Шпаргалка по "Основам административного права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам административного права"

Файлы: 1 файл

Админ. право. База..docx

— 166.64 Кб (Скачать файл)

Публикуются правовые акты управления в Собрании законода¬тельства Российской Федерации и в «Российской газете». Не опуб¬ликованные акты, кроме содержащих сведения, составляющие го¬сударственную тайну, по общему правилу не влекут правовых пос¬ледствий как не вступившие в силу.

Несоблюдение  устан. требований к юрид. со¬держанию правовых актов управления, а также к порядку их из¬дания и опубликования дает основание для признания их недейст-вительными. 2 способа: обжалование и опротестование.

Обжалование правовых актов управления возможно в админи¬стративном либо в судебном порядке. Как правило, в роли жалоб¬щиков выступают граждане, считающие, что данным актом нару¬шены их субъективные права или законные интересы. Опротестование правовых актов управления – это, как пра¬вило, функция прокурорского надзора. В протесте мотивируется вывод о неправомерности опротестованного акта.

 

Порядок подготовки, издания и вступления в силу. Прекращение действия

Общего  порядка нет.

Например, коллегиальные акты (постановление) проходят несколько стадий:

1) Постановка вопроса об издании акта

2) Разработка проекта акта

3) Обсуждение проекта (согласование)

4) Принятие акта

5) Доведение до сведений акта

6) Вступление в силу акта.

Акт считается действующим, если порождает  юрид.последствия. Если же нет юрид.посл-ий, если имеются нарушения требований, акт признается ничтожным.

В случае опротестования, обжалования, внесения изменений  правовой акт приостанавливает свой действие. В исходе они будут  действовать дальше, либо частично отмененными (т.е. какие-то пункты утрачивают силу), либо будут направлены в тот  орган, который принял данный акт  управления.

 

Вопрос 41. Прекращение действия правовых актов управления.

Правовой  акт утрачивает юридическую силу, когда он:

- признан судом (Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом) не соответствующим Конституции РФ и иным федеральным законам или признан незаконным (недействительным);

- отменен органом, его издавшим, или вышестоящим органом, уполномоченным  на совершение таких действий. Органы исполнительной власти  имеют право пересмотра принятых  ими административных актов, их  изменения и отмены в связи  с их незаконностью, необоснованностью,  отсутствием позитивного действия, нецелесообразностью. Сам орган  управления (или должностное лицо) может отменить свое решение  только в том случае, если будет  подтверждено, что принятие этого  решения

- опиралось на незаконные основания  (подделаны документы; недостоверная  информация о лицах, в отношении  которых принимался документ).

Основаниями для отмены акта управления или для  внесения в них изменений и  дополнений являются:

• незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства);

• практическая нецелесообразность; отсутствие положи тельных результатов действия актов управления;

• необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений;

• истечение срока действия акта управления.

Приостановление акта управления — официальное временное  прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т. е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например:

Президент РФ приостанавливает действие актов  органов исполнительной власти субъектов  РФ (актов высшего должностного лица субъекта РФ или акта органа исполнительной власти субъекта РФ) в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого  вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ; ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения;

Правительство РФ может принять решение о  приостановлении действия актов  федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

суд общей юрисдикции вправе приостановить  действие оспариваемого решения  органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ). Вместе с тем подача заявления  об оспаривании нормативного правового  акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового  акта (ч. 7 ст. 251 ГПК РФ);

принесение  протеста прокурора на вступившее в  законную силу постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста (ч. 1 ст. 31.6 и ст. 30.11 КоАП РФ). Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление  о назначении административного  наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, для исполнения.

 

Вопрос  42.Понятие, признаки и виды методов государственного управления.

Методы  ГУ – способы (приемы) воздействия  субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализаций функций управления.

