Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 01:14, курсовая работа
Среди правовых средств обеспечения государственной дисциплины и законности в управлении особое место занимает институт административной ответственности. Актуальность разработки ее проблем предопределяется прежде всего динамичностью развития современных общественных отноше-ний. Демократизация общественной жизни заставляет по-новому взглянуть на роль, место и пределы административной ответственности, повышение предупредительной возможности законодательства при реализации его субъектами административной юрисдикции.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и основные черты административной
ответственности…………………………………………..6
Законодательные основы административной ответственности.17
Глава 2. Понятие административного правонарушения
(проступка)……………………………………………...20
Социально-правовая природа административного правона-
рушения (проступка)……………………………………………...20
Глава 3. Состав административного правонарушения
(проступка)………………………………………………29
Структура состава административного проступка……………..29
Объект административного правонарушения (проступка)…….31
Объективная сторона административного правонарушения
(проступка)………………………………………………………...35
Субъекты административной ответственности, их
классификация и особенности…………………………………...40
Субъективная сторона административного правонарушения
(проступка)………………………………………………………..69
Заключение………………………………………………………..77
Список использованной литературы…………………………….82
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и основные черты административной
ответственности………………………………………
Глава 2. Понятие административного правонарушения
(проступка)……………………………………………..
рушения (проступка)……………………………………………..
Глава 3. Состав административного правонарушения
(проступка)………………………………………………
(проступка)…………………………………………………
классификация и особенности…………………………………...40
(проступка)…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….82
ВВЕДЕНИЕ
Среди правовых средств обеспечения государственной дисциплины и законности в управлении особое место занимает институт административной ответственности. Актуальность разработки ее проблем предопределяется прежде всего динамичностью развития современных общественных отноше-ний. Демократизация общественной жизни заставляет по-новому взглянуть на роль, место и пределы административной ответственности, повышение предупредительной возможности законодательства при реализации его субъектами административной юрисдикции.
Сложность и динамизм происходящих явлений и процессов настоятельно требуют уточнения сложившихся ранее выводов о сущности административных правонарушений и ответственности за их совершение. Для общественности не безразлично, какие ценности защищаются институтом юридической ответст-венности, какие меры применяются к нарушителям правовых норм, какова их эффективность.
Административное принуждение представляет собой систему мер морального, материального, физического и психического воздействия уполно-моченными на то органами на сознание и волю людей в целях достижения в соответствии с требованиями «публичной власти» определенного поведения, строгого соблюдения дисциплины и законности в сфере управления.{Общие аспекты административной ответственности нашли отражение в ряде работ ученых правоведов, в частности: Лунев А.Е. Административная ответствен-ность за правонарушения. М., 1961; Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969; Галаган И.А. Администра-тивная ответственность в СССР. Воронеж, 1970. С.194-203; Лазарев Б.М. Административные правонарушения и ответственность за их совершение // Советское государство и право. 1985. №8. С.30; Лазарев В.В. Попов Л.Л. Новое законодательство об административных правонарушениях и его применение // Советское государство и право. 1986. №3. С.51-58; Сухаркова А.И. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел на транспорте. Мн., 1989; Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М., 1975; Проблемы административной ответственности на современном этапе. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989.}. Его особенности обусловливаются спецификой общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, нарушение неприкосновенности которых в ряде случаев требует немедленного реагирования, поскольку затрагивает права, свободы и законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций.
Эффективность законодательства об административных правонаруше-ниях как средства охраны правопорядка, укрепления законности и дисциплины в условиях расширения демократии во многом обусловлена качеством правоприменительной деятельности компетентных органов (должностных лиц), требующей от них уяснения юридической природы того или иного правона-рушения, признаков конкретных видов административных проступков, овладе-ния правилами юридической оценки (квалификации) проступков. Эти вопросы для формирования юриста, применяющего законодательство об администра-тивных правонарушениях, имеют важное методологическое значение. Однако в учебной литературе по административному праву они освещаются недоста-точно глубоко и всесторонне. В настоящем учебном пособии предпринята попытка восполнить имеющиеся пробелы.
Оценивая в целом положительно динамизм законодательства об административной ответственности, нельзя не выразить озабоченности по поводу того, что это происходит преимущественно за счет роста новых административно-правовых запретов, увеличения числа субъектов администра-тивной юрисдикции. За последнее десятилетие административное законода-тельство пополнилось значительным количеством ранее неизвестных ему составов правонарушений. Количество привлеченных за некоторые виды правонарушений к административной ответственности с 1992 года увеличилось в два-три раза.
