Шпаргалка по "Основам административного права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам административного права"

Файлы: 1 файл

Админ. право. База..docx

— 166.64 Кб (Скачать файл)

• Сокращение числа вузов. Осенью 2012 года Минобразования провело оценку 502 российских госвузов (учитывался средний балл ЕГЭ у первокурсников, уровень инфраструктуры и т. д.). В итоге 136 учебных заведений были признаны неэффективными, самым проблемным из них пообещали «реорганизацию» — закрытие с присоединением к другому вузу.

• Период реформирования

• – 2002 год. Принята Федеральная программа развития образования.

• – 2003 год. Россия присоединилась к Болонскому процессу.

• – 2005 год. Реформа образования объявлена национальным проектом. Разработан Приоритетный Национальный Проект «Образование» (ПНПО)

• – 2006 год. Вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006- 2010гг.

• – 2007 год. На заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Министерство образования и науки РФ организовало работу по формированию современной модели образования.

• – 2008 год. На коллегии МОН РФ о поэтапном внедрении модели на период до 2012 года доложил И.М. Реморенко в своем выступлении «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009- 2012 годы».

• – 2010 год. На заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

 

Вопрос 14. Основы административно-правового статуса граждан.

Гражданин как субъект АП – это  участник общественных отношений, выступающий  в качестве носителя содержащихся в  нормативных актах прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, а  также для участия в управлении делами государства.

Административно-правовой статус –  это отношения между гражданами и органами ИВ и их должностными лицами. Он производится от конституционно-правового  статуса.

Элементы, составляющие  основу административно-правового  статуса:

1)админ.правосубъектность

2)права и обязанности граждан  в сфере государственного управления

Административная правосубъектность состоит из следующих элементов:

1)правоспособность – возможность  иметь права и выполнять обязанности,  установленные административно-правовой  нормой. Возникает с момента рождения  и прекращается со смертью.  Она включает в себя все:  возраст, территорию нахождения, умственные и физические способности,  менталитет граждан.

2)дееспособность – способность  гражданина своими действиями  приобретать права и обязанности  в сфере реализации государственного  управления. Частичная – с 14 лет  (получение паспорта), с 16 лет –  возможность привлечения к административной  ответственности. Особенность дееспособности: зависит от специфики и особенности  административно-правового статуса  граждан. С 18 лет наступает полная общая административная дееспособность.

3) способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия (в ряде случаев — за бездействие), в том числе подвергаться административному наказанию. Административная деликтоспособность зависит от возраста и вменяемости. Общая административная деликтоспособность с 18 лет.

 

Вопрос 15. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления и их правовые гарантии.

Каждый гражданин РФ имеет определенные права и обязанности в сфере  ГУ.

2 группы:

1)конституционно-административные  права и обязанности – лицо  пользуется этими правами на  свое усмотрение, а субъекты власти  обязаны создавать условия и  не мешать их реализации (ст.33 Конституции РФ – право на  обращение в органы государственной  власти и органы местного самоуправления)

2)административные права и обязанности – они вытекают из конституционных прав и обязанностей

Административная обязанность  – соблюдение различных процедур, исполнение административных наказаний.

Административное право – право  на обжалование, право на охоту, торговлю, получение загранпаспорта.

Гарантии реализации прав и исполнения обязанностей:

    1. Судебная группа – ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
    2. Несудебная группа – оказание бесплатной юридической помощи

 

 

Вопрос 16. Право граждан на административную жалобу.

Регулируется ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»

Отличие жалобы от заявления: жалоба – это требование восстановления нарушенных прав; заявление – это  просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных  прав и свобод.

Жалоба:

1)общая – может подаваться как письменно, так и устно; в законе в основном закреплен письменный порядок обращения, об устном сказано то, что оно вносится в карточку личного приема гражданина; индивидуальная или коллективная.

2)специальная – может быть только письменная. Имеет особый порядок рассмотрения , специальные основания (приказ руководителя, постановление по делу об админстративном правонарушении), четкое определение субъектов права, специальные сроки подачи жалобы, процедурные особенности, краткие сроки ее рассмотрения.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину.

В случае, если обращение содержит сведения государственной важности, то орган МСУ или должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения, но не более чем на 30 дней.

Жалобы: административные и судебные.

 

Вопрос 17. Право на судебное обжалование  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан.

Каждый гражданин имеет право  обратиться в суд с жалобой, если считает, что были нарушены его права  и свободы действиями государственных  органов и должностных лиц

К таковым относятся: нарушение  прав и свобод граждан, создание препятствий  осуществлению гражданином его  прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности.

Если жалоба гражданина, поданная в вышестоящий орган, объединение, должностному лицу, не была рассмотрена в срок, то он вправе обратиться в суд.

Срок подачи: 3 месяца со дня  извещения  гражданина о нарушении его прав; 1 месяц со дня получения об отказе в удовлетворении жалобы или отсутствия письменного ответа в течение 1 месяца.

Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. Гос.органы обязаны документально доказать законность обжалуемых действий.

Если установлена обоснованность жалобы, то жалоба удовлетворяется. Убытки, моральный вред возмещаются в  порядке, установленном ГК РФ.  Если жалоба не обоснована, то суд отказывает в ее удовлетворении.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, гос.служащему, а также гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее  чем в месячный срок со дня получения  решения суда.

 

Вопрос 18. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Деление на категории:

1)постоянно проживающие – вид на жительство сроком на 5 лет

2)временно проживающие – обязан иметь разрешение на временное проживание (сроком на три года)

3)временно пребывающие – не дольше 3 месяцев (туристы, по приглашению, служебные командировки

4)проезжающие транзитом

Ч.1 ст.2 ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» иностранным  гражданином признается физлицо, не являющееся гражданином РФ и имеющим  доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. К ним относятся: владельцы дипломатических  паспортов, пассажиры круизных судов, члены экипажей морских или речных судов, совершающих транзитный проезд через РФ, сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, сотрудники международных организаций, иностранные журналисты – ч.3 ст.11.

Иностранные лица и лица без гражданства  должны иметь документы, удостоверящие личность и визу. Если он прибывает на срок свыше 3-х месяцев, то виза выдается при наличии у него сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Особенности административно-правового  статуса:

1)не м.б. принят на гос.службу

2)не допускается к деятельности, связанной с гос.тайной

3)не может участвовать в отправлении  правосудия

4)не несут воинской обязанности

5)не м.б. членами политических объединений

6)не обладают избирательными правами

7)только к ним м.б. применено административное выдворение

8)проживают и осуществляют свою  деятельность на основании специального  разрешения

 

Вопрос 19.Понятие и признаки органов исполнительной власти.

ОИВ – часть гос.аппарата, обладающая собственной компетенцией, полномочиями, территориальным масштабом деятельности для реализации задач и функций гос-ва во всех сферах управления.

Согласно указу президента рф "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Признаки:

1) Наделен гос.-управлен.полномочиями, полномочиями исполнительно-распор.характера. (н-р, в отличие от законодат.органов издает только подзаконные акты, управление гос.имуществом, оказание гос.услуг)

2) Порядок формирования (формируется в порядке назначения, т.е. нижестоящие органы назначаются вышестоящими)

3) Любой ОИВ всегда является органом государственного управления, но не каждый ОГУ является ОИВ.

4)права = обязанности: применение  мер воздействия на управляемых субъектов

5)имеет структурную организацию

6)финансируется за счет средств  государственного бюджета

 

Вопрос 20.Виды органов исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ, деятельность ОИВ осуществляется в пределах ведения  РФ, в пределах совместного ведения  РФ и субъектов РФ и в пределах самостоятельного ведения субъектов  РФ.

1)По территориальному принципу (федеративному устройству): федеральные ОИВ, ОИВ субъектов РФ.

2)По характеру компетенции: органы общей компетенции (Прав-во РФ), отраслевой компетенции (министерства), межотраслевой компетенции (службы, агентства).

3)По организационно-прав. формам: федеральный уровень (прав-во РФ, фед. министерства, фед. службы, фед. агентства), уровень субъектов (правительства субъекта, министерства, службы, агентства, гос.комитеты, комитеты, глав.управления, управления, департаменты, отделы, отделения администрации)

4)По порядку принятия решений: коллегиальные – решения в основном принимаются по принципу большинства (н-р, правительства) и единоначальные  (министерства, ведомства, службы и др.)  разрешаются в основном единолично руководителем данного органа.

Вопрос 21.Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Основные принципы организации  и деятельности ОИВ – на базе которых строится и функционирует  система органов исп.власти.

К ним можно отнести принципы ГУ:

1) Пр.федерализма – отражается на структуре системы ОИВ, состоящей из фед. ОИВ и ОИВ субъектов Федерации

2) Законность – один из вед.принципов. свои исходные начала из конст.рф, ФЗ, конст. и уставов суб-ов РФ и их законод-ва.

3) Пр. демокр.централизма – управление осущ-ся централизованно, сверху вниз

4) Единство системы органов исп.власти - означает, что все органы, входящие в эту систему, должны быть сформированы и обладать полномочиями в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

5) Пр.четкой вертикали – подчинение сверху вниз, четкое распределение полномочий и невмешательство в дела друг друга

6) Самостоятельность ОИВ – не нах-ся в подчинении у ОЗВ, имеют свою компетенцию.

7) Террит.принцип, который определяет масштаб деят-ти, статус (фед.уровень, уровень суб-ов)

8) Функцион.пр. – статус определяется собств.функциями.

 

Вопрос 22. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Президент РФ – постоянно действующий  орган гос.власти, осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства.

Составляющие АПС президента (ст. 83 конст.):

Информация о работе Шпаргалка по "Основам административного права"