Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 06:39, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Основной целью дипломной работы выступает изучение преступности несовершеннолетних в Казахстане в советский и постсоветский период, изучение личности несовершеннолетнего преступника в Казахстане, изучение основных причин и условии преступности несовершеннолетних в Казахстане и разработка системы мер предупреждения преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан а также особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4-7
1 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК СУБЪЕКТЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………....8-27
1.1Отношение общества, государства к подрастающему поколению……………………………………………………………………..8-11
1.2 Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними…………………………………………….................11-21
1.3 История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве……………………………………………………………..21-27
2. УГОЛОВНО ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РК.................28-56
2.1 Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних………….…28-44
2.2 Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия……………………………………………….44-53
2.3 Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания……………………………………………………………………..53-56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..57-60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...61-64
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..65-72

Файлы: 1 файл

Диплом 06.12.2012 Microsoft Word.docx

— 195.45 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Университет «Туран-Астана»

 

 

 

 

 

 

 

Особенности уголовной  ответственности несовершеннолетних

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

050301 — специальность «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2012

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 

Университет «Туран-Астана»

 

 

                                                            «Допускается к защите»

«__»_______2012 г. протокол №____

Зав. кафедрой «Правоведение»

к.ю.н., профессор

___________________ Барсукова Р.А.

             (подпись)

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних»

 

050301 – специальность  «Юриспруденция»

 

Выполнил:

студент группы                                                         Ю-408 Билан Г.И.

                   

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент       Турлыбаев О.Н.

 

                                                      Астана, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4-7

1 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК  СУБЪЕКТЫ  УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ   ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………....8-27

1.1Отношение общества, государства к подрастающему поколению……………………………………………………………………..8-11

1.2 Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними…………………………………………….................11-21

1.3 История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве……………………………………………………………..21-27

2. УГОЛОВНО ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ  РК.................28-56

2.1 Уголовное наказание  в отношении несовершеннолетних………….…28-44

2.2 Применение к несовершеннолетним  принудительных мер воспитательного  воздействия……………………………………………….44-53

2.3 Освобождение несовершеннолетнего  от уголовной ответственности  и наказания……………………………………………………………………..53-56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..57-60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...61-64

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..65-72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Президент Республики Казахстан H.A. Назарбаев в числе основных приоритетных задач в программе «Казахстан - 2030» назвал укрепление национальной безопасности и борьбу с преступностью, включая преступность несовершеннолетних. Это связано с тем, что не все в стране происходит одинаково хорошо и бесконфликтно. «В результате экономического спада доходы и уровень жизни большинства наших граждан ухудшились. Ликвидация уравниловки, и создание функционирующего рынка труда привели к появлению большого различия между богатыми и бедными. При этом низка прослойка среднего класса - ведущей опоры государства, основного стабилизирующего фактора общества. Болезненный переход от командной к рыночной экономике породило острое, доселе неизвестное нам в таких масштабах проблемы бедности и безработицы. Они создают питательную почву преступности, наркомании, порождают общественную депрессию и наращивают потенциал общественной нестабильности»[1]. Именно в силу этих процессов преступность несовершеннолетних становится в настоящее время источником острой обеспокоенности общества. Нарастают неблагоприятные тенденции в динамике преступности несовершеннолетних: ее омоложение и феминизация, усиление группового характера, увеличение количества наркоманов и токсикоманов среди несовершеннолетних.                                            Одним из негативных последствий современного казахстанского общества является снижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Экономические проблемы, переживаемые взрослыми, прямо сказываются на психологической установке в семьях. Это приводит к отстраненности родителей от воспитания свои детей, неблагополучию в семьях. Сохраняется устойчивый уровень числа родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних. На сегодняшний день на профилактических учетах органов внутренних дел республики состоит более 12 тысяч неблагополучных семей, в которых проживает около 34 тыс. детей[2].

Проблема преступности несовершеннолетних усугубляется в целом кризисным  состоянием образования и воспитания. Существенно снизилось финансирование образовательных, культурно-просветительских учреждений, учреждений социальной защиты и социальных служб. Несмотря на повышение  роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные  учреждения стараются избавиться от «трудных» учащихся. В результате у них формируется устойчивая установка на жестокость, возникает чувство обездоленности, констатируется сниженный интеллектуальный потенциал, который у многих подрывает веру в свои позитивные возможности, что нередко выражается в различных формах асоциального поведения. Все это требует глубокого научного осмысления названных процессов с криминологических позиций.

Степень научной разработанности  проблемы. Общие проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних рассматривались в трудах многих российских и казахстанских ученых. Среди них особое место занимают: Астемиров З.А., Бабаев М.М., Болдырев Е.В, Долгова А.И, Ермаков В.Д., Забрянский Г.И., Игошев К.И., Лелеков ВА. Миньковский Г.М., Абдиров Н.М., Акимжанов Т.К., Бейсенов Б.С, Бегалиев К.А., Бимурзин СБ., Бугыбай Д.Б., Каиржанов Е.И., Кусниденов К.К., Мауленов Г.С., Молдабаев С.С., Нарикбаев М.С., Нуртаев Р.Т., Орымбаев P.O., Рустемова Г.Р., Сейтжанов М, Чокморова A.C., Чукмаитов Д.С., Шапиновой С. А., Шаяхметова Ж.

Работы этих ученых , несомненно, и еще долгие годы будут иметь большую научную и практическую ценность. Однако многие из исследований этих авторов в основном проводились еще в период существования СССР, в иных общественно-политических условиях. Сейчас же социально-экономическая и криминальная обстановка в бывших республиках Советского Союза коренным образом изменилась и интенсивно изменяется именно в последние годы. Указанные обстоятельства предопределили тему и актуальность данного исследования.

