Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:56, монография
Курс на ускорение социально-экономического развития, демократизацию всех сторон общественной жизни, повышение творческой активности масс требует укрепления социалистической законности и правопорядка, обеспечения надежной охраны конституционных прав и законных интересов советских граждан, строгого соблюдения принципов социальной справедливости.
Введение
Глава первая Проблема целей наказания: теоретический аспект .... 6
1.Понятие наказания и его цели 6
2.Определение целей наказания в законе 19
Глава вторая Цели наказания' эмпирические исследования 38
1.Понятие общего предупреждения . 38
2.Эмпирические исследования общего предупреждения . . 51
3.Понятие и исследования специального предупреждения . 69
Глава третья Соотношение общего и специального предупреждения в
советском уголовном праве историке юридический аспект 82
1.Функции государства и уголовная политика . ... 82
2.Обстоятельства, влияющие на общее предупреждение . 87
3.Обстоятельства, влияющие на специальное предупреждение 108
4. Современные тенденции в соотношении целей наказания 123
Перевод всего народного хозяйства на военные рельсы, необходимость в сжатые сроки наладить работу промышленности и транспорта выдвинули на первый план дисциплину и организованность трудя щихся. Еще в 1940 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР, устанавливающий уголов ную ответственность за самовольный уход с предпри ятия или организации и за прогул без уважительных причин58. В условиях военного времени общественная опасность таких нарушений увеличивалась, поэтому суды ориентировались на неукоснительное осуждение виновных в них. В 1941 г. был издан указ Президиу ма Верховного Совета СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промыш ленности за самовольный уход с предприятий»59. Эти действия приравнивались к дезертирству и могли по влечь наказание в виде тюремного заключения на срок от 5 до 8 лет. Кроме того, в 1943 г. было введе но военное положение на железнодорожном и водном транспорте. Работники транспорта объявлялись моби лизованными и на них распространялись законы, при меняемые к военнослужащим60.
Чрезвычайно существенной в
военное время была ответственность
за уклонение от трудовой мобилиза
ции или самовольное оставление
мобилизованными места
Суровые наказания влекли в условиях войны хи щения социалистической собственности, должностные преступления, спекуляции. Народный комиссар юсти ции СССР прямо указывал, что суды должны беспощадно карать спекулянтов, играющих на руку вра гу и дезорганизующих государственную, кооператив ную и колхозную торговлю63.
В 1941 г. была установлена суровая ответствен ность за распространение ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Эти действия могли повлечь применение наказания в виде тюремного за ключения на срок от 2 до 5 лет, если не будет реше но, что в них содержится более тяжкое преступле ние64.
Как и в условиях гражданской войны, существен ными стали такие преступления как отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения нало гов или выполнения повинностей65.
В это же время была создана Чрезвычайная Госу дарственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников66. Эти преступления объявлялись тяг чайшими. Указ о создании Чрезвычайной Комиссии стал первым среди ряда законов, регулирующих рас следование таких преступлений и устанавливающих ответственность за них.
После окончания Великой
Отечественной войны опять
Однако в том же году
принимаются и чрезвычайно
Санкции этих указов в основном содержали лише ние свободы без альтернативных наказаний. Это обстоятельство, как и отмеченная завышенность сроков наказания, приводило к тому, что суды широко наз начали наказание ниже низшего предела69.
УК РСФСР 1926 г. просуществовал 35 лет. За это время в него были внесены серьезные новеллы как в Общую, так и в Особенную часть. Под влиянием обстоятельств жизни страны и распространенного представления об эффективности суровых мер ответ ственности основным направлением этих новелл была криминализация общественно опасных деяний и ужес точение наказаний. Так, если на декриминализацию и смягчение санкций было направлено 27 изменений и дополнений, большая часть из которых приходится на период с 1927 по 1930 г., то на криминализацию новых деяний, расширение составов преступлений и усиление наказаний было направлено 161 изменение и дополнение. При этом наибольшее их количество приходится на период с 1931 по 1940 г.70
После принятия Основ уголовного законодательст ва Союза ССР и союзных республик 1958 г. и кодексов союзных республик в 1960—1961 гг. на некоторое время ведущей стала линия на смягчение ответствен ности. Был сокращен максимальный срок лишения свободы, повышен возраст уголовной ответственности, декриминализировано около 40 составов преступ лений.
Широкое развитие получила возможность при менения к лицу не уголовного наказания, а мер общественного воздействия. В литературе отмечалось, что если в 1947—1952 гг. возобладала тенденция обес печения общепредупредительной цели наказания, что проявлялось в больших сроках наказания, то в 1958— 1960 гг. наметилась практика исправления и перевос питания лиц, виновных в совершении преступлений, посредством мер общественного воздействия71.