Признаки:

— осуществление методов управления обусловлено формированием исполнительной ветви государственной власти и  соответствующих органов исполнительной власти;

— целью использования методов  управления и его практическое назначение заключается в обеспечении государственного управления;

— методы государственного управления используются в процессе публичной управленческой деятельности;

— методы государственного управления выступают  средствами осуществления субъектами государственного управления их компетенции  и полномочий;

— содержание управленческого воздействия  в каждом конкретном случае зависит  от специфики объекта управления, в отношении которого применяется  метод управления;

— методы государственного управления обеспечивают определенный порядок в системе  управления, то есть носят организационный  характер;

— методам управления характерен динамизм, то есть они оказывают содействие реальному движению в системе  государственного управления, выполнению определенных функций и полномочий;

— порядок применения методов управления определяется законодательством;

— методы управления имеют специфический  характер управленческого влияния  на объекты управления, то есть они  могут осуществлять прямое воздействие (применение мер административного  взыскания) или косвенное (правоограничения для государственных служащих, средства поощрения и др.).

Следует отличать методы административного  права и методы ГУ.

Виды:

1)Творческие и шаблонные (соотносить с субъективными и объективными методами)

2)правовые  и неправовые (их можно объединить  с государственными и негосударственными; последние применяются в сфере управления различных организаций)

Виды  правовых методов:

1)Метод  прямого и косвенного воздействия  (н-р, указ президента по определенному  вопросу; субъекты,попадающие под его действие, подвергаются прямому воздействию: Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" под действие которого попадают руководители федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов; с помощью метода косвенного управления субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы)

2)метод  убеждения и принуждения –  они идут в сочетании со  всеми методами, на практике убеждение  идет через принуждение 

Формы убеждения: собеседование, проведение профилактических мер (собрания, обсуждения).

Виды  принуждения:

А) Судебное

   Внесудебное: административно предупредительные  меры (в соотв. с ФЗ «О полиции»  уполномоченные на то лица  имеют право проверять у граждан  и должностных лиц документы,  удостоверяющие личность), меры административного  пресечения (в соотв.с ФКЗ «О чрезвычайном положении уполномоченные на то органы исполнительной власти могут выдворять в соответствующем порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения, вводить карантин, проводит санитарно-противоэпидемические, ветеринарные и другие мероприятия), административно-процессуальные меры (только при производстве), меры административной ответственности (указаны в КоАП РФ)

Б) уголовное 

В) материальные

Г) дисциплинарные

Д) экономические (налоги, сборы, цены, проценты, пенни и т.д.)

Вопрос 43. Убеждение и принуждение в административном праве.

В современных условиях в качестве этих способов выступают 2 универсальных  метода ГУ – убеждение и принуждение.

На  практике идет убеждение через принуждение. Они идут в сочетании со всеми  методами.

1)Один  из методов деятельности исполнительной  власти - убеждение, которое представляет  собой способы воздействия на  сознание и поведение людей.  С помощью средств убеждения  стимулируется должное поведение  участников административно-правовых  отношений.

Убеждение проявляется в использовании  различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Граждане добровольно подчиняются  юридическим нормам и сознательно  участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их.

Для убеждения характерно следующее: оно  используется постоянно и в отношении  всех граждан; обеспечивает добровольное выполнение норм, указаний, предписаний, а в конечном итоге воспитывает  убежденность, "привычку" законопослушания.

Убеждение - это процесс последовательно  осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: овладение  вниманием; внушение; воздействие на сознание; оперирование эмоциями; формирование интереса.

Средства  убеждения: обучение; пропаганда; агитация; разъяснение; обмен опытом.

Формы убеждения: собеседование, проведение профилактических мер (собрания, обсуждения).

Убеждение делится на:

Правовые  формы - это форма убеждения, применяемая  в форме правовых актов, существуют правовые акты рекомендательного характера, и акты, имеющие целью согласование деятельности конкретных государственных  органов, должностных лиц. К правовым формам относится поощрение (напр., указ президента РФ о государственных  наградах).

Организационные формы - разъяснения актов государственными органами, как до вступления их в  силу, так и после.

2)Государственное  принуждение - это внешнее воздействие  на поведение людей, основанное  на организованной силе государства  и обеспечивающее безусловное  утверждение воли государства.

виды  мер юридического (правового) принуждения: административное, гражданское, дисциплинарное, уголовное.

Виды  принуждения:

А) Судебное

   Внесудебное: 

Административно предупредительные меры - это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.  Примеры:  в соотв. с ФЗ «О полиции» уполномоченные на то лица имеют право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность. Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей могут проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; проводить профилактические прививки гражданам или отдельным группам граждан; вводить карантин в организациях и на других объектах.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам административного права"