Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 01:14, курсовая работа
Среди правовых средств обеспечения государственной дисциплины и законности в управлении особое место занимает институт административной ответственности. Актуальность разработки ее проблем предопределяется прежде всего динамичностью развития современных общественных отноше-ний. Демократизация общественной жизни заставляет по-новому взглянуть на роль, место и пределы административной ответственности, повышение предупредительной возможности законодательства при реализации его субъектами административной юрисдикции.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и основные черты административной
ответственности…………………………………………..6
Законодательные основы административной ответственности.17
Глава 2. Понятие административного правонарушения
(проступка)……………………………………………...20
Социально-правовая природа административного правона-
рушения (проступка)……………………………………………...20
Глава 3. Состав административного правонарушения
(проступка)………………………………………………29
Структура состава административного проступка……………..29
Объект административного правонарушения (проступка)…….31
Объективная сторона административного правонарушения
(проступка)………………………………………………………...35
Субъекты административной ответственности, их
классификация и особенности…………………………………...40
Субъективная сторона административного правонарушения
(проступка)………………………………………………………..69
Заключение………………………………………………………..77
Список использованной литературы…………………………….82
Формула неосторожности законодательно закреплена в ст. 11 КоАП Республики Беларусь: «Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть» {В статье указано лишь на отношение правонарушителя к последствиям своего деяния. Однако представляется очевидным, что понимание им возможности наступления вредных последствий предполагает осознание опасности и самих совершаемых действий}.
Интеллектуальные критерии при совершении неосторожного админи-стративного правонарушения, как и при умысле, могут заключаться в осознании общественно опасного характера совершаемого деяния и в предвидении возможного наступления его вредных последствий.
Однако в отличие от умысла волевой признак рассматриваемой формы вины характеризуется не желанием (или допущением) вредных последствий, а, напротив, надеждой на их предотвращение. Такая надежда основывается на реальных обстоятельствах, но является легкомысленной. Рассмотренная форма неосторожности в теории права именуется самонадеянностью.
Так, водитель автомашины Давыдов выехал на автомобиле с износом шин ниже допустимого предела. Рассчитывая на свое профессиональное мастерство, Давыдов предполагал, что сумеет предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Однако расчет оказался легкомысленным, и при резком торможении впередиидущей автомашины Давыдов не сумел остановить свой автомобиль, в результате чего произошло столкновение транспортных средств. Давыдов был привлечен к административной ответственности по ст. 116 ч. 1 КоАП Республики Беларусь.
Другой формой неосторожности является небрежность. Она заключается в том, что лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния {Естественно, что в этом случае лицо не осознает общественной опасности самого деяния}, хотя могло и должно было их предвидеть.
Административному праву известны составы как с умышленной, так и с неосторожной формой вины. Причем многим административным проступкам свойственны обе формы. Так, превышение водителем скорости движения оценивается законодателем как административное правонарушение, предусмотренное ст. 113 КоАП Республики Беларусь, независимо от того, умышленно или по неосторожности оно было совершено.
Учет формы вины имеет особо важное значение при квалификации административных правонарушений (проступков). Однако следует заметить, что в конкретных составах включенных в Особенную часть Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях проступков, далеко не всегда четко и прямо определено, при какой форме вины (умышленной или неосторожной) возможно совершение того или иного из них.
Лишь в небольшом количестве статей (180, 188, 192) умысел прямо фигурирует как конструктивный признак состава проступка. Во многих иных его наличие подразумевается, хотя в их тексте данного термина нет. Вопрос о форме вины при совершении таких правонарушений как, например, поджог леса (ст. 77), мелкое хищение (ст. 51), уклонение от прохождения освидетельствования на состояние опьянения (с. 119), мелкое хулиганство (ст. 156), распитие спиртных напитков на производстве (ст. 158), азартные игры (ст. 165) и ряда других, решается однозначно и теорией, и практикой: в названных случаях она может быть только умышленной.
