Шпаргалка по "Основам административного права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам административного права"

Файлы: 1 файл

Админ. право. База..docx

— 166.64 Кб (Скачать файл)

В)законы РФ (КоАП РФ, «О порядке рассмотрения обращений граждан», «О система государственной службы», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О гражданстве РФ») и субъектов РФ (КоАП РТ, з-н «О системе органов исполнительной власти РТ»)

  1. Подзаконные акты

А)РФ: указы (указ Президента РФ "О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации"), Постановления Правительства РФ («Об утверждении положения о паспорте граждан РФ»), приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (приказ Минздрава «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ», инструкция по мерам противопожарной безопасности в административном здании)

Б)субъектов РФ

  1. Акты местного самоуправления

Решения и постановления местных  органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской  областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

Решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в  пределах компетенции названных  структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

К источникам АП относятся как письменные, так и устные приказы и распоряжения руководителей предприятий, организаций  и учреждений, а также письменные и устные распоряжения и приказы  командиров военных частей и формирований.

 

Вопрос 8. Наука административного  права

- система знаний, взглядов, мнений, учений о закономерностях, действующих  в сфере административного права.

Предмет науки АП – изучение общественных отношений в сфере ГУ.

Метод – совокупность методов и  средств познания, с помощью которых  исследуются закономерности, законы и особенности управленческих отношений  в отрасли АП.

Общенаучные методы – анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, обобщение, абстрагирование, эксперимент, системный подход, системный анализ, математические методы, моделирование, диалектический, исторический.

Частнонаучные: аналитическое и социологическое обследование, статистический анализ, сравнительно-правовой, формально-юридические, социологические методы.

Основные методы науки АП: исторический, статистический, сравнительно-правовой анализ, дедуктивный.

Источники науки АП:

1)источники отрасли АП;

2)источники науки: монографии, научные  выступления, статьи.

Наука АП тесно связана с другими  научными отраслями, в частности, с  наукой управления (теория науки управления есть методологическая основа теории АП, наука управления использует положения  науки АП).

Также наука АП тесно связана  с ТГиП, КП, ИГиП.

 

Вопрос 9. Общее понятие и виды управления. Государственное управление и его основные черты.

Управление – это совокупность действий, совершаемых ради достижения общественно значимых целей; целенаправленный процесс воздействия субъекта управления на объект управления (что немыслимо без системы управления). Объект управления: человек, коллектив, технологические процессы, аппараты и др.

Виды управления:

1) Биологическое (связано с воздействием на растительный и  животный мир)

2) Техническое – управление технологическими процессами, механизмами

3) Социальное – управление обществом:

• Существует там, где есть совместная деятельность людей,

•  глав.цель – организовать совместную деятельность людей.

• Это целостная система, т.к. всё находится во взаимосвязи.

• Регулятор ОО

• Основывается на соподчиненности участников ОО, т.е. субъект управления реализует господствующую волю, а объект осознанно подчиняется воле.

Социальное управление:

1) Негосударственное (управление делами в негосударственных органах, политических партиях, МСУ, общ. объединениях.)

2) Государственное управление – вид государственной деятельности по реализации государственной власти, имеющий, в первую очередь, исполнительно-распорядительный характер; управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государственной власти.

Черты ГУ:

1. Деятельность исполнительно-распорядительного характера (цель: исполнение)

2. Подзаконная деятельность, т.е. направлена на исполнение вышестоящих законов

3. Универсальный характер (осуществляется всеми органами государственной власти, присутствует во всех сферах общественной жизни)

4. Предметный характер (ГУ – отраслевое управление. Н-р, минобрнауки – образование, правительство – общее руководство и др.)

5. Организующая деятельность (иерархичность,  системность, структурность)

6. Деятельность достигается за  счет юридически-властных полномочий  и уполномоченными на то объектами  (юридически властная деятельность)

 

Вопрос 10. Соотношение государственного управления с исполнительной властью.

Понятия ГУ и ИВ не тождественные.

  1. ИВ – абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существующие государственные власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, защищать права и свободы чел и др., а термин ГУ имеет более практический смысл. ГУ – это форма осуществления ИВ, т.е. деятельность по осуществлению ИВ.

ИВ – проявление властных полномочий при наличии таковых у органов  ИВ (они даются для осуществления  ГУ).

2) Понятие ИВ является более узким по отношению к понятию ГУ, т.к. ИВ производна от ГУ, эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации ГУ.

3) ИВ определяет объем полномочий, которые реализуются на практике при ГУ, поэтому ИВ является содержанием ГУ.

