Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля);

правовая регламентация процесса организации управления.

 

Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности  субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого  звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену  одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач  по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные  акты организуют деятельность органов  исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

5. Понятие государственного управления.

 

Государственное управление в широком  понимании – это деятельность государства в целом, всех его  звеньев и структур. В узком, собственном  значении государственное управление рассматривается только как один из видов государственной деятельности в ряду с другими видами – законодательной, судебной и т.д. В Конституции 1993 года он обозначен понятием «исполнительная  власть».

 

Как один из видов государственной  деятельности государственное управление называлось в разных государствах в  разное время по-разному: государственное  управление, исполнительная власть, администрация, административная власть и т.д.

 

В РФ при разделении властей каждая имеет самостоятельную компетенцию (ст. 10 Конституции РФ) и вторжение  другой власти (законодательной, судебной) в сферу управления допустимо  лишь в случаях нарушения в  ней законности.

 

Согласно Конституции единая государственная  власть осуществляется на основе разделения властей (законодательную, исполнительную и судебную) – непременная основа строительства и жизни правового  государства. Но некоторые звенья государственного механизма действуют дополнительно  к ней. Например, прокуратура как  единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением законности. Установление взаимоотношений ветвей государственной власти на основе принципа разделения властей означает, что  не должно быть требования всевластия представительных органов в отношении  других властей.

 

Организационно-правовые основы взаимоотношений  законодательной и исполнительной властей:

Каждая власть имеет точно определенную компетенцию без права той  или иной власти вмешиваться в  полномочия другой;

приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная  власть не в праве: это прерогатива  самих органов исполнительной власти (Президента, Правительства и т.д.);

осуществляется взаимоконтроль представительной и исполнительной властей с той  же опять целью, дабы одна власть не превысила своих полномочий в  отношении другой;

гарантией же названных взаимоотношений  между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать  споры между ними в порядке  конституционного, гражданского и арбитражного судопроизводства – в том числе споры о несоответствии нормативных и иных актов Конституции РФ и законодательству;

 

Такое положение исполнительной власти в системе властей определяется Конституцией РФ и законодательством, в соответствии с которыми структура  центральной власти базируется на принципе разделения властей в правовом государстве

6. Система субъектов административного  права.

 

Субъектом АП признается лицо или  организация, которые в соответствии с действующим законодательством  РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых АП управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим  качеством (админ. правоспособностью).

 

Субъекты АП могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

административно-правовые нормы, предусматривающие  права и обязанности субъекта;

административная правоспособность и дееспособность субъекта;

основание возникновения, изменения  и прекращения правоотношения.

 

Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами  возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

 

Административная дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и  создавать для себя юридические  обязанности, реализовывать их в  рамках конкретных административно-правовых отношений.

 

Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

 

В качестве субъектов АП можно рассматривать  Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные  организации. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или  управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические  качества.

 

Субъекты административного права  могут быть индивидуальными и  коллективными.

 

К индивидуальным субъектам относятся  граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Также  специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они  фактически являются официальными представителями  того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие  от иных индивидуальных субъектов административного  права.

 

К коллективным субъектам относятся  различного рода объединения граждан. В их числе государственные и  негосударственные организации.

 

Государственные организации как  субъекты административного права:

органы исполнительной власти (государственного управления);

государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);

структурные подразделения органов  исполнительной власти, наделенные собственной  компетенцией.

 

Негосударственные организации как  субъекты административного права:

общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

трудовые коллективы;

органы местного самоуправления;

коммерческие структуры;

частные предприятия и учреждения.

 

Лица и организации, которые  являются субъектами административного  права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

 

Субъект административно-правовых отношений  – это предприятие или организация, которые в соответствии с действующим  законодательством являются участниками  управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами  и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.

 

7. Административно-правовой статус  граждан, административная правоспособность  и дееспособность. Административно-правовой  статус иностранных граждан и  лиц без гражданства.

 

Физические лица участвуют в  политической, государственной деятельности после приобретения статуса личности, а затем гражданства.

 

Для того, чтобы заняться трудовой, профессиональной деятельностью, учиться в образовательном учреждении, служить в Вооруженных силах и т.д., необходимы дополнительные права и обязанности, кроме правового статуса личности и гражданина. Здесь гражданин вступает в профессиональную деятельность, где отношения регулируются другими нормами права. На сегодняшний день в трудовой деятельности насчитывается несколько тысяч профессий и специальностей, каждая имеет свой правовой статус (рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры, из числа служащих можно выделить государственных служащих, муниципальных, военнослужащих и т.д.).

 

Особый правовой статус – это  полномочия граждан, которые они  приобретают по доброй воле, в своих  интересах, в целях достижения своих  потребностей (любители-охотники, любители-рыбаки, спортсмены-непрофессионалы, туристы  и др.).

 

В правотворческой, в правоприменительной  деятельности государства, его органов  и должностных лиц разделение правового статуса личности, гражданина и т.д. очень важно. Например, трудовое законодательство отдает преимущество рабочим и служащим, законодательство об административной ответственности  имеет перед собой гражданина, должностных лиц. В таких видах  деятельности нужно уметь разграничить все правовые статусы между собой, гражданина например в деятельности внутренних дел при привлечении к административной ответственности за нарушение общественного порядка.

 

Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами  возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

 

Административная дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и  создавать для себя юридические  обязанности, реализовывать их в  рамках конкретных административно-правовых отношений.

 

Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

 

Правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства в  первую очередь охарактеризован  в КРФ, а также в ФЗ (о правовом положении иностранных граждан  в РФ), и законодательных актах. В Конституции и законодательстве говорится о том, что они пользуются теми же правами и свободами и  несут те же обязанности, что и  граждане РФ, если иное не оговорено  законодательством. Поэтому можно сделать вывод, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдумах; не несут обязанностей по военной службе; не имеют права находиться на государственной и муниципальной службе, занимать иные служебные должности, если в соответствующем федеральном законе содержится подобный запрет; временно проживающие иностранные граждане не в праве по собственному желанию изменять разрешенное им место проживания. Конституция позволяет иметь иностранным гражданам двойное гражданство и предоставляет политическое убежище в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Мерой административной ответственности является выдворение за пределы РФ (ст. 34 закона и ст. 3.10 КоАП РФ).

 

Существует три вида административно-правовых режимов пребывания иностранных  граждан в РФ:

временное пребывание (на срок действия выданной визы; на срок не более 90 суток  при прибытии в Россию в порядке, не требующем визы; на срок действия заключенного);

временно проживающие (сроком на 3 года в соответствии с разрешением на временное проживание). Возможен отказ в выдаче или аннулировании разрешений на временное проживание и вида на жительство в соответствии со ст.ст. 7 и 9 закона; соблюдение правил оформления приглашений на въезд в страну ст.ст. 16-19;

регистрации иностранных граждан  в РФ. Их учет, а также контроль за их пребыванием и проживанием в стране ст.ст. 20-32.

8. Права, обязанности и ответственность  граждан в сфере административного  права.

 

Правовой статус физического лица – гражданина РФ складывается из ряда взаимосвязанных специфических  составных частей: конституционно-правовой части; административно-правовой части; гражданско-правовой части и др.

 

Административно-правовое положение  личности хар-ся прежде всего объемом и характером административной правосубъектности, которую образуют административные правоспособность и дееспособность. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Административно-правовой статус гражданина устанавливается прежде всего КРФ, актами органов представительной власти, указами Президента РФ, актами органов исполнительной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"