Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:56, монография
Курс на ускорение социально-экономического развития, демократизацию всех сторон общественной жизни, повышение творческой активности масс требует укрепления социалистической законности и правопорядка, обеспечения надежной охраны конституционных прав и законных интересов советских граждан, строгого соблюдения принципов социальной справедливости.
Введение
Глава первая Проблема целей наказания: теоретический аспект .... 6
1.Понятие наказания и его цели 6
2.Определение целей наказания в законе 19
Глава вторая Цели наказания' эмпирические исследования 38
1.Понятие общего предупреждения . 38
2.Эмпирические исследования общего предупреждения . . 51
3.Понятие и исследования специального предупреждения . 69
Глава третья Соотношение общего и специального предупреждения в
советском уголовном праве историке юридический аспект 82
1.Функции государства и уголовная политика . ... 82
2.Обстоятельства, влияющие на общее предупреждение . 87
3.Обстоятельства, влияющие на специальное предупреждение 108
4. Современные тенденции в соотношении целей наказания 123
В первой половине 50-х годов наблюдаются изме нения в уголовной политике в сторону ее гуманизации (например, были декриминализированы некото рые преступления, дифференцирована ответственность за хищения и т. д.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. было признано не обходимым пересмотреть советское уголовное зако нодательство в направлении замены уголовной ответ ственности за некоторые преступления мерами адми нистративного и дисциплинарного воздействия и смяг чения уголовной ответственности за отдельные преступления104.
Изменение политических и
социально-психологи ческих обстоятельств,
обусловленное победой советс кого
народа в Великой Отечественной
войне и сменой руководства страны,
с неизбежностью вызывало об новление
всего уголовного законодательства.
Содер жащиеся в нем
В уголовном законодательстве были закреплены серьезные гуманистические и демократические нормы. Среди важнейших можно отметить отмену инсти тута аналогии; закрепление принципа ответственное- | ти за вину (ст. 3 Основ), что исключало применение *< мер уголовно-правового воздействия на основании «социальной опасности» лица; сокращение макси мального срока лишения свободы (с 25 лет до 10, а в исключительных случаях — до 15 лет); повышение возраста уголовной ответственности; закрепление в законе новых видов освобождения от уголовной от ветственности (передача виновного на поруки; нап равление материалов в товарищеский суд). Одновре менно в уголовных кодексах союзных республик бы ло сокращено число преступных деяний и было про ведено общее смягчение санкций с включением в них наказаний, не связанных с лишением свободы. Так, в первоначальной редакции УК РСФСР 1960 г. уволь нение от должности было предусмотрено в 10 статьях против 3 в УК РСФСР 1926 г., общественное порица ние— соответственно в 19 статьях против 5105.
В Основах уголовного законодательства
получила закрепление важная тенденция
советской уголовной политики, сохраняющаяся
до настоящего времени. Это использование
более мягких мер уголовной от
ветственности в отношении лиц,
совершивших впер вые преступления,
не представляющие большой об щественной
опасности, и применение строгих
наказа ний к виновным в тяжких
преступлениях и рециди вистам, упорно
не желающим встать на путь исправ ления.
Таким образом, происходит дифференциация
уголовно-правового
В 70-е годы советское уголовное законодательство пополнилось такими важными институтами, как условное осуждение к лишению свободы с обязатель ным привлечением осужденного к труду (ст. 232 Ос нов, ст. 242 УК РСФСР) и отсрочка исполнения при говора (ст. 391 Основ, ст. 46' УК РСФСР)106. Введен ная в 1977 г. в отношении несовершеннолетних, с 1982 г. отсрочка исполнения приговора была распро странена и на взрослых преступников.
В 1982 г. был принят Указ Президиума
Верховно го Совета СССР «О дальнейшем
совершенствовании уголовного и
исправительно-трудового
Были внесены соответствующие изменения как в Общую, так и в санкции Особенной части уголовных кодексов союзных республик. Так, в ряд санкций, предусматривающих лишение свободы, в качестве альтернативного наказания были введены исправи тельные работы (например, ч. 2 ст. 89 УК РСФСР), в некоторых санкциях срок исправительных работ был увеличен с одного года до двух лет (например, ч. 1 ст. 89 УК РСФСР). Аналогичные изменения были внесены и в отношении новых размеров штрафа. В настоящее время он предусмотрен в качестве основ ного и дополнительного наказания в 32% санкций Особенной части УК РСФСР108. Всего же изменениям и дополнениям были подвергнуты около 90 санкций статей Особенной части УК РСФСР.
