Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка
1. Административное право как отрасль российского права.
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
1. Административное право как отрасль российского права.
Административное право
Административно-правовые нормы регулируют
также управленческие отношения
в процессе деятельности иных форм
осуществления государственной
власти (законодательной, судебной), их
обслуживающих аппаратов, в сфере
деятельности института президентства
и обслуживающих его структур,
а также в аппаратах
Административное право как понятийная категория означает прежде всего государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права.
Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Административное право как
отрасль права – это
Административное право как отрасль законодательства – это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.
2. Предмет, метод и система административного права.
Предмет отрасли АП – управленческие
отношения, возникающие в процессе
реализации государственно-властных функций
и задач для достижения целей
административно-правового
Объектом АП являются также административно-
Если сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как она смыкается с предметами других отраслей права.
Административный метод – это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления правонарушителя и составления административного протокола).
Кроме административного (властного)
метода в административном праве
широко используются методы административно-договорные,
например заключение контракта о
прохождении военной службы или
иной специализированной службы в государственных
органах. Во время заключения административного
договора действует принцип равноправия
сторон, когда же договор о контрактной
службе подписан сторонами, то в действие
вступают административные методы. Однако
есть исключение, когда заключается
равноправный административный договор
между органами исполнительной власти
субъектов РФ или между органом
исполнительной власти субъекта РФ и
федеральным органом
В административном праве используются
и методы стимулирования управленческой
деятельности, различные поощрения
(моральные и материальные), налоговые
льготы и др. Значительно реже используются
методы административного принуждения,
так как это дорогостоящие
методы и не всегда эффективные. Методы
государственного управления и регулирования
в новых экономических условиях
претерпевают серьезные изменения
в соответствии с условиями и
действиями факторов внешней среды,
уровня правосознания граждан и
должностных лиц государства
как субъектов административно-
Система отрасли административного
права – это совокупность норм,
правил административного права, взаимосвязанных
и взаимозависимых и образующих
специфическое информационно-
Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.
Общая часть:
Государственное управление, исполнительные органы власти;
АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
Субъекты административного
Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
Административное
Административная юрисдикция;
Административный процесс и
виды административного
Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Особенная часть:
Административно-правовое регулирование
в сфере экономических
Административно-правовое регулирование
отношений в социально-
Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
Административно-правовое регулирование в иных сферах.
Главным образующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческаяприрода отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.
3. Источники административного права.
При характеристике источников административного права необходимо определить следующее:
Понятие источника административного права;
Виды и формы источников.
К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например Кодекс об административных правонарушениях. Правовые свойства нормативных правовых актов неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного права выделяются следующие нормативные акты: законы, указы, постановления Правительства, другие акты управления.
Законы среди всех источников административного права обладают высшими юридическими свойствами: они регулируют наиболее общие и значительные управленческие и иные отношения административного права. Законы принимаются законодательными органами власти РФ, её субъектов, различаются законы:
Основной закон (Конституция) РФ;
федеральные конституционные законы (например, о Правительстве РФ);
федеральные законы (например, о военном положении, о чрезвычайном положении);
законы РФ(например, об основах муниципальной службы);
основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ;
законы субъектов РФ.
Указы Президента РФ также регулируют
важные вопросы организации
Решения представительных местных органов (местного самоуправления) издаются по вопросам местного управления, охраны порядка и другим вопросам.
Акты управления составляют группу источников административного права. Их принимают высшие органы (Правительство), центральные (министерства и ведомства), органы управления субъектов РФ и муниципальные органы. Акты управления могут приниматься в условиях правового государства только по вопросам управления, то есть распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения и не могут затрагивать прав и обязанностей граждан. С этих позиций основными источниками административного права являются: положения, уставы, кодексы, инструкции, правила, акты, не имеющие названных форм.
Положения как источник административного
права – самая распространенная
и многочисленная форма нормативных
актов. Положения органически
Уставы учреждены и действуют
во многих отраслях государственного
управления. По действующему законодательству
уставы обязаны иметь предприятия,
учебные заведения и многие другие
организации. В уставах закрепляются
структура организации и
Кодексы как источники
Первая группа – о юридической ответственности.
Вторая группа имеет целью упорядочение организации отрасли, в них регулируются, наряду с административно-правовыми отношениями, отношения в других отраслях права.
Инструкции содержат общие разъяснения о порядке проведения в жизнь того или иного акта, а также устанавливают дополнительные правила к ним.
Правила регулируют вопросы, которые в законодательстве урегулированы лишь в принципе.
Кодификация – один из видов, приемов систематизации административного законодательства (Налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях).
Инкорпорация как способ группирования правовых норм отраслевого масштаба или нескольких отраслей существенно помогает в практическом применении законодательства.
4. Понятие социального
Государственное управление – это
сознательное и целенаправленное воздействие,
осуществляемое специальными уполномоченными
органами государственной и
Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).
Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.
Признаки социального (государственного и общественного) управления:
Сознательный (волевой) характер воздействия
субъекта управления на объекты управления.
Он может быть реализован различными
методами и формами в соответствии
с содержанием системы
Целенаправленность
Наличие в системе управления элементов управления:
субъект управления – руководитель; объекты управления – подчиненные;
прямые связи (приказы, команды, указания и др.);