Таким образом, ГУ есть вид государственной  деятельности, в рамках которого реализуется  ИВ как одна из частей единой гос. власти.

 

Вопрос 11. Функции государственного управления.

Государственное управление – вид государственной деятельности по реализации государственной власти, имеющий, в первую очередь, исполнительно-распорядительный характер.

Функции – это основные направления  деятельности.

1) Прогнозирование – научное обоснованное предвидение результатов деятельности.

2) Планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей.

3) Координирование и взаимодействие – согласование деятельности  (н-р, правительство РФ координирует деятельность Кабинета министров РТ).

4) Информационное обеспечение деятельности государственных органов – сбор получение и обработка информации, необходимой для осуществления гос.деятельности.

5) Организация – формирование системы управления, упорядочение отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей и др.

6) Регулирование или распорядительство – установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения объектов.

7) Надзор – метод ГУ для  выявления возможных недостатков  в деятельности государственных  и негосударственных структур.

7) Контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы ГУ и ее структуры требуемому стандарту.

8) Учет – фиксация информации о движении матер ресурсов ГУ, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий гос.органов.

 

Вопрос 12. Принципы государственного управления.

Принципы указывают на его основополагающие черты. Они определяют основания, содержание и значение ГУ.

Общие принципы: законность  (исполнение правовых предписаний субъектами ГУ), объективность (изучение закономерностей  общественного развития для совершенствования  процесса ГУ), конкретность (т.е., осуществление  ГУ применительно к конкретным жизненным  обстоятельствам), эффективность (максимум достижения целей при минимуме затрат).

В ГУ применяются следующие принципы:

1)демократического централизма  – управление осуществляется  централизованно, сверху вниз;

2)единство системы ИВ – закреплен  в ст.77, 78 Конституции РФ (федеральные  органы ИВ и органы ИВ субъектов  РФ образуют единую систему  ИВ в РФ; система органов гос.власти устанавливается в соответствии с общими принципами организации органов гос.власти)

3)четкая вертикаль – не только  подчинение сверху вниз, но и  невмешательство в полномочия  друг друга

4)принцип федерализма – разграничение вопросов ведения между Федерацией и ее субъектами

Ст.3 ФЗ «О системе государственной  службы»: федерализм, законность, приоритет  прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты, равный доступ граждан к государственной  службе; единство правовых и организационных  основ гос.службы, законодательное закрепление; взаимосвязь гос.службы и муниципального управления; доступность государственной службы общественному контролю; профессионализм и компетентность гос.служащих; защита от неправомерного вмешательства в профессиональную деятельность.

 

Вопрос 13. Реформы государственного управления в РФ.

Реформа – преобразование.

Ключевые области:

1)система и структура органов  ИВ (3-уровневая система органов  ИВ была закреплена Указом  Президента  РФ «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти»: министерства (разработка политики в определенной  сфере, НПА, осуществление международного  сотрудничества), службы (реализация  политики министерств, проверки), агентства (управление гос.имуществом, реализация гос.программ и оказание гос.услуг).

2)гос. служба 

ФЗ «О система государственной  службы» 

Указом президента была утверждена программа реформирования гос.службы РФ (2003-2005): создание нормативно-правовой основы регулирования гос.службы

3)повышение результативности и  эффективности государственного  аппарата

4)реформы экономического и финансового  управления

5)реформы образования

6)оптимизация функций органов  ИВ (комиссия по админ. реформе  выявила около 30% избыточных функций)

7)совершенствование управляющих  процедур

8)создание административной юрисдикции

Периоды:

  1. 1991 – 1999 гг.: нужно было перестроить советскую систему ГУ и сформировать новую структуру и систему органов гос.власти
  2. 1 этап: 2003-2005 гг. (был разработан группой Д.Козака – разграничение полномочий между различными узлами бюрократической сети; 23 июля 2003 г. Президент подписал указ о проведении административной реформы)
  3. 2 этап: 2006-2008 гг. (Правительство РФ одобрило концепцию админ. реформы в 2006-2008 гг.)

 

Реформа образования:

• Введение ЕГЭ

• Введение и развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла — бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист».

• Сокращение учительского и преподавательского состава.

• 1 января 2011 года Госдума РФ приняла закон, который вводит элементы платного образования в средних школах. Как отмечается, «документ предоставляет таким учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно». При этом министр образования Фурсенко, премьер Путин и президент Медведев заявили, что «среднее образование в РФ останется бесплатным».

Информация о работе Шпаргалка по "Основам административного права"