Целями законодательных изменений 1982 г. было обеспечение более дифференцированного подхода к правонарушителям в зависимости от их личности и степени общественной опасности совершенного прес тупления, а также создание реальных альтернатив наказанию в виде лишения свободы.
В результате в 1983—1984 гг. значительно сокра тилось применение лишения свободы, в первую очередь за счет более широкого применения исправитель ных работ, предусмотренных на более длительный срок, чем раньше. Шире стал назначаться штраф, а также условное осуждение к лишению свободы с обя зательным привлечением осужденного к труду и от срочка исполнения приговора. Такая практика, как отмечалось при обсуждении этих вопросов в Верхов ном суде РСФСР, оправдала себя, поскольку за два года применения нового законодательства не имелось случаев отмены приговоров за мягкостью назначен ного наказания109. Хорошие результаты дало и применение исправительных работ без лишения свободы. В 1983—1984 гг. они применялись в отношении каж дого четвертого-пятого осужденного, при этом 36,2% из них — на срок от 1 года до двух лет. По данным Ю. Б. Мельниковой и Т. Д. Устиновой рецидив пол ностью отсутствовал после применения исправитель ных работ за нарушение правил безопасности движе ния и эксплуатации транспорта, не причинившее тяж ких последствий (ч. 1 ст. 211 УК РСФСР), и за хищение государственного или общественного иму щества, совершенное путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления служебным положением, не причинившее крупного ущерба (ч. 1, 2 ст. 92 УК РСФСР)110.
Анализ судебной практики позволяет и в дальней шем ориентировать суды на применение дифференцированного подхода к назначению наказания лицам, впервые совершившим преступления, не представля ющие большой общественной опасности, и лицам, виновным в тяжких преступлениях. Так, Пленум Вер ховного суда РСФСР в постановлении от 23 апреля 1985 г. «О применении судами РСФСР законодатель* ства, регламентирующего назначение мер уголовно го наказания» обратил внимание судов на правильное применение законодательных новелл 1982 г., которые позволяют широко использовать меры наказания, не связанные с лишением свободы, в отношении лиц, совершивших преступления, не представляющие боль шой общественной опасности, способных встать на путь исправления и перевоспитания без изоляции от общества111. Пленум Верховного суда СССР указал, что в отношении указанной категории лиц всякий раз должен обсуждаться вопрос о возможности наз начения мер наказания, не связанных с лишением свободы112.
Такое направление советской уголовной политики во многом обусловлено социальными изменениями, происходящими в нашем обществе. Поскольку под влиянием научно-технической революции, усложнения экономических процессов и социальных взаимосвязей происходят быстрые изменения в образе жизни лю дей, ценностных ориентациях, в отношении к нака занию и в восприятии его, постольку стало необходи мым создание такой уголовной политики, способы и I методы которой были бы адекватны происходящим I социальным изменениям. Отмеченные обстоятельства 1 приводят к дифференцированному подходу к назна чению мер наказания в зависимости от характеристик личности виновных и тяжести совершенных ими прес туплений, что служит достижению цели специального предупреждения преступлений.
На предупреждение рецидива
направлены также разнообразные
формы освобождения от уголовной
от ветственности и реального
отбывания наказания (на пример, условное
осуждение, отсрочка исполнения приговора,
условно-досрочное освобождение от
нака зания и замена наказания
более мягким). В поста новлении
Пленума Верховного суда СССР от 3 де
кабря 1986 г. обращалось внимание судов
на более полное использование права
освобождения от уго ловной ответственности
с привлечением к админист ративной
ответственности или с
Таким образом, в Основах
уголовного законода тельства 1958 г. было
определено, а в последующем
4. Современные тенденции в соотношении целей наказания
Как показывает анализ советского уголовного зако нодательства с первых лет Советской власти до на стоящего времени, соотношение целей наказания не оставалось неизменным. В 1923 г. А. А. Пионтковс-кий отметил, что соотношение общего и специально го предупреждения изменяется в зависимости от кон кретной социально-политической обстановки. В той же работе им была сформулирована точка зрения, согласно которой по мере укрепления социалистического государства потребность достижения цели общей превенции будет ослабевать и во все большей степе ни на первый план будет выдвигаться цель специаль ного предупреждения114.
