Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:01, курсовая работа
Описание работы
Актуальность работы. В период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития рыночной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем в силу ряда причин во властные структуры и в государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества.
Содержание работы
Введение
1. Должностная преступность в Казахстане 1.1. Понятие должностного преступления 1.2. Дореволюционное законодательство о должностных преступлениях 1.3. Коррупционные злоупотребления по советскому уголовному праву 1.4. Современное казахстанское законодательство о должностной преступности 2. Характеристика злоупотреблений должностными полномочиями 2.1. Содержание и признаки должностных преступлений 2.2. Конкретные виды должностных преступлений 2.3. Факторы должностной преступности 3. Перспективы борьбы с коррупцией в Казахстане 3.1. Основные возможности совершенствования средств борьбы с коррупцией в Казахстане
2.1. Содержание и признаки должностных
преступлений
2.2. Конкретные виды должностных
преступлений
2.3. Факторы должностной
преступности
3. Перспективы
борьбы с коррупцией в Казахстане
3.1. Основные
возможности совершенствования средств
борьбы с коррупцией в Казахстане
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность работы. В период
коренной перестройки всех сфер жизни
нашего общества, построения демократического
правового государства, становления и
развития рыночной экономики весьма важная
роль принадлежит органам государственной
власти, а также органам местного самоуправления.
От четкости функционирования государственной
службы, честности и ответственности ее
работников во многом зависит решение
крупномасштабных задач, стоящих перед
обществом и государством. Между тем в
силу ряда причин во властные структуры
и в государственную службу все активнее
проникает организованная и профессиональная
преступность. Ряд работников этих органов
и служб поражены коррупцией, взяточничеством,
протекционизмом и другими негативными
явлениями, нарушающими их нормальную
деятельность, подрывающими их авторитет
в глазах общества.
Однако должностная преступность
появилась не в наши дни.
Дошедшие до нас правовые памятники
цивилизации позволяют заключить, что
должностная преступность - ровесник человечества.
Распространенность и общественная опасность
этого явления скачкообразно возрастают
в периоды крупных социальных потрясений,
нередко сопровождающихся почти полным
уничтожением законности и одновременным
ростом зависимости населения от произвола
чиновников. Современный Казахстан –
не исключение.
Ранние упоминания о коррупции,
«поразившей» государственную службу,
можно обнаружить еще в архивах Древнего
Вавилона, сформировавшихся по меньшей
мере 4500 лет назад. Разумно предположить,
что зарождение коррупции как социального
явления объективно связано с первоначальной
узурпацией права управлять людьми и общим
имуществом, имевшей место задолго до
возникновения государственности. Сам
термин «коррупция» применительно к его
социальному значению начинает употребляться
еще в античный период.
Сегодня коррупция, и, прежде
всего, должностная преступность как наиболее
опасная ее часть, стали представлять
угрозу для казахстанского общества, ослабляя
и даже изменяя направления государственного
влияния на многие сферы социальной жизни.
Коррупция успела «заполнить» освобожденные
государством ниши социального управления
прежде, чем это смогли сделать институты
гражданского общества.
Наиболее простое определение
коррупции или должностных преступлений
- подкупаемость и продажность государственных
чиновников, должностных лиц, а также общественных
и политических деятелей вообще.
Цель данной работы – раскрыть
содержание должностных преступлений
в соответствии с современным казахстанским
законодательством.
В задачи работы входит:
1.Определить понятие должностного
преступления и явление коррупции.
2.Показать генезис развития
отечественного законодательства
о должностных преступлениях.
3.Охарактеризовать злоупотребления
должностными преступлениями как
разновидность должностной преступности
с точки зрения современного
казахстанского законодательства; выявить
факторы, обуславливающие возникновение
данного вида должностных преступлений.
1.Должностная преступность
в Казахстане
1.1.Понятие должностного
преступления
Приступая к уголовно-правовому
и криминологическому анализу должностных
преступлений, необходимо изучить понятийный
аппарат должностной преступности.
Должность – простейшая ячейка
аппарата, предназначенная для одного
работника, определяющая его место и роль
в административной службе. Должность
есть юридическое описание социальной
позиции лица, занимающего ее.
Должность – это прежде всего
служебные обязанности, во исполнение
которых должны производиться служебные
действия.[1]
Определение понятия должностного
лица необходимо, в частности, для решения
вопроса о возможности привлечения к ответственности
работников за служебные правонарушения
или преступления, в зависимости от квалификации
содеянного.
Понятие «должностное лицо»
многократно используется в Конституции
Казахстана. Так, в ст.307 говорится об ответственности
должностных лиц за сокрытие фактов, создающих
угрозу для жизни и здоровья людей. «Решения
и действия (бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд»,- сказано
в Конституции РК.
К сожалению, единого понятия
«должностное лицо» ни в федеральном законодательстве,
ни в юридической науке нет, хотя используется
оно и в конституционном, и в административном,
ни в уголовном, и в других отраслях права.
Определим, кого уголовное право
считает должностным лицом? В ст.307 Уголовного
кодекса РК сказано: «Должностными лицами
в статьях настоящей главы признаются
лица, постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции
в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
учреждениях, а также в Вооруженных Силах
РК, других войсках и воинских формированиях
РК…»
Это понятие должностного лица
не используется при применение норм административного,
финансового, экологического права.
В УК РК имеется глава 8 «Преступления
против интересов службы в коммерческих
и иных организациях» (ст.231). На основании
статей этой главы за злоупотребления
полномочиями, за превышение полномочий,
за коммерческий подкуп (аналог взятки)
к ответственности могут привлекаться
граждане, которых УК называет «лицами,
выполняющими управленческие функции
в коммерческих или иных организациях».
Таким образом, законодатель
создал новое понятие: «лица, выполняющие
управленческие функции». Во многих правовых
актах понятие «должностное лицо» имеет
более широкое толкование, чем в УК РК.
Исходя из определения данного
уголовным правом, в качестве должностных
лиц следует рассматривать должностных
лиц, выполняющих управленческие функции
в органах государственной власти.
В соответствии со ст.14 закона
«Об основах государственной службы РК»[2] государственные
должности подразделяются на политические
и административные. Реестр государственных
должностей государственной службы РК
утверждается Президентом.
Государственная служба - деятельность
государственных служащих в государственных
органах по исполнению должностных полномочий,
направленная на реализацию задач и функций
государственной власти. В этом определении
можно выделить следующие аспекты: 1) государственная
служба представляет собой профессиональную
деятельность, т.е. деятельность являющуюся
для государственного служащего профессией
и, как правило, она связанна с выполнением
им в качестве основного вида деятельности
специальных полномочий; 2) в рамках осуществляемой
деятельности происходит реализация компетенции
государственных органов; 3) эта деятельность
направлена на обеспечение функционирования
государственных органов; 4) такая деятельность
представляет собой исполнение должностных
обязанностей, т.е. в данном случае очевиден
личностный аспект понятия государственной
службы, так как обязанности принадлежат
не государственной службе, не должности,
а самому государственному служащему. Последствия должностных преступлений
состоят в причинении существенного вреда
государственным или общественным интересам
или охраняемым законом правам и интересам
граждан.
В уголовном законе не содержится
родового определения данной группы преступлений.
Теоретически мы можем определить эту
группу преступлений как общественно
опасные деяния (действия или бездействие),
которые совершаются представителями
власти или должностными лицами благодаря
занимаемому или служебному положению
и вопреки интересам службы и причиняют
существенный вред нормальной деятельности
органов государственной службы или службы
в органах местного самоуправления либо
содержат реальную угрозу причинения
такого вреда.
Говоря о должностных преступлениях,
мы довольно часто используем термин коррупция.
