9.
Административные правонарушения
в области связи и информации.
Это, например, незаконная деятельность
в области защиты информации;
разглашение информации с ограниченным
доступом; нарушение правил защиты информации;
нарушение правил хранения, комплектования,
учета или использования архивных документов;
нарушение порядка изготовления или распространения
продукции средств массовой информации10.
Административные правонарушения в области
предпринимательской деятельности. Они
включают: осуществление предпринимательской
деятельности без государственной регистрации
или без специального разрешения (лицензии);
незаконную продажу товаров (иных вещей11.
Административные правонарушения в области
финансов, налогов и сборов, рынка ценных
бумаг. К ним, в частности, относятся: нарушение
срока постановки на учет в налоговом
органе; нарушение сроков представления
налоговой декларации; непредставление
сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля; незаконные сделки
с ценными бумагами12. Административные
правонарушения в области таможенного
дела (нарушения таможенных правил). К
ним, в частности, относятся: незаконное
перемещение товаров и транспортных средств
через таможенную границу РФ; 13. Административные
правонарушения, посягающие на институты
государственной власти. Это невыполнение
законных требований члена Совета Федерации
или депутата Государственной Думы; воспрепятствование
деятельности Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации; неисполнение
распоряжения судьи или судебного пристава;
и т.д.14. Административные правонарушения
в области защиты Государственной границы
РФ и обеспечения режима пребывания иностранных
граждан и лиц без гражданства на территории
Российской Федерации. К ним относятся:
нарушение режима Государственной границы
РФ; нарушение иностранным гражданином
или лицом без гражданства режима пребывания
в Российской Федерации; нарушение правил
привлечения и использования в Российской
Федерации иностранной рабочей силы; осуществление
иностранным гражданином трудовой деятельности
в РФ без разрешения на работу; нарушение
иммиграционных правил; 15. Административные
правонарушения против порядка управления.
Они включают: самоуправство; неповиновение
законному распоряжению сотрудника полиции,
военнослужащего либо сотрудника органов
уголовно-исполнительной системы; неповиновение
законному распоряжению должностного
лица органа, осуществляющего государственный
надзор (контроль); подделка документов,
штампов, печатей или бланков, их использование,
передача либо сбыт.16. Административные
правонарушения, посягающие на общественный
порядок и общественную безопасность.
Это мелкое хулиганство; нарушение установленного
порядка организации либо проведения
собрания, митинга, демонстрации, 17. Административные
правонарушения в области воинского учета.
К ним относятся: неоповещение граждан
о вызове их по повестке военного комиссариата
или иного органа, осуществляющего воинский
учет; несообщение сведений о гражданах,
состоящих или обязанных состоять на воинском
учете; неисполнение гражданами обязанностей
по воинскому учету; Приведенная классификация
видов административных правонарушений
позволяет органам исполнительной власти,
должностным лицам и гражданам четко и
предметно ориентироваться во всем многообразии
правовых запретов и обязанностей в сфере
реализации исполнительной власти, нарушение
или неисполнение которых влечет административную
ответственность. На этой основе обеспечивается
дальнейшее улучшение работы по охране
правопорядка, усиление борьбы с административными
правонарушениями и укрепление законности
в стране.
Вопрос
50. Состав административных правонарушений.
под
составом правонарушения в администра¬тивном
праве, как и в других отраслях права, понимается
совокупность таких элементов, как объект
и объективная сторона, субъект и субъектив¬ная
сторона.
Объект
— это то, на что посягает правонарушение.
В качестве объ¬екта административного
правонарушения выступают общественные
отношения в сфере государственного управления,
урегулированные нормами административного
и других отраслей права и охраняемые
мерами административной ответственности.
Такими объектами могут быть общественный
и государственный порядок, собственность,
права и свободы граждан, установленный
порядок управления.
Объективная
сторона проступка заключается
во внешних проявле¬ниях деяния, запрещенного
нормами права. Конкретные его признаки
излагаются в соответствующей правовой
норме. К ним относятся: спо¬соб, характер,
условия совершения (или несовершения)
деяния; насту¬пившие вредные последствия;
причинная связь между деянием и по¬следствиями;
неоднократность и иные обстоятельства,
характеризую¬щие деяние.