До сегодняшнего дня по этому вопросу в теории уголовного права нет единого мнения115. Точка зрения А. А. Пионтковского, подтверждаемая анализом современного состояния уголовного законодательства и практики его применения, представляется наиболее обоснованной.
При анализе соответствия между тяжестью прес тупления и тяжестью наказания Гегель в «Философии права» обратил внимание на то обстоятельство, «что «если положение самого общества еще шатко, [тогда закону приходится посредством наказания устанавливать пример, ибо наказание само есть при мер, направленный против примера данного преступ ления», т. е. что суровые наказания находятся в оп ределенном соотношении с состоянием общества в .данную эпоху116. Соответственно «сила общества, его ' уверенность в своей силе и прочности... приводит к большей мягкости наказания»117. Это происходит по-I тому, что общественная опасность преступного деяния, изменяясь в зависимости от состояния общества, для общества, «обладающего в себе прочным и крепким существованием»118, оценивается иначе, чем в слабом обществе. В целом преступные деяния для сильного 1 общества менее опасны, чем для слабого, что и при-, водит к смягчению наказаний.
Гегель отметил направление развития уголовной политики в области наказаний от общего предупреж дения (устрашения) и суровых мер наказания к смяг чению наказаний, более характерному для специаль ного предупреждения. Он правильно связывал изме нения в уголовной политике с изменениями в состоя нии общества. А. А. Пионтковский развил эти идеи применительно к социально-политическим условиям жизни Советского государства.
Советская уголовная политика
в области примене ния
Представляется, что в последние годы все большее внимание уделяется цели специального предупрежде ния преступлений. Наблюдается расширение исполь зования наказаний, не связанных с лишением свобо ды и сокращением применения лишения свободы.
По данным Верховного Суда СССР, уровень на значения наказания в виде лишения свободы сократился в 1987 г. по сравнению с 1984 г, в 1,5 раза,т. е. с 49 до 34%. Поддерживая эту тенденцию, он указал, что «наше государство не нуждается в необоснованно жестких наказаниях», но предостерег от неоправданного либерализма в отношении злост ных преступников119.
Изменения и дополнения уголовного
законода тельства, принятые в последнее
десятилетие, а также анализ руководящих
постановлений Пленума Вер
Законодательные новеллы 1977 и 1982 гг. предос тавили судам значительные возможности для дифференциации ответственности и индивидуализации наказания, обусловили возрастание применения санк ций, не связанных с лишением свободы. Суды стали видеть в них реальные альтернативы лишению свобо ды, что привело к изменению соотношения лишения свободы и других мер наказания в судебной практи ке120. По нашему мнению, причинами, влияющими на возрастание применения наказаний без лишения сво боды, являются:
изменения социальных условий, стандартов жизни и правового сознания людей, при котором уголовное наказание оценивается и субъективно воспринимается значительно острее, чем раньше;
низкая эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которая привела не только к сохранению достаточно высокого процента рецидива, но и к негативной оценке этого наказания общественным мнением. По данным выборочных исследований, 53% опрошенных законопослушных граждан весьма пессимистично оценивают исправительное воздействие лишения свободы121;
расширение полномочий общественности и трудовых коллективов в процессе исправления осужденных к условным мерам и с отсрочкой исполнения приговора. Практика показывает, что в среднем по стране в 50% случаев применения отсрочки обязан ность по наблюдению за осужденным и проведению с ним воспитательной работы возлагается на трудо вые коллективы. В отдельных регионах эта цифра увеличивается до 80% случаев122;
— определенное влияние на законодательство я практику его применения результатов научных иссле-дований, обосновывающих преимущества применения мер наказаний без лишения свободы по сравнению с лишением свободы как для самих осужденных, так и для всего общества123.