Шпаргалка по "Основам административного права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам административного права"

Файлы: 1 файл

Админ. право. База..docx

— 166.64 Кб (Скачать файл)

Одной из сторон административно-правового  спора всегда явля­ется тот или иной исполнительный орган (должностное лицо), чьи действия или решения служат предметом конкретного спора.

Соответственно, рассмотрев жалобу на неправомерное  действие должностного лица, орган, ее рассматривающий, может признать обжалуемое действие незаконным или законным. Естественно, что во втором случае налицо отказ в удовлетворении жалобы.

Правовое  регулирование административно-процессуальной де­ятельности наиболее полно осуществлено в отношении производ­ства по делам об административных правонарушениях (КоАП). Отдельные стороны административно-процессуального производ­ства также урегулированы законодательными либо подзаконными правовыми актами (например, лицензионное производство).

Дело  в том, что в соответствии с  действующим законодательст­вом исполнительные органы (должностные лица), уполномочен­ные  на деятельность правоохранительного  характера, в большом масштабе применяют  меры административного принуждения, не являющиеся мерами административной или дисциплинарной от­ветственности (например, применение в административном поряд­ке пресекательных мер).применение такого рода принудительных мер – прерогатива исполнительных органов (должностных лиц).

Почему  действия этого типа следует отнести  к числу административно-юрисдикционных? Прежде всего потому, что они имеют ярко выраженный правоохранительный характер, как и все иные действия юрисдикционного характера. Далее, они предусматриваются санкциями административно-правовых норм

 

Вопрос  62. Понятие и виды административного производства.

Понятие «административный процесс» трактуется расширительно: оно охватывает две  обобщающие видовые группы административно-процессуальных производств — юрисдикционные и процедурные, от¬ражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполни-тельной власти. Каждый вид производства представляет собой установ¬ленный законом порядок разрешения индивидуально определенных адми¬нистративных дел или вопросов в целях обеспечения законности и госу¬дарственной дисциплины.  Для юрисдикционных производств характерно то, что они носят пра¬воохранительный характер и заключаются в рассмотрении и разреше¬нии органами исполнительной власти (а в некоторых случаях — суда¬ми) административно-правовых споров и в правовой оценке поведе¬ния их участников, а также в применении к виновным при негативной оценке их поведения мер государственного принуждения (мер наказа¬ния и иных мер воздействия).

К видам юрисдикционного производства относятся: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по делам о возмещении в административ¬ном порядке материального ущерба; производство по жалобам; произ¬водство по различным спорам, касающимся прав физических и юри-дических лиц в сфере исполнительной власти. Спор такого рода обыч¬но возникает по инициативе управляемой стороны, которая считает, что ее права или интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны административно-правового отношения.

Процедурное производство выражается в том, что  органы исполни¬тельной власти, решая при отсутствии административного спора опре¬деленные вопросы в пределах своей компетенции, обязаны соблюдать специальные процессуальные правила. Именно бесспорность решае¬мого вопроса прежде всего отличает процедурное производство от юрисдикционного; результатом процедурного производства является не применение мер государственного принуждения, а выдача органами исполнительной власти соответствующих разрешений, издание инди¬видуальных правовых актов, с помощью которых обеспечивается нор¬мальная работа органов управления, удовлетворение прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Видами  административно-процедурных производств  являются: лицензионно-разрешительиое производство; регистрационное произ¬водство; производство по принятию правовых актов управления; дру¬гие виды производств организационно-процедурного характера.

 

Вопрос 63. Производство по делам об административных правонарушениях.

24 глава коапа

Производство  по делам об административных правонарушениях  ведется на русском языке - государственном  языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

  Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

  Лица, участвующие в производстве  по делу об административном  правонарушении, имеют право заявлять  ходатайства, подлежащие обязательному  рассмотрению судьей, органом, должностным  лицом, в производстве которых находится данное дело.  Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении:1) отсутствие события административного правонарушения;2) отсутствие состава административного  правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);3) действия лица в состоянии крайней необходимости;4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;5) отмена закона, установившего административную ответственность;6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 

Вопрос 64. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Глава 23 коапа полностью

три основных вида органов (должностных  лиц), уполномоченных рассматривать  дела этой категории:

1) судьи (мировые судьи). В настоящее  время, согласно Федеральному  конституционному закону "О судебной  системе Российской Федерации"  от 31 декабря 1996 г. <*> (с изменениями  от 15 декабря 2001 г.), мировой судья  в пределах своей компетенции  уполномочен рассматривать административные  дела в качестве суда первой  инстанции.

2) коллегиальные юрисдикционные органы при районных, городских, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях  подростков, отнесенные к компетенции других юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае передачи этих дел на рассмотрение соответствующих комиссий.

3) федеральные органы исполнительной  власти, их учреждения, структурные  подразделения и территориальные  органы, а также иные государственные  органы в соответствии с их  полномочиями, задачами и функциями,  возложенными на них федеральными  законами либо нормативными правовыми  актами Президента или Правительства  РФ.

Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов  РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних  и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями  органов исполнительной власти  субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными  коллегиальными органами, создаваемыми  в соответствии с законами  субъектов РФ.

Дела  об административных правонарушениях  от имени соответствующих органов  уполномочены рассматривать: 1) руководители и заместители руководителя соответствующих  федеральных органов исполнительной власти, их учреждений; 2) руководители структурных подразделений и  территориальных органов соответствующих  федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 3) иные должностные  лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или  Правительства РФ надзорные или  контрольные функции.

Объем (содержание) полномочий должностных  лиц характеризуется видами и  размером административных наказаний, которые они могут применять  к правонарушителям. Так, административный арест и конфискацию могут  применять только судьи, а начальник  органа внутренних дел, например, за мелкое хулиганство вправе лишь наложить административный штраф; размер штрафных санкций, налагаемых на правонарушителей, зависит от должностного положения лица, рассматривающего дела об административном правонарушении.

 

Вопрос 65. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться  со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными  правами в соответствии с настоящим  Кодексом.

Дело  об административном правонарушении рассматривается  с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. 3. Судья, орган, должностное  лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется  производство по делу. Потерпевшим  является физическое лицо или юридическое  лицо, которым административным правонарушением  причинен физический, имущественный  или моральный вред.Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего.

Защиту  прав и законных интересов физического  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности  самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а  для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано  лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель вправе:1) не свидетельствовать  против себя самого, своего супруга  и близких родственников;2) давать показания на родном языке или  на языке, которым владеет;3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;4) делать замечания по поводу правильности занесения  его показаний в протокол.

  в качестве понятого может  быть привлечено любое не заинтересованное  в исходе дела совершеннолетнее  лицо. Число понятых должно быть  не менее двух.

В качестве специалиста для участия  в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении  и изъятии доказательств, а также  в применении технических средств.Специалист вправе:1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

Эксперт вправе:1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.Прокурор в пределах своих полномочий вправе:1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам административного права"