Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка
1. Административное право как отрасль российского права.
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в главе 2 КРФ и конкретизированных в законах и других нормативно-правовых актах. Из конституционных прав и обязанностей важное значение для административно-правового статуса имеют положения ст.ст. 25, 27, 31, 32, 33, 42, 45, 46, 57, 58, 59 Конституции РФ и ряд других.
Нормы Конституции РФ являются нормами
прямого действия, но для того, чтобы
реализовать принадлежащие
Административная
Административная
Нормы административного права
предусматривают различные виды
юридической ответственности: уголовную,
административную, дисциплинарную и
материальную. Решение вопросов уголовной
и частично материальной ответственности
находится в компетенции
Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия в том случае, когда к нарушителю норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия.
Административная
9. Государственный служащий как
субъект административного
Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» дает правовое определение государственной службы:
Федеральный закон под государственной службой понимает профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная должность – это должность федеральных органов государственной власти субъекта РФ с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Правовой статус государственного служащего включает права и обязанности. Можно разделить на:
Служебные (общие) – для всех государственных служащих;
Специальные (для определенной государственной должности).
Закон установил три категории гос. должностей:
Государственные должности осуществляют
лица, которые непосредственно (то есть
лично) исполняют полномочия государственных
органов – Президент РФ, Председатель
Правительства РФ, председатели палат
Федерального Собрания РФ, руководители
законодательной и
Государственные должности замещают лица, занятые непосредственным обеспечением исполнения полномочий (заместители, помощники, консультанты, другие лица, составляющие рабочий аппарат руководителя государственного органа).
Государственные должности замещаются лицами для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов – специалисты, профессиональные оперативные работники, другие лица. Это основной контингент в государственном органе, обеспечивающий выполнение им своей компетенции.
К государственной службе относится деятельность только лиц на должностях категории только 2 и 3. Лица на должностях категории 1, как принято считать, - первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный закон не распространяется.
Основные качества и признаки, присущие государственным служащим, то есть лицам 2 и 3 категорий:
Действуют при исполнении своих служебных полномочий – по поручению государства и от его имени, отдают распоряжения, обеспечивают их исполнение, подвергают лицо задержанию и т.д.;
Каждый государственный
Оплата труда по нормам и формам, устанавливаемым государством. Имеются в виду особенности оплаты труда, установленные только для государственных служащих (служебные разряды и классы, надбавки за различные показатели – классность, стаж и др.).
Существенное значение имеет классификация государственных служащих:
по роду их деятельности;
по признаку объема должностных полномочий.
Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба.
В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на 2 группы: служащие в государственном аппарате и военнослужащие. В свою очередь можно классифицировать каждую из групп по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти. Служащие в органах управления, судьи, работники прокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются по виду и роду Вооруженных Сил (сухопутные войска, Военно-морской флот и т.д.) и служб, к ним приравненных (внешняя разведка, пограничная служба и другие структуры).
К настоящему времени сложился ряд должностных лиц на основе организационных и правовых признаков:
служащие государственных и
негосударственных организаций, наделенные
распорядительными
служащие, осуществляющие организационные и хозяйственные функции;
служащие, наделенные распорядительными
государственными полномочиями контрольно-надзорного
характера за пределами органа, в
котором они состоят на службе,
работники государственных
Ограничения для государственных служащих:
не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью;
не в праве быть депутатом законодательного или исполнительного органа;
не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через представителей;
не имеет права быть членом органов управления коммерческой организации;
не в праве получать гонорары за выступления, публикации в качестве государственного служащего;
не в праве получать вознаграждения за исполнение своих обязанностей (взятки);
не в праве принимать без разрешения Президента РФ награды и почетные звания других государств;
не в праве выезжать в командировки за счет юридических и физических лиц;
не в праве участвовать в забастовках;
не в праве использовать технические средства по специальности для своих личных целей.
10. Общая характеристика
Организация – это коллектив работников, возглавляемый своим органом управления, имеющий в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие может быть государственное и не государственное. Может быть на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
Учреждение – это организация,
которая выполняет социально-
ФЗ «Об общественных объединениях».
ФЗ «О не коммерческих организациях».
ФЗ «О государственных и
Административно-правовой статус предприятия (учреждения) – это комплекс прав и обязанностей, которые они приобретают и реализуют в процессе совершения следующих действий:
Создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества;
Получение разрешения на занятие определенными видами деятельности;
Ведение и предоставление бухгалтерских и статистических отчетов.
Предприятия, учреждения и организации
государственной, муниципальной, кооперативной
и иных форм собственности являются
субъектами административного права,
однако они не могут быть органами
государственного управления, так как
их руководители, осуществляя исполнительно-
11. Государственные организации.
Государственные учреждения – как субъекты административного права осуществляют оперативную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность по предметам ведения и в объеме полномочий, определяемых для них прежде всего органами исполнительной власти, а также ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Основной объем функций
Анализируя ст. 23 КоАП РФ, можно
заметить, что из 61 субъекта, уполномоченного
рассматривать дела об административных
правонарушениях, значительное большинство
является государственными учреждениями,
осуществляющими функции
Предприятия, учреждения и организации
государственной, муниципальной, кооперативной
и иных форм собственности являются
субъектами административного права,
однако они не могут быть органами
государственного управления, так как
их руководители, осуществляя исполнительно-
Органы местного самоуправления также
являются субъектами административного
права. Особое место имеет Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ», который определил основные
этапы и направления
В период проведения реформы местного самоуправления основной вопрос стоит не в мере самостоятельности в процессе реализации основных задач и функций на местах, а в обеспечении механизма ответственности за результаты деятельности исполнительных органов местного самоуправления.
В настоящее время наиболее актуальной
задачей является укрепление государственности,
единства и целостности органов
исполнительной власти РФ, что и
делается Президентом. Поэтому особое
внимание должно уделять формированию
и укреплению целостной системы
исполнительной власти РФ, оптимизации
организационных структур Федеральных
Органов Исполнительной Власти в
целях эффективного осуществления
их функций и задач