В других случаях вывод о форме вины может быть сделан в результате грамматического и логического толкования текста диспозиции нормы, описывающей характер деяния. Например, изучение диспозиции ст. 176 КоАП Республики Беларусь (уклонение от регистрации огнестрельного гладкостволь-ного охотничьего оружия и боевых припасов) показывает, что этому составу свойственна умышленная форма вины.
Уже из сказанного видно, что количество административных проступков, которые совершаются только умышленно, достаточно велико.
Кроме того, значительное количество их может совершаться умышленно либо неосторожно (нарушение санитарно-гигиенических правил), при этом некоторые - чаще всего умышленно (безбилетный проезд), другие - неосторожно (утрата паспорта в результате его небрежного хранения).
В процессе правоприменительной практики при осуществлении административно-правовой квалификации конкретных проступков, чтобы признать наличие в них умысла или неосторожности, необходимо четко представлять, какие фактические обстоятельства охватываются сознанием и волей совершившего их лица.
В связи с этим, как справедливо отмечает В. Е. Севрюгин. было бы уместным при конструировании конкретных составов административных правонарушений, подлежащих включению в Особенную часть Кодекса об административных правонарушениях, законодателю в самом тексте нормы указывать конкретную форму вины (умышленную или неосторожную), с которой может быть связано данное правонарушение (проступок).
Учет данного положения имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение, поскольку согласуется с принципом дифференциации ответственности, а значит, и наложения взыскания.
Анализ основных и дополнительных признаков субъективной стороны состава административного правонарушения (проступка) приводит к следующему выводу:
во-первых, субъективная сторона состава административного правонарушения (проступка) отражает внутренние психическое отношение правонарушителя к содеянному;
во-вторых, субъективную сторону правонарушения (проступка) образует только виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие субъекта (ст. 10-11 КоАП).
Чаще всего иных признаков субъективной стороны законодатель не называет, а форма вины очень редко включается в состав в качестве конструктивного признака.
Факультативным признаком субъективной стороны состава администра-тивного правонарушения является цель т.е. существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которое он желает получить, совершая правонарушение. Прямое указание на него содержится в текстах ст. 123, 96 КоАП Республики Беларусь. Логическое и грамматическое токование некоторых других норм позволяет обнаружить его наличие и в рамках иных составов (ст. 51, 154, 155 КоАП Республики Беларусь). Следовательно, этот признак включен в конструкцию только незначительного числа составов правонарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Административная ответственность играет важную роль в обеспечении государственной дисциплины и законности в управлении. Поэтому разработка ее проблем всегда была актуальной для административно-правовой науки. Однако, несмотря на это, анализ степени их разработанности позволяет утверждать, что законодательство об административной ответственности хотя и имеет определенную нормативную базу, еще далеко от совершенства. Особенно уязвима процессуальная сторона. И здесь необходимо отметить, что административно-процессуальное законодательство еще не стало самостоятельной отраслью права.
По существу, нужно создать новый административно-процессуальный закон, где бы нашла отражение классификация мер принуждения:
Для охраны и защиты прав и свобод личности - это важный момент.
Не менее важной в современных условиях является дальнейшая разработка вопросов, связанных с конкретизацией понятия административного правонарушения (проступка), его сущности, составляющих его элементов, ибо от этого в конечном итоге зависит кого и за что следует привлекать к административной ответственности.
Проведенное исследование позволяет более предметно определить место этого социального явления в структуре административно-правовой теории.
Подчеркивая необходимость совершенствования института администра-тивной ответственности в соответствии с требованием времени, следует отметить, что, как свидетельствует практика, для решения существующих социально-экономических проблем одного этого недостаточно.
В последнее время значительно возросло количество административно-правовых запретов и усилены меры наказания за их нарушение. Роль запретов, конечно, недооценивать нельзя. Однако истоки многих негативных явлений лежат в сфере экономики. Попытка искоренить их только путем усиления ответственности без проведения необходимых экономических преобразований к успеху не приведет.
Список использованной литературы.
Информация о работе Состав административного правонарушения (проступка)