Перспективы борьбы с коррупцией в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. В период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития рыночной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем в силу ряда причин во властные структуры и в государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества.

Содержание работы

Введение

1. Должностная преступность в Казахстане
1.1. Понятие должностного преступления
1.2. Дореволюционное законодательство о должностных преступлениях
1.3. Коррупционные злоупотребления по советскому уголовному праву
1.4. Современное казахстанское законодательство о должностной преступности
2. Характеристика злоупотреблений должностными полномочиями
2.1. Содержание и признаки должностных преступлений
2.2. Конкретные виды должностных преступлений
2.3. Факторы должностной преступности
3. Перспективы борьбы с коррупцией в Казахстане
3.1. Основные возможности совершенствования средств борьбы с коррупцией в Казахстане

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 139.99 Кб (Скачать файл)

Превышение власти или должностных полномочий может быть совершено по любым мотивам и целям (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы службы и т.д.), которые не имеют значения для квалификации, но учитываются при назначении наказания. 

Субъектом преступления по ч. 1 ст. 308 УК РК является лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо. 

Часть 2 ст. 308 УК РК предусматривает ответственность за совершение данного преступления должностным лицом, часть 3 – лицом, занимающим ответственную государственную должность. 

Особо квалифицированными видами превышения власти или должностных полномочий признаются деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей ст. 308 УК РК, повлекшие тяжкие последствия, а равно, если они совершены: 

а) с применением насилия или угрозы его применения; 

б) с применением оружия или специальных средств; 

в) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций, либо нанесения вреда другим лицам или организациям (ч. 4 ст. 308 УК РК). 

Понятие «тяжкие последствия» рассмотрено при анализе злоупотребления должностными полномочиями. 

Превышение власти или должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а» ч. 4 ст. 308 УК РК) имеет место, когда действия виновного сопряжены с причинением потерпевшему легкого или средней тяжести вреда здоровью, ограничением его свободы, а также с угрозой применения физического насилия. В тех случаях, когда превышение должностных полномочий было сопряжено с убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений по п. «а» ч. 4 ст. 308 и ст. ст. 96 или 103 УК РК. 

Под применением оружия или специальных средств понимается незаконное фактическое использование огнестрельного или холодного оружия, а также специальных средств (резиновых палок, наручников, слезоточивого газа, водометов и т.д.) для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная возможность (п. «б» ч. 4 ст. 308). 

Совершение данного преступления в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицом или организациям, представляет собой побуждения, связанные со стремлением получить имущественные выгоды без незаконного безвозмездного обращения средств в свою пользу либо пользу третьих лиц, о чем было сказано выше (п. «в» ч. 4 ст. 308). 

Превышение власти или должностных полномочий следует отграничить от злоупотребления должностными полномочиям. Разграничение проводится по объективной стороне - характеру деяния: в первом случае общественно опасное деяние выходит за пределы должностной компетенции, во втором - совершается в ее пределах. Это положение дополняется указанием на то, что злоупотребление должностными полномочиями может совершаться как путем действия, так и путем бездействия, тогда как превышение власти или должностных полномочий Ү только путем действия. С субъективной стороны конструктивным признаком злоупотребления должностными полномочиями является цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, при превышении власти или должностных полномочий такая цель является особо квалифицирующим признаком (п. «в» ч. 4 ст. 308 УК).  
Умышленный выход лица за пределы предоставленных ему полномочий свидетельствует о его повышенной общественной опасности, о более глубоком и осознанном пренебрежении к службе, к деятельности государственного аппарата, нежели злоупотребление должностными полномочиями, которое совершается в пределах компетенции лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом. [18]      

Превышения власти или должностных полномочий отличается от преступления, предусмотренного ч.З ст. 145 УК РК, с той лишь разницей, что действия, выразившиеся в нарушении неприкосновенности жилища, являются специальной разновидностью деяния, предусмотренного ст. 308 УК. 

Правильное представление об объекте и субъекте превышения власти или должностных полномочий является достаточным основанием для разграничения этого состава преступления и превышения полномочий служащими частных охранных служб, предусмотренного ст. 230 УК «Превышение полномочий служащими частных охранных служб».  
Основное отличие сравниваемых преступлений заключается в объекте посягательства и субъекте этих преступлений. Объектом превышения полномочий служащими частных охранных служб выступает установленный порядок осуществления частной охранной деятельности.  
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 230 УК выступает руководитель или служащий частной охранной службы.

 

 

2.2. Конкретные виды должностных  преступлений

 
         Коррупционными преступлениями признаются преступления, предусмотренные пунктом г) части третьей статьи 176, пунктом а) части третьей статьи 193, пунктом а) части третьей статьи 209, статьей 307, пунктом в) части четвертой статьи 308, статьями 310-315, статьей 380 УК РК. 
Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы содержатся в главе 13 УК РК.