Однако с 1962 г. опять началась деятельность по изменению и дополнению уголовного законодательства, выражающаяся в расширении круга преступного и усилении ответственности за отдельные преступления (например, устанавливается ответственность за хи щение государственного или общественного имущест ва в особо крупных размерах, где в санкции наряду с длительным лишением свободы содержится смерт ная казнь; усиливается ответственность за взяточни чество, изнасилование, особо опасные государствен ные преступления). До 1978 г., по данным С. Г. Ке-линой, из 246 статей Особенной части исключена была 1, введено вновь 40 и изменено 6072.
В 70-е годы законодательные новеллы касаются преступлений против общественной безопасности, об щественного порядка и здоровья населения, в част ности существенно изменилась ответственность за все преступления, связанные с наркотиками. В 80-е годы появились такие составы, как незаконное обучение каратэ (ст. 2191 УК РСФСР), получение незаконно го вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (ст. 1562 УК РСФСР), нарушение правил торговли (ст. 1563 УК РСФСР), незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов (ст. 1564 УК РСФСР), преследование граждан за критику (ст. 1391 УК РСФСР) и ряд других.
По данным А. И. Коробеева, за период действия УК РСФСР (по состоянию на 1 января 1986 г.) была установлена или расширена уголовная наказуемость К деяний, предусмотренных более чем 50 статьями УК73. |
Так1ш образом, цель общего
предупреждения ре ализовывалась в
действующем законодательстве глав
ным" обра'зтагПосредством
Серьезным недостатком изменений и дополнений действующего уголовного законодательства является то, что они, по сути, есть частичные усовершенствова ния отдельных статей Особенной и Общей части. Речь же в современных условиях должна идти «о создании целостной системы уголовно-правовых ин ститутов и норм, воплощающих принципы социализ-^. ма и коммунистические идеалы общественного раз-1' вития с качественно новой полнотой, невозможной в I прежних условиях»76. Это обстоятельство во многом 1 определило решение о подготовке нового уголовного I законодательства.
В современных условиях общественно-экономичес
кого развития при повышении уровня
правового и политического
3. Обстоятельства,
влияющие на специальное
Дифференциация
Показателен в плане исследования
возможностей дифференциации ответственности
и индивидуализации наказания анализ
законодательного регулирования лишения
свободы. По данным Ш. С. Грингауз, в
уго ловных законах 1917—1918 гг. содержалось
14 раз личных указаний на срок лишения
свободы: от 7 дней и выше, до лишения
свободы без указания низшего
и высшего пределов. Внутри этих
границ располага лись в достаточной
мере дробные сроки — с указа
нием на высший предел — «до» — или
с указанием на низший предел —
«не ниже»80. Тем самым первые законы
Советской власти предоставляли
судам широ кие возможности
Достаточно широко использовались в уголовном законе наказания, не связанные с лишением свободы. Разнообразие их видов в сочетании с широким ус мотрением судов при их назначении также создавало реальные предпосылки для дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания.
Значительное место в системе наказания указан ного периода было отведено принудительным работам как мере трудового воздействия на преступников. При подведении итогов уголовной политики в 1917— 1918 гг., было отмечено, что народные суды широко пользуются этим видом наказания, «успешно приме няя его во всех тех случаях, где трудовое воспитание является более действенным видом исправления, чем условное осуждение»81.
Принудительные работы использовались и как до полнительное к лишению свободы наказание. Декрет СНК. от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» устанавли вал, что к наиболее тяжелым и неприятным принуди тельным работам должны приговариваться лица, при надлежащие к имущему классу и пользующиеся взят кой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности82.
В законодательстве и судебной практике достаточ но часто встречался штраф и как основное, и как до полнительное наказание. В первой половине 1918 г. к штрафу было приговорено 54% всех осужденных народными судами г. Москвы. Во второй половине года эта цифра увеличилась до 56,9%. Почти 30% осужденных тридцатью трибуналами з 1918 г. соста вили осужденные к штрафу83.
Эти цифры свидетельствуют
как об относительной мягкости уголовной
репрессии, так и об определенном
направлении уголовной
Как дополнительное наказание за должностные преступления применялось лишение права занимать общественные должности (бессрочно или на опреде ленный срок). В практике народных судов применя лись также выговор и общественное порицание. На родными судами г. Москвы к этим мерам в первой половине 1918 г. было приговорено 4% осужденных, во второй —4,2%84.
Кроме того, суды использовали меры наказания, не предусмотренные законами, например, «выговор в присутствии суда», «запрещение выступать на соб рании», «прохождение курса политграмоты» и неко торые другие. По общему правилу эти меры применялись тогда, когда преступление было результатом не достаточной политической сознательности, а винов ный принадлежал к трудящимся классам.