Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:33, дипломная работа
Уголовное право с древних времен выполняет охранительную функцию в сфере взаимоотношений государства и граждан и острого противоборства выражаемых ими публичных и частных интересов. Конституция российской Федерации обладает высшей юридической силой и устанавливает основы правового регулирования, в том числе в части терминологии для остальных отраслей права. Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что в юридической науке недостаточно междисциплинарных исследований, направленных на выявление влияния конституционного права на иные отрасли права.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конституционная направленность целей наказания и задач уголовного законодательства ……………………………………......
6
1.1. Коллизии между Конституцией Российской Федерации в области основ уголовного законодательства....................................................
6
1.2. Последовательность диалектического подхода к преступлению, как социальному явлению....………………………………………....
28
Глава 2. Уголовно-правовая ответственность и уголовное наказание……... 32
2.1. Конституционные основания установления признаков субъекта преступления.…………………………………………………………
32
2.2. Законодательный и правоприменительные аспекты и их восполнение в правоприменительной практике. Взаимосвязь международного и внутригосударственного уголовного законодательства ………...…………………………………………...
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………… 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….. 73
Необходимость соблюдения принципа правовой определенности подчеркивает в целом ряде своих решений Европейский суд по правам человека. Согласно позициям Европейского суда закон должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью позволяли лицу предвидеть прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия (Постановления Европейского суда от 26 апреля 1979г. по делу «Санди Таймс» против Соединенного Королевства (№1) (п.49), от 31 июля 2000г. по делу Йечиус против Литвы (п.56), от 28 марта 2000г. по делу Барановский против Польши (п.50-52), от 28 октября 2003г. по делу Ракевич против Российской Федерации (п.31), от 24 мая 2007г. по делу Игнатов против Российской Федерации (п.74), от 24 мая 2007г. по делу Владимир Соловьев против Российской Федерации (п.86)).
При этом Европейский суд уточнил, что степень точности, требуемой от национального законодательства, «в значительной степени зависит от содержания оспариваемого закона, сферы, которую он предназначен охватывать, количества и статуса тех лиц, кому он адресован» (Постановление Европейского суда от 25 августа 1993г. по делу Хорхерр против Австрии).
Вместе с тем Европейский суд признал, что «формулировать нормы права с абсолютной точностью может быть трудной задачей и что определенная степень гибкости нормы может быть даже желательно с тем, чтобы позволить национальным судам разрабатывать свое законодательство в свете своего мнения о том, какую меру подлежит применить в интересах правосудии» (Постановление Европейского суда от 27 марта 1996г. по делу Гудвин против Соединенного Королевства).
«Необходимо также учитывать, что как бы четко ни было составлена правовая норма, ее применение затрагивает неизбежный элемент судебного толкования, поскольку всегда будет иметь место необходимость разъяснения вызывающих сомнения вопросов и приспособлений к конкретным обстоятельствам. Наличие сомнения в отношении пограничных фактов само по себе не делает правовую норму не предвидимой в ее применении. Подобным образом и тот факт, что такая правовая норма может иметь более чем одно толкование, не означает, что она не соответствует требованию «предсказуемости» по смыслу Конвенции» (Постановление Европейского суда от 15 ноября 1996г. по делу Кантони против Франции и от 17 февраля 2004 г. по делу Коржелик и другие против Польши).
Практика Европейского суда, таким образом, ориентирует на то, что требование ясности и предсказуемости закона не является самоцелью, оно зависит от предмета правового регулирования, в степени его возможной детализации, категории лиц, которым адресован известный закон, исходя не из его абсолютной точности, а из возможности конкретного лица предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий (бездействий) с помощью толкования, в том числе в системе действующего правового регулирования, а также правоприменительной (судебной) практики.
Соответственно, нормы уголовного закона рассчитаны на непрофессионала (нормы, если так можно выразиться, общеуголовного характера, например об ответственности за преступления против собственности) и нормы, обращенные к квалифицированному специалисту (например, ст.172 УК РФ и многие другие статьи об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности), не могут предполагать равную степень определенности. Иными словами, уголовно-правовая норма, устанавливающая ответственность за тот или иной вид незаконно профессиональной деятельности, адресованное лицам, занимающимся известной деятельностью, должна быть достаточно ясной и определенной для специалистов именно этой сферы, в том числе с учетом систематического толкования нормы и соотнесения ее положений с совершаемой или планируемой лицом деятельностью (и при возможности получения консультаций по неясным вопросам).
В связи с
этим не будет отвечать требованию
формальной определенности уголовно-правовая
норма, которая, например: не позволяет
отграничить вписанное в ней
деяния от административного правонарушен
Таким образом, конституционно обусловленными требованиями, предъявлениями к уголовному закону и ограничивающими дискрецию федерального законодателя в уголовно-правовой сфере, являются: социальная обусловленность уголовно-правовой нормы, недопустимость ее произвольности; справедливость, соразмерность, и индивидуализация (дифференциация) уголовной ответственности и наказания; формальная определенность уголовно правовой нормы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
Название разделов, глав и их содержание в сфере прав и свобод человека привести в соответствие с конституционно-правовой терминологией:
а) раздел VII назвать «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»;
б) часть преступлений, которые включены в главу 19, но по содержанию должны относиться к другим главам, переместить в соответствующие главы: нарушение неприкосновенности частной жизни (в главе 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»), статья 295 – посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (в главе 3 «Преступления против правосудия»), статья 317 – посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (в главе 32 «Преступления против порядка управления»), статья 357 – геноцид (в главе 34 «преступления против мира и безопасности человечества»).
1) Название разделов, глав и их содержание в сфере прав и свобод человека привести в соответствие с конституционно-правовой терминологией:
а) раздел VII назвать «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»;
б) часть преступлений, которые включены в главу 19, но по содержанию должны относиться к другим главам, переместить в соответствующие главы: нарушение неприкосновенности частной жизни в главу 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав в главу 21 «Преступления против собственности», отказ в предоставлении гражданину информации в главу 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», нарушение правил охраны труда. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение, невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат - в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»;
в) главу 19 назвать «Преступления против политических прав граждан» оставить там соответствующие преступления (нарушение избирательных прав, права на проведение публичных мероприятий).
2) В диспозиции статей, предусматривающих смертную казнь (ст.227, 295 и 317), обязательно указывать убийство государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, а не просто посягательство на жизнь, так как ст.20 Конституции Российской Федерации допускает смертную казнь только за преступления против жизни. Возможно выделение в указанных статьях двух частей. В одной из которых предусмотреть покушение на убийство и виды наказания без смертной казни, а во второй части убийство и наказание за него в виде смертной казни.
Реализация
вышеуказанных предложений
Информация о работе Конституционные основы уголовного законодательства России