Субъектом
проступка является лицо, его совершившее:
граждане (в том числе иностранные);
несовершеннолетние и их родители (заме¬щающие
их лица); должностные лица; военнослужащие
и иные лица, отвечающие в соответствии
с дисциплинарными уставами; юридичес¬кие
лица (организации).
Субъективная
сторона состава административного
правонаруше¬ния — это вина, т. е. психическое
отношение лица к совершенному им противоправному
деянию и возможным его последствиям.
Элементы субъективной стороны административного
правонарушения могут быть обязательными
(вина) или факультативными (мотив, цель).
Вина
- это сознательное, волевое отношение
субъекта к совершенному им общественно
опасному деянию и к наступившим
последствиям, выраженное в форме
умысла или неосторожности.
Умышленная
вина (лицо, совершившее административное
правонарушение, сознавало противоправный
характер своего действия (бездействия),
предвидело его вредные последствия
или сознательно их допускало
либо относилось к ним безразлично).
Неосторожная
вина (лицо, совершившее административное
правонарушение, предвидело возможность
наступления вредных последствий
своего действия (бездействия), но без
достаточных к тому оснований
самонадеянно рассчитывало на предотвращение
таких последствий либо не предвидело
возможности наступления таких
последствий, хотя должно было и могло
их предвидеть).
Цель
- предполагаемый результат, к которому
стремится виновный; желаемые последствия,
которые должны наступить в результате
совершения административных правонарушений.
Мотив
- осознаваемая причина, побуждающая
виновного к совершению правонарушения,
связанная с удовлетворением
его потребностей.
Цели
и мотивы могут выступать в
качестве обязательного признака основного
состава правонарушения, квалифицированного
признака отдельных составов правонарушений,
обязательств, отягчающих или смягчающих
административную ответственность.
Цели
и мотивы правонарушений подлежат:
доказыванию по делу об административном
правонарушении; учету при определении
меры и вида административной ответственности;
анализу при изучении причин совершения
правонарушения.
Вопрос
51. Отграничение административных правонарушений
от преступлений и дисциплинарных проступков.
1.наличие
общественной опасности: этот
признак присущ только преступлениям,
так как иные правонарушения
им в большинстве случаев не
обладают (речь может идти только
об общественной вредности); Так,
административно наказуемое хищение
отличается от соответствующего
преступления такими признаками,
как стоимость похищенного, способ
хищения (грабеж и разбой независимо
от причиненного вреда являются преступлением),
совершенное группой, неоднократно, лицом,
ранее два и более раз судимым за хищение.
2.объект,
которому причиняется вред: при
административном правонарушении -
это общественные отношения, урегулированные
нормами права и охраняемые
мерами административной ответственности;
в случае совершения преступления
- это общественные отношения,
урегулированные нормами права
и охраняемые мерами уголовной
ответственности; если речь идет
о дисциплинарном проступке, то
это общественные отношения, связанные
с надлежащим исполнением работником
его трудовых обязанностей, охраняемые
мерами дисциплинарной ответственности.
3.
субъект правонарушения: субъектом
административного правонарушения
могут выступать как физические
(административная ответственность
наступает с 16 лет), так и юридические
лица. Субъектом преступления в
соответствии с действующим законодательством
может быть только вменяемое
физическое лицо, достигшее возраста
уголовной ответственности (16 лет;
за ряд преступлений лицо привлекается
к ответственности с 14 лет). Что
же касается субъекта дисциплинарного
проступка, то в качестве такового
может выступать только физическое
лицо, которое является работником
определенной организации (т.
е. состоит в трудовых отношениях
с работодателем). По общему правилу
трудовой договор заключается
с лицами, достигшими 16 лет. Но
в законе предусмотрены и исключения.
4.
