Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам административного права"
• Сокращение числа вузов. Осенью 2012 года Минобразования провело оценку 502 российских госвузов (учитывался средний балл ЕГЭ у первокурсников, уровень инфраструктуры и т. д.). В итоге 136 учебных заведений были признаны неэффективными, самым проблемным из них пообещали «реорганизацию» — закрытие с присоединением к другому вузу.
• Период реформирования
• – 2002 год. Принята Федеральная программа развития образования.
• – 2003 год. Россия присоединилась к Болонскому процессу.
• – 2005 год. Реформа образования объявлена национальным проектом. Разработан Приоритетный Национальный Проект «Образование» (ПНПО)
• – 2006 год. Вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006- 2010гг.
• – 2007 год. На заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Министерство образования и науки РФ организовало работу по формированию современной модели образования.
• – 2008 год. На коллегии МОН РФ о поэтапном внедрении модели на период до 2012 года доложил И.М. Реморенко в своем выступлении «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009- 2012 годы».
• – 2010 год. На заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».
Вопрос 14. Основы административно-правового статуса граждан.
Гражданин как субъект АП – это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, а также для участия в управлении делами государства.
Административно-правовой статус – это отношения между гражданами и органами ИВ и их должностными лицами. Он производится от конституционно-правового статуса.
Элементы, составляющие основу административно-правового статуса:
1)админ.правосубъектность
2)права и обязанности граждан
в сфере государственного
Административная правосубъектность состоит из следующих элементов:
1)правоспособность –
2)дееспособность –
3) способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия (в ряде случаев — за бездействие), в том числе подвергаться административному наказанию. Административная деликтоспособность зависит от возраста и вменяемости. Общая административная деликтоспособность с 18 лет.
Вопрос 15. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления и их правовые гарантии.
Каждый гражданин РФ имеет определенные права и обязанности в сфере ГУ.
2 группы:
1)конституционно-
2)административные права и обязанности – они вытекают из конституционных прав и обязанностей
Административная обязанность – соблюдение различных процедур, исполнение административных наказаний.
Административное право –
Гарантии реализации прав и исполнения обязанностей:
Вопрос 16. Право граждан на административную жалобу.
Регулируется ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»
Отличие жалобы от заявления: жалоба – это требование восстановления нарушенных прав; заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод.
Жалоба:
1)общая – может подаваться как письменно, так и устно; в законе в основном закреплен письменный порядок обращения, об устном сказано то, что оно вносится в карточку личного приема гражданина; индивидуальная или коллективная.
2)специальная – может быть только письменная. Имеет особый порядок рассмотрения , специальные основания (приказ руководителя, постановление по делу об админстративном правонарушении), четкое определение субъектов права, специальные сроки подачи жалобы, процедурные особенности, краткие сроки ее рассмотрения.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину.
В случае, если обращение содержит сведения государственной важности, то орган МСУ или должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения, но не более чем на 30 дней.
Жалобы: административные и судебные.
Вопрос 17. Право на судебное обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
Каждый гражданин имеет право обратиться в суд с жалобой, если считает, что были нарушены его права и свободы действиями государственных органов и должностных лиц
К таковым относятся: нарушение прав и свобод граждан, создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности.
Если жалоба гражданина, поданная в вышестоящий орган, объединение, должностному лицу, не была рассмотрена в срок, то он вправе обратиться в суд.
Срок подачи: 3 месяца со дня извещения гражданина о нарушении его прав; 1 месяц со дня получения об отказе в удовлетворении жалобы или отсутствия письменного ответа в течение 1 месяца.
Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. Гос.органы обязаны документально доказать законность обжалуемых действий.
Если установлена
Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, гос.служащему, а также гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда.
