Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:01, курсовая работа
Описание работы
Актуальность работы. В период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития рыночной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем в силу ряда причин во властные структуры и в государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества.
Содержание работы
Введение
1. Должностная преступность в Казахстане 1.1. Понятие должностного преступления 1.2. Дореволюционное законодательство о должностных преступлениях 1.3. Коррупционные злоупотребления по советскому уголовному праву 1.4. Современное казахстанское законодательство о должностной преступности 2. Характеристика злоупотреблений должностными полномочиями 2.1. Содержание и признаки должностных преступлений 2.2. Конкретные виды должностных преступлений 2.3. Факторы должностной преступности 3. Перспективы борьбы с коррупцией в Казахстане 3.1. Основные возможности совершенствования средств борьбы с коррупцией в Казахстане
- заниматься предпринимательской
деятельностью, в том числе участвовать
в управлении коммерческой организацией,
независимо от ее организационно-правовой
формы, если непосредственное участие
в управлении коммерческой организацией
не входит в его должностные
обязанности (ст. 10).
В Законе Республики Казахстан
от 2 июля 1998 года №267-I "О борьбе с коррупцией"
должностным и иным лицам, уполномоченным
на выполнение государственных функций,
запрещается заниматься предпринимательской
деятельностью, самостоятельно участвовать
в управлении хозяйствующим субъектом,
если управление или участие в управлении
хозяйствующим субъектом не входит в его
должностные обязанности в соответствии
с законодательством, содействовать удовлетворению
материальных интересов организаций или
физических лиц путем неправомерного
использования своих служебных полномочий
с целью получения материальных благ (п.
2 ст. 10).
Вышеназванные лица в течение
месяца после вступления в должность обязаны
передать в доверительное управление
на время выполнения этих функций в порядке,
установленном законодательством Республики
Казахстан, принадлежащее им имущество,
использование которого влечет получение
доходов, за исключением денег, законно
принадлежащих этим лицам, а также иного
имущества, переданного в имущественный
наем.
В соответствии с Законом "О борьбе
с коррупцией" должностные и иные лица,
приравненные на выполнение государственных
функций, занимающиеся деятельностью,
не совместимой с выполнением этих функций,
подлежат увольнению или иному освобождению
от выполнения соответствующих функций
в установленном законом порядке. Лицо,
уполномоченное на выполнение государственных
функций, или лицо, приравненное к нему,
освобожденное от выполнения указанных
функций в связи с занятием деятельностью,
несовместимой с выполнением таких функций,
не может быть вновь уполномочено на выполнение
таких функций до тех пор, пока не прекратит
заниматься указанной деятельностью.
При этом необходимо знать,
что согласно закону, государственный
служащий в порядке, установленном законодательством,
в течение месяца после вступления в должность
обязан на время прохождения государственной
службы передать в доверительное управление
находящиеся в его собственности доли
(пакеты акций) в уставном капитале коммерческих
организаций и иное имущество, использование
которого влечет получение доходов, за
исключением денег, законно принадлежащих
этим лицам, а также иного имущества, переданного
в имущественный наем.
Государственный служащий имеет право
получать доход от переданного в доверительное
управление имущества, в том числе в форме
вознаграждения, дивидендов, выигрышей,
доходов от сдачи в аренду имущества и
других законных источников.
В соответствии с п. 8 ст. 10 Закона
"О борьбе с коррупцией в РК" лицам,
уполномоченным на выполнение государственных
функций, и лицам, приравненным к ним, запрещается
заключение гражданско-правовых сделок
не под своим именем, на подставных лиц,
анонимно, под псевдонимом и т.д. Эти сделки
признаются недействительными в установленном
законом порядке.
Условия и действия, необходимые
для совершения коррупционного преступления
- незаконной предпринимательской деятельности. Объективная
сторона данного преступления заключается
в учреждении лицом, уполномоченным на
выполнение государственных функций,
либо приравненным к нему лицом, организации,
осуществляющей предпринимательскую
деятельность, либо участие в управлении
такой организацией лично или через доверенное
лицо вопреки запрету, установленному
законом, если эти деяния связаны с предоставлением
такой организации льгот и преимуществ
или покровительством в иной форме.