В УК РК 1997 г. вопросы об уголовной  ответственности несовершеннолетних решены в самостоятельном шестом разделе, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц, которым, как указано в ст. 78 УК, к моменту совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Эти особенности по существу являются отступлениями от правил Общей части УК; они обусловлены исключительно возрастом субъектов преступления и все исключения направлены на смягчение ответственности и наказания.

Оценивая содержание раздела шестого УК РК об уголовной ответственности несовершеннолетних, необходимо учитывать, что данный раздел - составной компонент Общей части, который находится в неразрывной связи с другими её положениями. Эта связь проявляется, прежде всего, в том, что все исходные положения о задачах и принципах уголовного закона, об основаниях уголовной ответственности, о действии уголовного закона во времени и пространстве, о понятии и видах преступлений, о вине, о соучастии, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и некоторые другие в раной степени относятся и к несовершеннолетним, совершившим преступления. Иными словами, почти все положения Общей статьи части УК, которые прямо не решают вопросы ответственности, относятся ко всем лицам, совершившим преступления, независимо от возраста виновного. В то же время в Общей части УК за рамками раздела об уголовной ответственности несовершеннолетних остались нормы, которые либо непосредственно устанавливают исключения, либо регулируют ответственность несовершеннолетних на общих основаниях. Например, в ч. 4 ст. 13 УК предусмотрено, что судимость за преступления, совершённые лицом в возрасте до восемнадцати лет, не учитывается при признании рецидива преступлений; ст. 15 УК устанавливает и дифференцирует возраст несовершеннолетних, с которого наступает уголовная ответственность; об условном осуждении без каких-либо изъятий распространяется на несовершеннолетних; об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, а также с изменением обстановки - применимы и к несовершеннолетним; об освобождении от наказания по болезни в равной степени относятся и к несовершеннолетним.                                                                            Особенностью ответственности несовершеннолетних за совершённое ими преступление является возможность её реализации или с освобождением от уголовной ответственности и применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 82 УК), или с привлечением к уголовной ответственности.

Цели и задачи исследования. Основной целью дипломной работы выступает  изучение преступности несовершеннолетних в Казахстане в советский и  постсоветский период, изучение личности несовершеннолетнего преступника в Казахстане, изучение основных причин и условии преступности несовершеннолетних в Казахстане и разработка системы мер предупреждения преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан а также особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

В соответствии с постановленной целью  исследования было направлено на решение  следующих задач:

• изучить и обобщить, имеющуюся  как в Казахстане, так и за рубежом, литературу, исследования и разработки проблем борьбы с преступностью  несовершеннолетних, определив типичные для Казахстана черты преступности несовершеннолетних и имеющиеся  тут проблемы и упущенные возможности;

• выявить социально-демографические  и нравственно-психологические особенности  несовершеннолетних, совершивших преступления в Казахстане;

• определить основные криминогенные обстоятельства, способствующие совершению преступности несовершеннолетних;

• изучить практику борьбы с преступностью  несовершеннолетних в Казахстане

Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  в связи с преступностью несовершеннолетних в Республике Казахстан, ее выявлением, анализом, осуществлением мер борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Предмет исследования - современные  теоретические представления о  преступности несовершеннолетних в  Республике Казахстан, нормативно-правовые акты Казахской ССР и Республики Казахстан, направленные на борьбу с преступностью несовершеннолетних.

Нормативную базу исследования составили Конституция Республики Казахстан, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, Законы Республики Казахстан, Указы Президента Республики Казахстан, Постановления правительства Республики Казахстан, постановления Пленума Верховного суда Республики Казахстан, нормативные акты Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, касающиеся вопросов борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Эмпирическую базу исследования составили  статистические данные, характеризующие  состояние, структуру, динамику преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан, данные о демографической характеристике населения Республики Казахстан. Изучены  уголовных дела, проведено анкетирование  учащихся школ и а также несовершеннолетних содержащихся в Центре адаптации  несовершеннолетних.

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК СУБЪЕКТЫ  УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ   ОТНОШЕНИЙ.

 

1.1 Отношение общества, государства к подрастающему поколению

 

      Проблемы  развития воспитания несовершеннолетних, несомненно,

заслуживают самого пристального внимания, так как речь идет о 

завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества,

о национальной безопасности страны, корни которой кроются  в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего  поколения.

Развитие воспитания в  системе образования Республики Казахстан в

последние годы по праву  стало одним из приоритетных направлений  в

деятельности Министерства образования и науки Республики Казахстан,

органов управления образованием субъектов, образовательных учреждений

всех типов и видов. Социальный заказ государства на воспитание

несовершеннолетнего образованного, нравственного, предприимчивого,

готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного

к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего

чувством ответственности  за судьбу страны,  находит отражение  в важнейших документах - ежегодном  Послании Президента Республики

народу Казахстана, Государственной  программе патриотического воспитания

граждан Республики Казахстан  и др.

   В Конституции Республики Казахстан закреплены основные права, непосредственно связанные с процессом   воспитания. В  Конституции Республики Казахстан (ст.  12, 27, 28, 29, 30), Законах Республики Казахстан  «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О браке и, «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», «О детских деревнях семейного типа и домах юношества», «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан»,  «О профилактике и ограничении табакокурения», в Указе Президента Республики Казахстан « О Государственной программе «Здоровье народа», и др. определено, что главная задача системы образования – создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних