовавшие и современные нормативные правовые акты Российской Федерации и зарубежных стран, международные правовые акты и соглашения, а также материалы социологических исследований.
В процессе исследования проанализированы труды ученых, занимающихся научной разработкой проблем, имеющих отношение к избранной диссертантом теме, а также использовались источники по общей теории права, науке управления, международному, административному и конституционному праву, административной деятельности органов внутренних дел.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в дипломной работе положения, выводы и предложения могут быть использованы в дальнейших разработках проблем, связанных с административно-правовой деятельностью органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации; в развитии федерального и регионального законодательства, регулирующего отношения в рассматриваемой сфере, а также в преподавании дисциплин «Административное право», «Административная деятельность органов внутренних дел» и соответствующих специальных курсов при их введении в программу обучения.
Практическая значимость проведенного исследования определяется конкретными выводами и предложениями, направленными на совершенствование правового регулирования отношений в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, деятельности органов внутренних дел в исследуемом направлении с учетом проводимого реформирования их системы и структуры, а также особенностей Приморского края.
Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ
1.1. Административно-правовая характеристика статуса иностранных граждан в РФ
Степень участия населения того или иного государства в общественных отношениях во многом зависит от объема прав и обязанностей, которыми они наделяются внутригосударственными нормативными правовыми актами. Единство таких прав и обязанностей образует их правовой статус. Как отмечает Е.А. Лукашева, «правовой статус человека и гражданина может быть охарактеризован как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативно – юридических актах» [72, с. 78].
Одним из основных факторов, оказывающих влияние на объем правового статуса человека и гражданина, является гражданство. Наличие или отсутствие которого позволяет разделить лиц пребывающих на территории любой страны, на три группы «граждане (подданные)», «иностранные граждане» и «лица без гражданства». Если первая категория таких лиц обладает всей полнотой прав и обязанностей, установленных в Конституциях и законодательных актах страны их проживания, то две другие, как правило, существенно в них ограничены, именно они и представляют интерес для проводимого исследования.
Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы административно – правового статуса вышеуказанной категории лиц, необходимо раскрыть юридическое содержание понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Анализу рассматриваемых правовых категорий посвящены работы многих авторов, хотя единого мнения между ними до сих пор не достигнуто и, прежде всего, это связано с юридическим определением еще одной правовой категории – «иностранец».
Как показывает анализ законодательства ряда стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, понятие иностранец широко используется в законодательстве многих стран, хотя и употребляется в разных значениях. В одних случаях как обобщающее для таких категорий как «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», в других – только в отношении «иностранных граждан» [94, с. 115].
Так, например, во Франции всех лиц, не имеющих французского гражданства, рассматривают в качестве иностранцев. В Финляндии под иностранцем понимается иностранный гражданин, который не является гражданином этой страны. При этом, иностранец – это и гражданин какого – либо иного государства и лицо без гражданства. В Польше иностранцем является каждый, кто не обладает польским гражданством. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона, хотя и не дается прямого определения – «иностранец», но оно широко используется в законодательстве, при этом содержание данного термина в разных странах имеет свои особенности. Например, ст. 7 Закона «О гражданстве Китайской Народной Республики» устанавливает, что иностранцы и лица без гражданства могут вступить в китайское гражданство после возбуждения соответствующего ходатайства и его утверждения…» [30, с. 137]. Таким образом, иностранцем признается только лицо, имеющее гражданство другого государства. Напротив, в ст.4 Закона «О подданстве Японии» определяется, что министр юстиции не может дать санкцию на натурализацию, если иностранец не имеет гражданства или должен быть лишен гражданства в соответствии с порядком приобретения японского гражданства. Как видно из содержания указанной нормы, понятие «иностранец» используется как в отношении иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Такой же подход к определению понятия «иностранец» осуществлен в законодательстве Южной Кореи, где в статьи 3 и 5 Закона «О гражданстве» были внесены изменения, согласно которым понятие «иностранцы» трактуется как « иностранцы и лица без гражданства» [30, с. 138].