[2] Профессор С.В.Максимов, признанный
эксперт в рассматриваемой сфере, определяет
коррупцию как использование государственными,
муниципальными или иными публичными
служащими (в том числе депутатами и судьями)
либо служащими коммерческих или иных
организаций (в том числе международных)
своего статуса для незаконного получения
имущества, прав на него, услуг или льгот
(в том числе неимущественного характера)
либо предоставление названным лицом
такого имущества, прав на него, услуг
или льгот (в том числе неимущественного
характера).[3]
Таким образом, мы видим, что
понятие коррупции значительно шире понятия
«должностного преступления», так как
под коррупцией понимается некое социальное
явление, своего рода система, где в качестве
основного звена присутствует должностная
преступность. При этом общественное сознание
любое проявление должностной преступности
чаще всего определяет как коррупцию,
которая в последние годы приняла транснациональный
характер.
Коррупционера С.В.Максимов
определяет как лицо, занимающее государственную
должность, служащий государственного
или муниципального органа, учреждения
или организации либо негосударственной
(не являющейся муниципальной) организации,
способный нести юридическую ответственность
за совершение акта коррупции, признанный
виновным в совершении коррупционного
правонарушения на основании судебного
решения или в ином установленном законом
порядке.[4]
В целом можно констатировать,
что коррупционная преступность – это
целостная, относительно массовая совокупность
преступлений, посягающих на авторитет
и иные законные интересы государственной
власти, государственной службы в органах
местного самоуправления, в коммерческих
и некоммерческих организациях, не являющимися
органами государственной власти местного
самоуправления, государственными организациями
или учреждениями, выражающихся в незаконном
получении благ лицами, уполномоченными
на выполнение государственных функций,
либо в предоставлении данным лицам таких
благ, а также совокупность самих этих
лиц.
1.2.Дореволюционное законодательство
о должностных преступлениях
История коррупции не уступает
по древности истории человеческой цивилизации. Своими
корнями это негативное социальное явление
уходит в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют
библейские изречения о фактах, расценивающихся
в настоящее время как проявления коррупции.
Вот некоторые цитаты из этой книги: "Князья
твои законопреступники и сообщники воров;
все они любят подарки, и гоняются за мздою...";
"Горе тем; которые за подарки оправдывают
виновного и правых лишают законного!" [5,
с. 201].
Мздоимство упоминается в русских
летописях XIII в. Первое законодательное
ограничение коррупционных действий принадлежит
Ивану III. Его внук Иван Грозный в 1561 году
ввел Судную грамоту, которая устанавливала
санкции в виде смертной казни за получение
взятки судебными чиновниками местного
земского управления. Она гласила: "А
учинут излюбленные судьи судити не прямо,
по посулам, а доведут на них то, и излюбленных
судей в том казнити смертною казнью, а
животы их велети имати да отдавати тем
людям, кто на них донесет".
Ко времени А.М. Романова относится
практически единственный народный бунт
антикоррупционной (с точностью до используемой
в те времена терминологии) направленности.
Он произошел в Москве в 1648 г. и закончился
победой москвичей: хотя часть города
сгорела вместе с немалым количеством
мирных жителей, однако, царем были отданы
на растерзание толпе два коррумпированных
"министра" - глава Земского приказа
Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.
Вопросы уголовной ответственности
за взяточничество и иные формы проявления
корыстных злоупотреблений по службе
нашли отражение в принятом в 1649 г. Соборном Уложении.
Статьи 5 и 7 Соборного Уложения предусматривали
уголовную ответственность за принятие
вознаграждения должностными лицами судебных
органов, а статья 6 расширяла круг субъектов,
подлежащих ответственности за получение
взятки, то есть к ним стали относиться
и лица, которые выполняли те же функции,
что и судебные чиновники. Она предписывала:
"Да и в городах воеводам и диакам и
всяким приказным людям за такие неправды
чинити тот же указ".
При Петре I расцветали и коррупция,
и жестокая борьба царя с ней. Петр I старался всеми
возможными методами и средствами навести
порядок в делах государственной службы,
воздействуя на мздоимцев, лихоимцев и
вымогателей. Однако принимаемые им меры
положительного эффекта не давали. В целях
предупреждения взяточничества и других
корыстных злоупотреблений по службе
он ввел новый порядок прохождения государственной
службы для воевод, которые не могли находиться
на этой должности более двух лет. Данный
срок мог быть продлен только в том случае,
если имелась письменная просьба жителей
города о том, чтобы данное должностное
лицо продолжало исполнять свои обязанности.