Коррупционные преступления, будучи социально-правовым явлением, представляют собой общественно опасные посягательства на охраняемые уголовным законодательством общественные отношения. Общественная опасность таких преступлений определяет их социальную природу. Они опасны, потому что причиняют огромный вред обществу и членам общества, наносят как политический, материальный и пр. вред, а также вредят социальным ценностям и устоям общества.

За последние три года наблюдается рост коррупционной преступности. Количество уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, возросло на 23,8% (с 922 до 1141). 
 
 По данным Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, среди отдельных видов преступлений, отнесенных к разряду коррупционных, возросла выявляемость фактов взяточничества на 8,3% (с 302 до 327), присвоений или растраты вверенного чужого имущества - на 33,3% (с 99 до 132), превышения власти или должностных полномочий - на 5,3% (с 57 до 60), бездействия по службе - в 2,1 раза (с 17 до 36), служебного подлога - на 27,6% (с 453 до 578).

Сравнительный анализ показывает, что в Казахстане рост коррупционной преступности в основном допущен среди судей (с 0 до 22), сотрудников органов внутренних дел - на 79,7% (с 59 до 106), юстиции - на 13,6% (с 22 до 25%), Министерства обороны - в 3,5 раз (с 2 до 7), акимов сельских округов и районов на 22,9% (с 83 до 102).

Взяточничество остается наиболее распространенным проявлением коррупции практически во всех государственных органах. Среди других видов коррупционных преступлений, совершаемых чиновниками, доминирующее положение занимают факты служебного подлога, удельный вес которых составляет 42,6%. Необходимо отметить, что наиболее уязвимыми для коррупции по-прежнему являются государственные закупки, сфера предоставления государственных услуг, инвестиционные и приватизационные процессы, разрешительные и лицензионные системы, перераспределение бюджетных средств и земли, сбор налогов, назначение на руководящие посты и получение работы на государственной службе, деятельность органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 307 УК РК, использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В соответствии с ч. 2 ст. 307 УК РК то же деяние, совершенное должностным лицом, наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или ч. 3 ст. 307 УК РК, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.  
 Превышение власти или должностных полномочий (ст. 308 УК РК) 
 Всем известны случаи вынесения решений чиновниками, в компетенцию которых это не входит, например, незаконных решений по выделению земельных участков, решению кадровых вопросов, проведению тендеров, вынесению решений в пользу других лиц и т.п. Такие права и полномочия, за пределы которых выходит должностное лицо, совершая рассматриваемое преступление, регламентируются законами и подзаконными актами, постановлениями, распоряжениями, приказами, инструкциями и др.

Для совершения подобных преступления необходимо соблюдение трех условий: действия обязательно должны выходить за пределы полномочий лица, причем эти действия должны повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, например, присвоение права проведения следственных действий по делам о коррупционных преступлениях работником других государственных органов - в соответствии с законом такое право принадлежит работникам Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и Комитета национальной безопасности. 

Коррупционное преступление, заключающееся в превышении власти или должностных полномочий, отличается от злоупотребления должностным положением тем, что при злоупотреблении должностное лицо совершает противоправные деяния, не выходя за рамки своих должностных полномочий.

В соответствии со ст. 308 УК РК в случае превышения власти или должностных полномочий лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, то есть совершения действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. 

Отягчающим квалифицирующим признаком является совершение этого деяния должностным лицом (ч. 2 ст. 308 УК), оно наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. 

Особо квалифицирующим обстоятельством считается совершение этого деяния лицом, занимающим ответственную государственную должность, в соответствии со ч. 3 ст. 308 УК РК оно наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до десяти месяцев либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. 
 Если эти деяния повлекли тяжкие последствия либо совершены:  
a)с применением насилия или угрозы его применения;  
b)с применением оружия или специальных средств;  
c)в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 309 УК РК)  
 Полномочия должностного лица присваиваются с целью осуществления незаконных действий, которые влекут существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций. Примером совершения таких незаконных действий может быть совершение оперативно-розыскных действий в отношении граждан лицами, не имеющими на это прав, или, например, когда работник акимата, не являющийся должностным лицом, решает вопросы своего руководства, естественно, с пользой для себя, и т.д.

Для совершения лицом таких преступлений необходимы два условия: 
- незаконное присвоение полномочий должностного лица приводит к существенным нарушениям прав и законных интересов граждан и организаций; 
- существует причинная связь между незаконными действиями и наступившими последствиями.

Необходимо отметить, что эти действия должны характеризоваться прямым умыслом. 

Особенность совершения данного коррупционного преступления заключается в том, что субъектами совершения данных коррупционных преступлений являются только государственные служащие, не являющиеся должностными лицами. Напомним, что должностными лицами, согласно действующему законодательству Республики Казахстан, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 309 УК РК присвоение государственным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 310 УК РК). Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года №453-I  
"О государственной службе" в числе прочих вводит запреты, связанные с пребыванием на государственной службе. Так, в соответствии с законом государственным служащим запрещается:

- заниматься другой оплачиваемой  деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой  деятельности; 

Информация о работе Перспективы борьбы с коррупцией в Казахстане