Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

12. Негосударственные организации.

 

Организация – это коллектив  работников, возглавляемый своим  органом управления и имеющий  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

 

Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения. В зависимости  от видов собственности они подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

 

Негосударственные предприятия действуют  на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

 

Влияние на негосударственные предприятия  со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными  полномочиями. Государство не участвует  в комплектовании состава администрации  негосударственного предприятия. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима, который является общим для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдением ими установленного режима.

 

Порядок управления негосударственным  предприятием определяется законодательством  и уставом предприятия. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

 

Собственник предприятия осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через назначенные  им органы. Собственник или уполномоченный им орган может полностью или  частично делегировать свои права высшему  органу управления предприятием (совету, правлению), предусмотренному его уставом.

 

Руководитель предприятия нанимается собственником. При найме с ним  заключается договор (контракт), в  котором определяются права, обязанности  и ответственность руководителя предприятия перед собственником  и трудовым коллективом, условия  оплаты труда, срок контракта, условия  освобождения от занимаемой должности.

 

Руководитель предприятия без  доверенности действует от его имени, представляет его интересы, распоряжается  имуществом предприятия, заключает  договоры, выдает доверенности, открывает  в банке расчетные и другие счета, утверждает штаты, издает приказы  и дает указания, обязательные для  всех работников предприятия.

 

В соответствии с законодательством  ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием для такого решения могут быть истечение  срока, на который создано предприятие; достижение цели, ради которой создано; признание в судебном порядке  его регистрации недействительной; осуществление деятельности без  лицензии; грубое нарушение закона; признание его несостоятельным (банкротом).

 

Что касается муниципальных предприятий  и учреждений, то ряд вопросов их правового положения, взаимоотношений  с органами исполнительной власти разных уровней определен ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995, Законом РФ «О краевом, областном  Советах народных депутатов и  краевой, областной администрации» от 5 марта 1992, Указом Президента РФ «Об  Управлении Президента РФ по вопросам местного самоуправления» от 25 мая 1998 и др. прав. актами.

 

Органы МСУ вправе создавать  предприятия, учреждения и организации  для осуществления хозяйственной  деятельности, решать вопросы их реорганизации  и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной  собственности, осуществляют регулирование  цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают  и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

 

Органы МСУ непосредственно  управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы  организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения  МСУ.

 

Органы МСУ вправе координировать участие предприятий, учреждений и  организаций в комплексном социально-экономическом  развитии территории муниципального образования. Их долг – создавать благоприятные  условия для предпринимательства, эффективного использования местных  природных ресурсов и координации  деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказанию ему услуг, обеспечению его продуктами питания и товарами народного  потребления. Но они не вправе устанавливать  ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных  ФЗ и законами субъектов Федерации.

13. Понятие и виды общественных  объединений.

 

Право граждан на объединение предусмотрено  ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 (с последующими изменениями), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995, «О политических партиях» от 11.07.2001 (с изм. от 25 июля 2002 г.) и другими актами.

 

Действие ФЗ «Об общественных объединениях»  распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных  организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими  некоммерческих союзов (ассоциаций), а  также на деятельность созданных на территории РФ структурных подразделений – организаций, отделений или филиалов и представительств – иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

 

Общественное объединение –  добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих  целей, указанных в уставе общественного  объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

 Для общественных организаций  как для субъектов административного  права характерны признаки: добровольность  объединения; наличие устава или  положения, регулирующего правовое  положение данной организации;  организационная имущественная  обособленность; наличие органов  самоуправления; материальное участие  членов организации в создании  материальной базы; как правило,  стабильный состав, сочетающийся  с возможностью обновления.

 

 

Формы общественных объединений:

Общественная организация –  основанное на членстве общественное объединение, созданное для общих  интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение – это  не имеющее членства массовое общественное объединение, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

Общественный фонд – это один из видов некоммерческих объединений, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов  и иных не запрещенных законом  поступлений и использовании  данного имущества на общественно  полезные цели.

Общественное учреждение – не имеющая  членства общественная организация, создается  с целью оказания конкретного  вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого  объединения.

Орган общественной самодеятельности создается с целью совместного  решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту  жительства, работы или учебы, для  удовлетворения потребностей неограниченного  круга лиц, чьи интересы связаны  с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическое общественное объединение  – общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей  закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния  на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы МСУ посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных  общими производственными, профессиональными  интересами по роду их деятельности, создаваемое  в целях представительства и  защиты их социально-трудовых прав и  интересов.

Молодежные и детские объединения  – им оказывается государственная  поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами гос. власти в целях создания и  обеспечения правовых, экономических  и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей  и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и  защиты их прав.

 Благотворительные организации  понимается добровольная деятельность  граждан и юридических лиц  по бескорыстной (безвозмездной  или на льготных условиях) передаче  гражданам или юридическим лицам  имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, особенности создания и деятельности благотворительных организаций.

 

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или  действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности  РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в  т.ч. иностранцы) с 18 лет, молодежных – с 14 лет, а детских общественных объединений – с 10 лет.

 

возникает с момента государственной  регистрации данного объединения  в органах юстиции. В этом случае ему выдается соответствующее свидетельство. Для регистрации общественного  объединения необходимо: заявление  в регистрирующий орган; устав; выписка  из протокола съезда; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора. Органы юстиции, регистрирующие обществ. объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Религиозные объединения – добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений; других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Их правовое положение определено ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997.

 

Религиозные объединения не имеют  права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы гос. власти и в органы МСУ, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

14. Юридические факты в административном  праве.

 

Юридические факты – это фактические  обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного  права становится субъектом административных правоотношений.

 

В правовых нормах субъектом административного  права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом – как  индивидуальные объекты (граждане, государственные  служащие) или как коллективные. В течение длительного времени  они могут не вступать ни с кем  в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).

 

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект  или объект управления), наделенная правами и обязанностями в  сфере исполнительной власти и способная  осуществлять их.

 

Субъекты административного права  могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:

административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;

административной правоспособности и дееспособности субъекта;

юридического факта (фактов), т.е. основания  возникновения, изменения или прекращения  правоотношения.

 

В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"