Таким образом, совершая коррупционное
преступление, должностное лицо либо создает
организацию, осуществляющую предпринимательскую
деятельность, или участвует в управлении
такой организации лично либо через доверенного
человека, хотя возможны и одновременно
два этих действия.
Какие условия необходимы для
привлечения того или иного чиновника
к уголовной ответственности?
Субъектами данного преступления
являются лица, уполномоченные на выполнение
государственных функций, либо приравненные
к ним. Данный состав преступления формальный,
для совершения преступления достаточно
совершения только самого действия, без
наступления последствий, характеризующегося
прямым умыслом. Необходимо доказать связь
действий должностного лица в учреждении
организации или руководства ею с предоставлением
ей определенных льгот и преимуществ.
Например, предоставление выгодных заказов,
налоговых и других льгот и преференций,
кредитов, выигрыша тендеров, получение
заказов, освобождений о различного рода
проверок и создания прочих благоприятных
условий для предпринимательской деятельности.
Иные действия виновных должностных
лиц расцениваются как дисциплинарный
проступок.
Какие санкции предполагаются
за данное преступление?
Согласно ч. 1 ст. 310 УК РК, учреждение лицом,
уполномоченным на выполнение государственных
функций, либо приравненным к нему лицом
организации, осуществляющей предпринимательскую
деятельность, либо участие в управлении
такой организацией лично или через доверенное
лицо вопреки запрету, установленному
законом, если эти деяния связаны с предоставлением
такой организации льгот и преимуществ
или с покровительством в иной форме, наказываются
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до пяти лет со штрафом
в размере от ста до двухсот месячных расчетных
показателей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период от одного до двух месяцев либо
привлечением к общественным работам
на срок от ста восьмидесяти до двухсот
сорока часов, либо арестом на срок от
трех до шести месяцев, либо лишением свободы
на срок до одного года.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 эти
же деяния, совершенные должностным лицом,
наказываются лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
десяти лет со штрафом в размере от трехсот
до пятисот месячных расчетных показателей
или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от трех
до пяти месяцев либо лишением свободы
на срок до двух лет.
Часть 3 ст. 310 УК РК говорит о
том, что совершение должностными лицами
действий, повлекших передачу полномочий
по лицензированию негосударственным
организациям, в том числе общественным
объединениям, наказывается штрафом в
размере от ста до двухсот месячных расчетных
показателей либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
трех лет.
Получение взятки (ст. 311 УК РК). Типичные
мотивы и ситуации для взяточничества. Для
того чтобы эффективно бороться с взяточничеством
- одним из наиболее опасных видов коррупции
- необходимо начинать с его корней, понять
мотивы, которые побуждают людей давать
взятки, и последствия, которые коррупция
влечет для других людей. Можно выделить
четыре основных типа ситуаций:
Категория 1. Взятки даются для
того, чтобы (а) получить доступ к дефицитным
благам или привилегиям или (б) сократить
собственные затраты.
Категория 2. Взятки даются для
того, чтобы получить блага и привилегии,
которые не являются дефицитными, но находятся
в ведении отдельных государственных
чиновников, распоряжающихся ими (то же
относится к ситуациям, когда снижение
затрат также зависит от воли чиновника).
Категория 3. Взятки даются не
собственно за предоставление той или
иной конкретной привилегии, а за дополнительные
услуги, связанные с ее получением (или
со снижением затрат), например, за срочность
или за конфиденциальную информацию.
Категория 4. Взятки даются для
того, чтобы (а) другие не могли получить
ту или иную льготу или привилегию либо
(б) чтобы затраты конкурентов на ее получение
возросли.
К категории 1 относятся ситуации,
в которых взяткодатель в силу чиновничьего
решения оказывается в более выгодном
положении перед конкурентами. К таким
ситуациям относятся получение лицензий
на осуществление экспортно-импортных
операций; операции с иностранной валютой;
предоставление государственных контрактов
или разного рода льгот; концессии на разработку
месторождений нефти и других полезных
ископаемых; распределение государственных
земель; покупка приватизируемых фирм;
доступ к дефицитным фондам, находящимся
в руках государства; получение лицензий
на предпринимательскую деятельность
в условиях, когда число лицензий ограничено;
доступ к общественным благам, например
жилью, субсидиям, усиленной охране предприятия
силами полиции. Во всех этих случаях может
иметь место конкуренция между взяткодателями,
часто провоцируемая или даже специально
создаваемая чиновниками и политиками.
Если разработка государственных программ
находится в ведении чиновников, они могут
либо искусственно создавать дефицит
ради личной выгоды, либо закладывать
в программу перерасход государственных
средств (феномен, известный как "растягивание
ресурсов").
Примерами категории 2 являются сокращение
налогооблагаемой базы или извлечение
более высокой прибыли при отсутствии
четко определенной налоговой ставки;
возможность обойти таможенные правила
и не платить пошлину; возможность избежать
контроля за ценами; предоставление лицензий
на занятие тем или иным видом деятельности
только тем, кто заведомо соответствует
"квалификации"; обеспечение привилегий
при использовании общедоступных видов
услуг (равно как и права на исполнение
таких услуг); получение должностей на
государственной или муниципальной службе;
уклонение от уголовной и административной
ответственности (особенно за должностные
преступления и преступления, не причинившие
вреда физическим лицам); получение разрешения
местных властей на осуществление строительных
проектов; снижение требований к соблюдению
правил безопасности и мерам по охране
окружающей среды. Произвол чиновников
часто ведет к взиманию взяток. Полиция
может платить бандитам за запугивание
предпринимателей и одновременно брать
взятки от тех же бизнесменов за их защиту.
Аналогичным образом политики могут заявить,
что поддержат законы, увеличивающие затраты
предпринимателей, или, наоборот, обещать
предоставление особых привилегий, разумеется,
небескорыстно.
Категория 3 связана с предыдущими
двумя, и суть ее заключается, скорее, в
получении не льгот и привилегий, а некоторых
дополнительных услуг, например: конфиденциальной
информации о конкретных деталях контрактов;
ускоренного обслуживания; сокращения
бумажной волокиты; заблаговременного
уведомления о полицейских акциях; снижения
неопределенности или получения благоприятного
аудиторского заключения, позволяющего
снизить налоги. Часто чиновники-бюрократы
сами создают условия, порождающие такого
рода взяточничество. Например, чиновники
могут затягивать рассмотрение дел или
устанавливать слишком жесткие формальные
требования к заявкам на осуществление
того или иного проекта.
Категория 4, как и 1, также предполагает,
что если кто-то выиграл, то другой проиграл.
В качестве примеров можно привести случаи,
когда владелец нелегального предприятия
платит правоохранительным органам за
то, чтобы они создали проблемы его конкурентам.
Владельцы легального бизнеса могут через
взятки чиновникам добиться, чтобы конкурентам
были созданы проблемы или даже чтобы
у них были отозваны лицензии.
В качестве примера можно привести реальную
ситуацию, когда руководитель налогового
комитета вымогал у бизнесмена магазин
по продаже строительных материалов, строительные
материалы на сумму свыше 50 тыс. тенге
для ремонта своих квартир. Помимо этого
должностное лицо требовало от руководителей
коммерческих структур города оказать
ему безвозмездную финансовую помощь
на общую сумму более 4 млн. тенге. Экс-председатель
налогового комитета осужден за взяточничество
и злоупотребление должностными полномочиями.
Другие примеры. Предпринимателю
понадобился акт согласования для получения
государственной лицензии на розничную
торговлю алкогольной продукцией, но для
законного подписания вышеуказанной бумаги
ему не хватало некоторых документов.