Вопрос 18. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Деление на категории:
1)постоянно проживающие – вид на жительство сроком на 5 лет
2)временно проживающие – обязан иметь разрешение на временное проживание (сроком на три года)
3)временно пребывающие – не дольше 3 месяцев (туристы, по приглашению, служебные командировки
4)проезжающие транзитом
Ч.1 ст.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранным гражданином признается физлицо, не являющееся гражданином РФ и имеющим доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. К ним относятся: владельцы дипломатических паспортов, пассажиры круизных судов, члены экипажей морских или речных судов, совершающих транзитный проезд через РФ, сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, сотрудники международных организаций, иностранные журналисты – ч.3 ст.11.
Иностранные лица и лица без гражданства должны иметь документы, удостоверящие личность и визу. Если он прибывает на срок свыше 3-х месяцев, то виза выдается при наличии у него сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Особенности административно-правового статуса:
1)не м.б. принят на гос.службу
2)не допускается к
3)не может участвовать в
4)не несут воинской обязанности
5)не м.б. членами политических объединений
6)не обладают избирательными правами
7)только к ним м.б. применено административное выдворение
8)проживают и осуществляют
Вопрос 19.Понятие и признаки органов исполнительной власти.
ОИВ – часть гос.аппарата, обладающая собственной компетенцией, полномочиями, территориальным масштабом деятельности для реализации задач и функций гос-ва во всех сферах управления.
Согласно указу президента рф "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Признаки:
1) Наделен гос.-управлен.полномочиями,
полномочиями исполнительно-распор.
2) Порядок формирования (формируется в порядке назначения, т.е. нижестоящие органы назначаются вышестоящими)
3) Любой ОИВ всегда является органом государственного управления, но не каждый ОГУ является ОИВ.
4)права = обязанности: применение мер воздействия на управляемых субъектов
5)имеет структурную
6)финансируется за счет
Вопрос 20.Виды органов исполнительной власти.
Согласно Конституции РФ, деятельность ОИВ осуществляется в пределах ведения РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов РФ и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ.
1)По территориальному принципу (федеративному устройству): федеральные ОИВ, ОИВ субъектов РФ.
2)По характеру компетенции: органы общей компетенции (Прав-во РФ), отраслевой компетенции (министерства), межотраслевой компетенции (службы, агентства).
3)По организационно-прав. формам: федеральный уровень (прав-во РФ, фед. министерства, фед. службы, фед. агентства), уровень субъектов (правительства субъекта, министерства, службы, агентства, гос.комитеты, комитеты, глав.управления, управления, департаменты, отделы, отделения администрации)
4)По порядку принятия решений: коллегиальные – решения в основном принимаются по принципу большинства (н-р, правительства) и единоначальные (министерства, ведомства, службы и др.) разрешаются в основном единолично руководителем данного органа.
Вопрос 21.Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.
Основные принципы организации и деятельности ОИВ – на базе которых строится и функционирует система органов исп.власти.
К ним можно отнести принципы ГУ:
1) Пр.федерализма – отражается на структуре системы ОИВ, состоящей из фед. ОИВ и ОИВ субъектов Федерации
2) Законность – один из вед.принципов. свои исходные начала из конст.рф, ФЗ, конст. и уставов суб-ов РФ и их законод-ва.
3) Пр. демокр.централизма – управление осущ-ся централизованно, сверху вниз
4) Единство системы органов исп.власти - означает, что все органы, входящие в эту систему, должны быть сформированы и обладать полномочиями в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
5) Пр.четкой вертикали – подчинение сверху вниз, четкое распределение полномочий и невмешательство в дела друг друга
6) Самостоятельность ОИВ – не нах-ся в подчинении у ОЗВ, имеют свою компетенцию.
7) Террит.принцип, который определяет масштаб деят-ти, статус (фед.уровень, уровень суб-ов)
8) Функцион.пр. – статус определяется собств.функциями.
Вопрос 22. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Президент РФ – постоянно действующий орган гос.власти, осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства.
Составляющие АПС президента (ст. 83 конст.):
Информация о работе Шпаргалка по "Основам административного права"