Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам административного права"
В)законы РФ (КоАП РФ, «О порядке рассмотрения обращений граждан», «О система государственной службы», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О гражданстве РФ») и субъектов РФ (КоАП РТ, з-н «О системе органов исполнительной власти РТ»)
А)РФ: указы (указ Президента РФ "О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации"), Постановления Правительства РФ («Об утверждении положения о паспорте граждан РФ»), приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (приказ Минздрава «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ», инструкция по мерам противопожарной безопасности в административном здании)
Б)субъектов РФ
Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
Решения, распоряжения, постановления
местных органов
Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
К источникам АП относятся как письменные, так и устные приказы и распоряжения руководителей предприятий, организаций и учреждений, а также письменные и устные распоряжения и приказы командиров военных частей и формирований.
Вопрос 8. Наука административного права
- система знаний, взглядов, мнений,
учений о закономерностях,
Предмет науки АП – изучение общественных отношений в сфере ГУ.
Метод – совокупность методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности управленческих отношений в отрасли АП.
Общенаучные методы – анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, обобщение, абстрагирование, эксперимент, системный подход, системный анализ, математические методы, моделирование, диалектический, исторический.
Частнонаучные: аналитическое и социологическое обследование, статистический анализ, сравнительно-правовой, формально-юридические, социологические методы.
Основные методы науки АП: исторический, статистический, сравнительно-правовой анализ, дедуктивный.
Источники науки АП:
1)источники отрасли АП;
2)источники науки: монографии, научные выступления, статьи.
Наука АП тесно связана с другими научными отраслями, в частности, с наукой управления (теория науки управления есть методологическая основа теории АП, наука управления использует положения науки АП).
Также наука АП тесно связана с ТГиП, КП, ИГиП.
Вопрос 9. Общее понятие и виды управления. Государственное управление и его основные черты.
Управление – это совокупность действий, совершаемых ради достижения общественно значимых целей; целенаправленный процесс воздействия субъекта управления на объект управления (что немыслимо без системы управления). Объект управления: человек, коллектив, технологические процессы, аппараты и др.
Виды управления:
1) Биологическое (связано с воздействием на растительный и животный мир)
2) Техническое – управление технологическими процессами, механизмами
3) Социальное – управление обществом:
• Существует там, где есть совместная деятельность людей,
• глав.цель – организовать совместную деятельность людей.
• Это целостная система, т.к. всё находится во взаимосвязи.
• Регулятор ОО
• Основывается на соподчиненности участников ОО, т.е. субъект управления реализует господствующую волю, а объект осознанно подчиняется воле.
Социальное управление:
1) Негосударственное (управление делами в негосударственных органах, политических партиях, МСУ, общ. объединениях.)
2) Государственное управление – вид государственной деятельности по реализации государственной власти, имеющий, в первую очередь, исполнительно-распорядительный характер; управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государственной власти.
Черты ГУ:
1. Деятельность исполнительно-
2. Подзаконная деятельность, т.е. направлена на исполнение вышестоящих законов
3. Универсальный характер (осуществляется всеми органами государственной власти, присутствует во всех сферах общественной жизни)
4. Предметный характер (ГУ – отраслевое управление. Н-р, минобрнауки – образование, правительство – общее руководство и др.)
5. Организующая деятельность (иерархичность, системность, структурность)
6. Деятельность достигается за
счет юридически-властных
Вопрос 10. Соотношение государственного управления с исполнительной властью.
Понятия ГУ и ИВ не тождественные.
ИВ – проявление властных полномочий при наличии таковых у органов ИВ (они даются для осуществления ГУ).
2) Понятие ИВ является более узким по отношению к понятию ГУ, т.к. ИВ производна от ГУ, эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации ГУ.
3) ИВ определяет объем полномочий, которые реализуются на практике при ГУ, поэтому ИВ является содержанием ГУ.
Таким образом, ГУ есть вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется ИВ как одна из частей единой гос. власти.
Вопрос 11. Функции государственного управления.
Государственное управление – вид государственной деятельности по реализации государственной власти, имеющий, в первую очередь, исполнительно-распорядительный характер.
Функции – это основные направления деятельности.
1) Прогнозирование – научное обоснованное предвидение результатов деятельности.
2) Планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей.
3) Координирование и взаимодействие – согласование деятельности (н-р, правительство РФ координирует деятельность Кабинета министров РТ).
4) Информационное обеспечение деятельности государственных органов – сбор получение и обработка информации, необходимой для осуществления гос.деятельности.
5) Организация – формирование системы управления, упорядочение отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей и др.
6) Регулирование или распорядительство – установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения объектов.
7) Надзор – метод ГУ для
выявления возможных
7) Контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы ГУ и ее структуры требуемому стандарту.
8) Учет – фиксация информации о движении матер ресурсов ГУ, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий гос.органов.
Вопрос 12. Принципы государственного управления.
Принципы указывают на его основополагающие черты. Они определяют основания, содержание и значение ГУ.
Общие принципы: законность (исполнение правовых предписаний субъектами ГУ), объективность (изучение закономерностей общественного развития для совершенствования процесса ГУ), конкретность (т.е., осуществление ГУ применительно к конкретным жизненным обстоятельствам), эффективность (максимум достижения целей при минимуме затрат).
В ГУ применяются следующие
1)демократического
2)единство системы ИВ –
3)четкая вертикаль – не
4)принцип федерализма – разграничение вопросов ведения между Федерацией и ее субъектами
Ст.3 ФЗ «О системе государственной службы»: федерализм, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты, равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ гос.службы, законодательное закрепление; взаимосвязь гос.службы и муниципального управления; доступность государственной службы общественному контролю; профессионализм и компетентность гос.служащих; защита от неправомерного вмешательства в профессиональную деятельность.
Вопрос 13. Реформы государственного управления в РФ.
Реформа – преобразование.
Ключевые области:
1)система и структура органов
ИВ (3-уровневая система органов
ИВ была закреплена Указом
Президента РФ «О системе и
структуре федеральных органов
исполнительной власти»:
2)гос. служба
ФЗ «О система государственной службы»
Указом президента была утверждена программа реформирования гос.службы РФ (2003-2005): создание нормативно-правовой основы регулирования гос.службы
3)повышение результативности
4)реформы экономического и
5)реформы образования
6)оптимизация функций органов ИВ (комиссия по админ. реформе выявила около 30% избыточных функций)
7)совершенствование
8)создание административной
Периоды:
Реформа образования:
• Введение ЕГЭ
• Введение и развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла — бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист».
• Сокращение учительского и преподавательского состава.
• 1 января 2011 года Госдума РФ приняла закон, который вводит элементы платного образования в средних школах. Как отмечается, «документ предоставляет таким учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно». При этом министр образования Фурсенко, премьер Путин и президент Медведев заявили, что «среднее образование в РФ останется бесплатным».
Информация о работе Шпаргалка по "Основам административного права"