санкции за совершенное правонарушение:
перечень наказаний, которые могут
быть назначены за совершение
административного правонарушенияюК
их числу относятся: предупреждение;
административный штраф; административный
арест; дисциплинарн:- замечание;- выговор;-
увольнение.Но наиболее строгие наказания
предусмотрены за совершение преступлений:
штраф;лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью; обязательные работы; исправительные
работы; смертная казнь (не применяется
в силу сложившегося конституционно-правового
режима, направленного на неприменение
этого вида наказания даже в условиях
действия суда присяжных на всей территории
РФ) и тд
Вопрос
52. Понятие и основные черты административной
ответственности.
Понятие
А.о.-
вид юридической ответственности, которая
выражается в применении уполномоченным
органом или должностным лицом административного
наказания к лицу, совершившему правонарушение.
черты
1.Администр
отв-ть пред-т собой государственное принуждение
в виде применения установленных законодательством
административных наказаний за совершение
административных правонарушений
2.Администр
от-ть является правовой ответственностью
выступающей за административные правонарушения,
совершаемые в различных отраслях и сферах
государственной деятельности
3.а.о.
регулируется актами высших органов государственной
власти рф, нормативными актами субъектов
федерации, издаваемые в пределах предоставленной
компетенции
4.
К ней привлекаются физические
лица (граждане, должностные лица: индивидуальные
предприниматели), а также юридические
лица.
5
Дела об административной ответственности
рассматриваются, и административные
наказания применяются в соответствии
с законодательством, регламентирующим
производство по делам об административных
правонарушениях, т.е. существует
особый порядок привлечения к
административной ответственности.
Вопрос
53. Законодательство об административной
ответственности в РФ.
Законодательство
об административных правонарушениях
состоит из коап и принимаемых в соответствии
с ним законов субъектов Российской Федерации
об административных правонарушениях.
К ведению Российской Федерации в области
законодательства об административных
правонарушениях относится установление:1)
общих положений и принципов законодательства
об административных правонарушениях;2)
перечня видов административных наказаний
и правил их применения;3) административной
ответственности по вопросам, имеющим
федеральное значение, в том числе административной
ответственности за нарушение правил
и норм, предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации;4) порядка
производства по делам об административных
правонарушениях, в том числе установление
мер обеспечения производства по делам
об административных правонарушениях;5)
порядка исполнения постановлений о назначении
административных наказаний.
Субъекты
РФ вправе принимать законодательные
акты по вопросам административной ответственности
за деяния, которые не нашли закрепления
в КоАП РФ.К примеру, предметом регулирования
коап республики Татарстан, принятым 16
ноября 2006 года являются:
-административная
ответственность по вопросам, не
имеющим федерального значения
и не урегулированным Кодексом
Российской Федерации об административных
правонарушениях, в том числе
административная ответственность
за нарушение правил и норм,
предусмотренных законами Республики
Татарстан и иными нормативными
правовыми актами органов государственной
власти Республики Татарстан,
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления
в Республике Татарстан;- подведомственность
дел об административных правонарушениях,
- перечень должностных лиц, уполномоченных
составлять протоколы об административных
правонарушениях.
Вопрос
54. Понятие и виды административных наказаний.
Административное
наказание — мера ответственности
за административное правонарушение.
Оно применяется в целях предупреждения
совершения новых правонарушений как
самим правонарушителем, так и другими
лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Основными
видами административных наказаний
являются:
1) предупреждение; 2) административный
штраф; 3) конфискация орудия совершения
или предмета административного
правонарушения; 4) лишение специального
права, предоставленного физическому
лицу (права управления транспортным
средством, права охоты, права
на эксплуатацию радиоэлектронных
средств или высокочастотных
устройств);
6) административный арест; 7) административное
выдворение за пределы РФ иностранного
гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация; 9) административное
приостановление деятельности.10)обязательные
работы Закон подразделяет административные
наказания на основные и дополнительные.
Возмездное изъятие и конфискация орудия
или предмета, а также административное
выдворение за пределы РФ могут применяться
в качестве как основных, так и дополнительных
наказаний, остальные — только в качестве
основных.
Рассмотрим виды административных
наказаний.
Предупреждение — мера морального
характера. Оно выносится только
в письменной форме и влечет
за собой такие юридические
последствия, как и все другие
административные наказания.
Административный штраф — это
денежное взыскание, выражающееся
в величине, кратной: