Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:56, монография
Курс на ускорение социально-экономического развития, демократизацию всех сторон общественной жизни, повышение творческой активности масс требует укрепления социалистической законности и правопорядка, обеспечения надежной охраны конституционных прав и законных интересов советских граждан, строгого соблюдения принципов социальной справедливости.
Введение
Глава первая Проблема целей наказания: теоретический аспект .... 6
1.Понятие наказания и его цели 6
2.Определение целей наказания в законе 19
Глава вторая Цели наказания' эмпирические исследования 38
1.Понятие общего предупреждения . 38
2.Эмпирические исследования общего предупреждения . . 51
3.Понятие и исследования специального предупреждения . 69
Глава третья Соотношение общего и специального предупреждения в
советском уголовном праве историке юридический аспект 82
1.Функции государства и уголовная политика . ... 82
2.Обстоятельства, влияющие на общее предупреждение . 87
3.Обстоятельства, влияющие на специальное предупреждение 108
4. Современные тенденции в соотношении целей наказания 123
Указанные обстоятельства обусловили
и установ ление суровых мер
наказания за взяточничество (ст. 114,
114а УК РСФСР в редакции декрета
ВЦИК и СНК от 9 октября 1922 г.). Опасность
взяточничества усилилась «в связи
с попытками капиталистических
элементов путем подкупа
Самым распространенным наказанием по УК РСФСР 1922 г. было лишение свободы (со строгой изоляцией или без таковой). Первоначально мини мальный срок был установлен в 6 месяцев, а максимальный—в 10 лет. В 1923 г. минимальный срок был снижен до 1 месяца, а в 1924 г.— до 7 дней. Санкции были в основном относительно-определенные с ука занием пределов наказания («не ниже», «до»). Смерт ная казнь не включалась в перечень наказаний и ее применение было ограничено как статьями Особенной части, предусматривающими ее в санкциях, так и под судностью только по делам, находящимся в произ водстве революционных трибуналов (ст. 33).
Кодекс просуществовал до 1926 г. За это время, по данным Г. Л. Кригер, в него было внесено 159 изме нений и дополнений (51 — в Общую часть, 108 — в Особенную). 78 из них были направлены на расшире-•ние сферы преступного и усиление репрессивности отдельных институтов и санкций, а 67 носили проти воположный характер41.
В 1924 г. был принят первый общесоюзный зако нодательный акт по уголовному праву — Основные начала уголовного законодательства СССР и союз ных республик42. В дальнейшем на основе отнесения к компетенции СССР не только установления Основ общесоюзного уголовного законодательства, но и обеспечения единства уголовно-правовой борьбы с наиболее опасными преступлениями преобладающее значение в развитии уголовного права получило об щесоюзное законодательство.
Основные начала уголовного законодательства 1924 г. примечательны тем, что они полностью отка зались от термина «наказание» и заменили его поня тием «меры социальной защиты» (ст. 4). Тем самым подчеркивался отказ от возмездия и кары как целей наказания.
Такое законодательное решение по-разному оце нивалось в литературе. Одни авторы считали его чисто терминологическим, не меняющим содержания самих мер, другие же говорили о принципиальном характере такого изменения43.
С одной стороны, в перечень мер социальной за щиты судебноисправительного характера были включены в основном все наказания, ранее известные со ветскому уголовному праву (ст. 13)44. Кроме того, их применение допускалось лишь в отношении лиц, дей ствовавших виновно (ст. 6), что отличало основания применения этих мер от оснований применения мер социальной защиты медицинского (ст. 7) и медико-педагогического характера (ст. 8). С другой сторо ны, ст. 22 допускала применение мер социальной защиты судебно-исправительного характера без со вершения конкретного общественно опасного деяния или даже при оправдании в совершении определенно го преступления, что не позволяет однозначно оценить отказ от понятия «наказание».
Конечно, это изменение
уголовного закона отра жало влияние
социологической школы
В ноябре 1926 г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, вступивший в действие с 1 января 1927 г. и просуществовавший до 1958 г.47.
