Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО

 

 

1. Административное право как  отрасль российского права.

 

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

 

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения  в процессе деятельности иных форм осуществления государственной  власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере  деятельности института президентства  и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля. Военного управления, аппаратах ЦИК РФ, счетной палаты и иных государственных органах. А также управленческие отношения. Возникающие в сфере негосударственного управления, направленные в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).

 

Административное право как  понятийная категория означает прежде всего государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права.

 

Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает  субъект управления, обладающий государственно-властными  полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.

 

Административное право как  отрасль права – это совокупность норм, правил поведения, установленных  или санкционированных государством, его уполномоченными органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях  регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных  организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.

 

Административное право как  отрасль законодательства – это  совокупность юридических норм и  правил, регулирующих поведение субъектов  правоотношений в процессе осуществления  ими прав и обязанностей в сфере  деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения  управленческого характера, возникающих  при реализации других форм государственной  власти: законодательной, института  президентуры, судебной, органов прокуратуры  РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.

 

2. Предмет, метод и система  административного права.

 

Предмет отрасли АП – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций  и задач для достижения целей  административно-правового регулирования  органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными  должностными лицами. Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

 

Объектом АП являются также административно-процедурные  и другие организационно-правовые отношения  в сфере деятельности аппаратов  исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные  управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной  избирательной комиссии и др.

 

Если сильно сужать предмет отрасли  права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы  предмета до границ объекта, то можно  утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как  она смыкается с предметами других отраслей права.

 

Административный метод – это  властный метод, осуществляемый от имени  государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам  на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления  правонарушителя и составления  административного протокола).

 

Кроме административного (властного) метода в административном праве  широко используются методы административно-договорные, например заключение контракта о  прохождении военной службы или  иной специализированной службы в государственных  органах. Во время заключения административного  договора действует принцип равноправия  сторон, когда же договор о контрактной  службе подписан сторонами, то в действие вступают административные методы. Однако есть исключение, когда заключается  равноправный административный договор  между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом  исполнительной власти субъекта РФ и  федеральным органом исполнительной власти.

 

В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые  льготы и др. Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие  методы и не всегда эффективные. Методы государственного управления и регулирования  в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения  в соответствии с условиями и  действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и  должностных лиц государства  как субъектов административно-правовых отношений.

 

Система отрасли административного  права – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных  и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное  правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений  в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной  власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом  субъектами административного права.

 

Система отрасли административного  права включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную  части, которые, в свою очередь, можно  подразделить и на меньшие подсистемы.

 

Общая часть:

Государственное управление, исполнительные органы власти;

АП как отрасль права, научная  отрасль знаний и учебная дисциплина;

Субъекты административного права;

Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

Административное правонарушение и административная ответственность;

Административная юрисдикция;

Административный процесс и  виды административного производства;

Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

 

Особенная часть:

Административно-правовое регулирование  в сфере экономических отношений;

Административно-правовое регулирование  отношений в социально-культурной сфере;

Административно-правовое регулирование  государственного управления в административно-политической сфере;

Административно-правовое регулирование  в иных сферах.

Главным образующим звеном единого  предмета административно-правового  регулирования является управленческаяприрода отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.

 

3. Источники административного  права.

 

При характеристике источников административного  права необходимо определить следующее:

Понятие источника административного  права;

Виды и формы источников.

 

К источникам административного права  относятся те правовые нормативные  акты органов государственной власти и государственного управления, которые  содержат нормы административного  права, например Кодекс об административных правонарушениях. Правовые свойства нормативных  правовых актов неодинаковы. Различаются  акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного  права выделяются следующие нормативные  акты: законы, указы, постановления  Правительства, другие акты управления.

 

Законы среди всех источников административного  права обладают высшими юридическими свойствами: они регулируют наиболее общие и значительные управленческие и иные отношения административного  права. Законы принимаются законодательными органами власти РФ, её субъектов, различаются  законы:

Основной закон (Конституция) РФ;

федеральные конституционные законы (например, о Правительстве РФ);

федеральные законы (например, о военном  положении, о чрезвычайном положении);

законы РФ(например, об основах муниципальной службы);

основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ;

законы субъектов РФ.

 

Указы Президента РФ также регулируют важные вопросы организации государственного управления.

 

Решения представительных местных  органов (местного самоуправления) издаются по вопросам местного управления, охраны порядка и другим вопросам.

 

Акты управления составляют группу источников административного права. Их принимают высшие органы (Правительство), центральные (министерства и ведомства), органы управления субъектов РФ и  муниципальные органы. Акты управления могут приниматься в условиях правового государства только по вопросам управления, то есть распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения и не могут затрагивать прав и обязанностей граждан. С этих позиций основными источниками административного права являются: положения, уставы, кодексы, инструкции, правила, акты, не имеющие названных форм.

 

Положения как источник административного  права – самая распространенная и многочисленная форма нормативных  актов. Положения органически закрепляют компетенцию одного органа государственного управления или группы таких органов, например положения о министерствах, комитетах и других органах, а  также их структурных подразделениях.

 

Уставы учреждены и действуют  во многих отраслях государственного управления. По действующему законодательству уставы обязаны иметь предприятия, учебные заведения и многие другие организации. В уставах закрепляются структура организации и компетенция  входящих в неё органов.

 

Кодексы как источники административного  права.

 

Первая группа – о юридической  ответственности.

 

Вторая группа имеет целью упорядочение организации отрасли, в них регулируются, наряду с административно-правовыми  отношениями, отношения в других отраслях права.

 

Инструкции содержат общие разъяснения  о порядке проведения в жизнь  того или иного акта, а также  устанавливают дополнительные правила  к ним.

 

Правила регулируют вопросы, которые  в законодательстве урегулированы  лишь в принципе.

 

Кодификация – один из видов, приемов  систематизации административного  законодательства (Налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях).

 

Инкорпорация как способ группирования  правовых норм отраслевого масштаба или нескольких отраслей существенно  помогает в практическом применении законодательства.

4. Понятие социального управления.

 

Государственное управление – это  сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными  органами государственной и муниципальной  власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с  использованием системы мер убеждения  и административного принуждения  для обеспечения достойных условий  жизни личности, семьи и общества в целом.

 

Общественное управление делами государства  осуществляется в основном политическими  партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и  иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции  РФ).

 

Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя  целостную систему социального  управления.

 

Признаки социального (государственного и общественного) управления:

Сознательный (волевой) характер воздействия  субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, её зависимости от влияния различных  факторов и условий внешней среды;

Целенаправленность воздействия, так как цель государственного управления имеет не только объективный характер развития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп  или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесообразности;

Наличие в системе управления элементов  управления:

субъект управления – руководитель; объекты управления – подчиненные;

прямые связи (приказы, команды, указания и др.);

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"