Существенные изменения круга объектов административно-правовой охраны, последовательная декриминализация части уголовно-правовых деяний и перевод их в разряд административных проступков {Келина С.Г. Об основаниях и последствиях декриминализации деяний // Советское государство и право. 1988. №11. С. 12-14}, расширение количества преюдиционных составов, а также задачи дальнейшего совершенствования, систематизации и кодификации законодательства, продиктованные – потребностями развития рыночной экономики, затрагивают как концептуальную основу административ-ной ответственности (пути совершенствования законодательства), так и правоприменительную деятельность органов административной юрисдикции, в том числе органов внутренних дел.
Осуществление же последней затруднено уже тем, что до настоящего времени все еще не устранены пробелы в исследовании теоретических и прикладных проблем административного проступка и субъектов ответствен-ности за его совершение.
Исследованию названных трудностей и возможных путей их преодоления и посвящается данная работа. На основе анализа действующего законодатель-ства и практического его применения сформулированы конкретные рекомендации, призванные оказать помощь в реализации общей концепции административной ответственности в условиях формирования правового государства, а также в уяснении признаков составов правонарушений и в квалификации административных проступков.
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, как применение наказания к правонарушителю. При этом наказание - общеправовая категория, присутствующая и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, назначенном по приговору суда, и во взыскании гражданско-правовой неустойки {Базылев Б.Т. Об институте юридической ответственности // Советсвкое государство и право. 1975. №1. С.113}.
Административная ответственность является одним из видов юриди-ческой (наряду с уголовной, гражданской, дисциплинарной), устанавливаемой государством, и сохраняет все основные признаки общего понятия последней: общественное и государственное осуждение (порицание) поведения правонару-шителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных санкций - штрафа, конфискации и т.д. Отличиями ее от других видов являются фактиче-ское основание (административный проступок) и мера ответственности, которая по своей правовой природе относится к числу административных мер. Остальные признаки (вина, противоправность деяния и т.д.) отличаются лишь некоторыми внутренними свойствами (формы вины, противоправность или общественная опасность).
Следует различать установление и применение административной ответственности.
Установление означает возведение в норму права нарушение которого определяется административная ответственность в виде предупреждения, штрафа и т.д. Как комплексе, т.е. в форме кодекса, так и по отдельным видам правонарушений, оно отнесено к компетенции высшего представительного органа государственной власти (ст. 4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях {Далее – КоАП}). Здесь сохраняется общий признак установления юридической ответственности.
Однако имеется одна, существенная, особенность: в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений участвуют местные представительные и исполнительные органы государствен-ной власти и управления.
Статьей 5 КоАП определены два варианта их участия. Первый дает право принимать решения, предусматривающие за то или иное нарушение административную ответственность, в частности, по вопросам охраны общест-венного порядка, если они не урегулированы Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.
Второй вариант связан с тем, что в КоАП есть три статьи, предусмат-ривающие ответственность за нарушение правил по карантину животных, ветеринарно-санитарных норм и правил по охране территории Республики Беларусь от заноса заразных болезней животных (ст. 102), а также правил благоустройства и содержания населенных пунктов (ст. 143), торговли на рынках (ст. 147). Однако самих правил в Кодексе нет. Их установление (разработка и утверждение, придание им правовой силы) отнесено к компетенции местных представительных органов. И только при наличии и официальном оформлении этих правил указанные четыре статьи КоАП действуют и применяются на практике.
Что же касается применения административной ответственности, то оно заключается в фиксировании конкретного правонарушения в установленном законом порядке и назначении нарушителю определенного законом взыскания при соблюдении соответствующих процессуальных норм. Как и в других видах юридической ответственности, в административной имеются свои особенности, начиная со структурных.
Структуру ее составляют следующие элементы:
Итак, административная ответственность - это форма реагирования государства на правонарушения, которая проявляется в применении полно-мочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим такие правонарушения.
Сущность ее в оказываемом полномочными государственными органами и должностными лицами на совершившего административное правонарушение воздействии, влекущем за собой отрицательные для правонарушителя послед-ствия морального (предупреждение), материального (штрафа) или личного характера (административный арест).
Цель этого воздействия:
Административная ответственность обладает признаками, свойствен-ными юридической ответственности вообще, но специфически преломляющи-мися в законодательстве применительно к ней. В то же время за нею также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответствен-ности.
1. Она устанавливается как
2. Основанием административной
ответственности является
3. Объектом посягательства
Информация о работе Состав административного правонарушения (проступка)