Первоначальной редакции кодекса уровень уго ловной репрессии был несколько снижен. Так, например, в нем не было ни одного состава, предусматри вающего смертную казнь в качестве единственной меры уголовной ответственности. В определении задач уго ловного законодательства РСФСР не было задачи ох раны социалистического государства рабочих и крес тьян от общественно опасных элементов (ст. 1). Однако УК РСФСР 1926 г. воспринял нормы о при менении мер социальной защиты судебно-исправитель-ного, медицинского или медико-педагогического ха рактера в отношении лиц, представляющих опасность по своей связи с преступной средой или по своей прошлой деятельности (ст. 7).
В перечне мер социальной
защиты судебно-испра-вительного характера
появилась такая мера, как объ
явление врагом трудящихся с лишением
гражданства Союза ССР и
Однако в дальнейшем были приняты общесоюз ные акты, направленные на усиление репрессии, среди которых чрезвычайно важными были Положение о преступлениях государственных (контрреволюцион ных и особо для СССР опасных преступлениях про тив порядка управления) 1927 г.48 и новое Положение о воинских преступлениях49.
Усиление уголовной репрессии вызывалось прежде всего обстоятельством политического характера — ошибочным представлением об обострении классовой | борьбы при построении социализма. Сталин ечитал, ' что работа по социалистической реконструкции на родного хозяйства не может не вызвать отчаянного сопротивления со стороны сил старого мира. Влияли« и обстоятельства экономического характера — свер тывание нэпа, индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, в проведении которых уголовному закону было отведено большое место, поскольку уголовная репрессия рассматрива лась как необходимый элемент социалистического наступления.
Под влиянием обстоятельств
политического и эко
Внимание государства направлялось на борьбу с вредительством и хищениями социалистического иму щества. Очень показательным законом этого периода является закон от 7 августа 1932 г. «Об охране иму щества государственных предприятий, колхозов и ко операции и укреплении общественной (социалистичес кой) собственности»50. За хищение колхозного и ко оперативного имущества и хищение грузов на желез нодорожном и водном транспорте были установлены суровые меры ответственности—расстрел с конфис кацией всего имущества (с заменой, при смягчающих обстоятельствах, лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества). К лицам, осужденным за эти преступления, нельзя было при менять амнистию, они объявлялись врагами народа.
В этом законе не давалось определения хищения, его форм, а также не устанавливались обстоятельст ва, смягчающие ответственность. При этом в качест ве наказаний устанавливались самые суровые меры, известные советскому законодательству в то время. Такая неопределенность общих положений закона де лала применение суровых наказаний (особенно, в пе риод массового голода) не справедливым и просто жестоким. Фактически осужденные по закону от 7 ав густа 1932 г. приравнивались к осужденным за контр революционные преступления, поскольку также объ являлись «врагами народа».
Постановление СНК СССР от 11 июля 1934 г. «О борьбе с расхищениями денежных доходов на железнодорожном транспорте» устанавливало применение закона от 7 августа 1932 г, и в отношении лиц, винов ных в хищениях денежных средств, растратах и зло употреблениях на железных дорогах СССР51.
Ужесточению репрессии послужило
и постановле ние ЦИК СССР от 8
июня 1934 г. «О дополнении Положения
о преступлениях
Закон от 8 июня 1934 г. примечателен также и тем, что в нем вместо термина «меры социальной защиты» употребляется термин «меры уголовного наказания».
До Великой Отечественной
войны существенным изменениям были
подвергнуты и нормы Общей
части уголовного права. Так, 7 апреля
1935 г. было принято постановление
ЦИКиСНК СССР «О мерах борьбы с
преступностью среди
Снижение возраста уголовной
ответственности за наиболее распространенные
преступления, соверша емые несовершеннолетними,
следует оценить отрица тельно. Тем
более что оно было связано
с распростра нением на несовершеннолетних
всех наказаний и с из менениями
порядка отбывания лишения
7 апреля 1930 г. было принято
Положение об ис правительно-
Если к осужденным в
качестве дополнительного наказания
применялось удаление из пределов союзной
республики или отдельных местностей
с поселением в тех или иных
местностях или без таковой, то в
со ответствии со ст. 22 Основных начал
(в редакции по становления ЦИК. и
СНК от 6 ноября 1929 г.) после отбытия
лишения свободы они поселялись
в районе лагеря с наделением землей
или предоставлением
Удаление из пределов союзной
республики или от дельных местностей
назначалось на срок от 3 до 10 лет. Это
же наказание с запрещением
Великая Отечественная война потребовала пере смотра норм уголовного права, с тем чтобы привес ти их в соответствие с условиями военного времени.