Начальник отдела землеустройства городского
территориального управления и вызвался
помочь за взятку в 25 тысяч тенге. [8]
Администратор судов получил
взятку в 100 долларов от предпринимателя
за обеспечение ускоренного возврата
залога, внесенного на депозит этого ведомства
для участия в торгах по реализации имущества.
Гражданин обратился с заявлением в областной
департамент КНБ по факту вымогательства
пяти тысяч долларов судьей районного
суда за смягчение приговора его сыну.
Приговором суда бывший районный судья
признан виновным в совершении преступления,
предусмотренного ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 311 УК
РК.
Объектом посягательства данного
преступления является нарушение законного
порядка работы органов государственного
и местного самоуправления. Объективная
сторона данного преступления состоит
в получении лицом, уполномоченным на
выполнение государственных функций,
либо приравненным к нему лицом лично
или через посредника взятки за действия
(бездействие) в пользу взяткодателя или
представляемых им лиц, если такие действия
(бездействие) входят в служебные полномочия
лица, уполномоченного на выполнение государственных
функций, либо приравненного к нему лица
либо оно в силу должностного положения
может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно за общее покровительство
или попустительство по службе.
К субъектам коррупционного
преступления следует относить лиц, уполномоченных
на выполнение государственных функций,
либо приравненных к ним лиц.
В Постановлении Пленума Верховного
суда Республики Казахстан от 22 декабря
1995 года №9 "О практике применения судами
законодательства об ответственности
за взяточничество" подчеркивается,
что субъектом этого преступления следует
признавать и тех должностных лиц, которые
хотя и не обладали полномочиями для выполнения
в интересах взяткодателя соответствующих
действий, но в силу своего должностного
положения могли за взятку принять меры
к совершению этих действий другими должностными
лицами.
В качестве предмета взятки могут
быть деньги, ценные бумаги, материальные
ценности, оказываемые безвозмездно, но
подлежащие оплате услуги, а также льготы,
дающие право на имущество (производство
строительных, ремонтных работ; предоставление
санаторных или туристических путевок,
проездных билетов; предоставление на
льготных условиях ссуд или кредитов и
т.п.). Изъятые деньги и другие ценности,
являющиеся предметом взятки и признанные
вещественными доказательствами, подлежат
обращению в доход государства.
Если предмет взятки не обнаружен,
то его стоимость, как неосновательно
приобретенная, взыскивается судом в доход
государства в соответствии с действующим
гражданским законодательством.
В качестве предмета взятки
должностному лицу могут рассматриваться
и передача должностному лицу права на
имущество, а также передача права владения,
пользования или распоряжения этим имуществом,
например, доверенность на автомобиль
с правом продажи или сдача дорогого коттеджа
в пользование по минимальным ценам.
Выгодами материального характера
могут быть строительство домов, работы
по благоустройству, дорогостоящий ремонт,
организация отдыха и прочие, осуществленные
бесплатно. Причем размер взятки не влияет
на решение вопроса о составе преступления.
Для определения размера взятки
предметы взятки должны получить денежную
оценку на основании действующих цен или
тарифов на услуги. Если незаконное вознаграждение
в крупном размере получено частями, то
эти действия представляют собой эпизоды
одного продолжаемого преступления, содеянное
должно квалифицироваться как получение
взятки в крупном размере.
Понятие крупного размера взятки дано
в примечании 1 к ст. 311 УК РК: крупным размером
взятки признается сумма денег, стоимость
ценных бумаг, иного имущества или выгод
имущественного характера, превышающие
пятьсот месячных расчетных показателей.
Необходимо знать, что согласно
примечанию 2 к ст. 311 УК РК, не является
преступлением в силу малозначительности
и преследуется в дисциплинарном порядке
получение впервые лицом, уполномоченным
на выполнение государственных функций,
либо приравненным к нему лицом имущества,
права на имущество или иной имущественный
выгоды в качестве подарка при отсутствии
предварительной договоренности за ранее
совершенные законные действия (бездействие),
если стоимость подарка не превышала двух
месячных расчетных показателей.